Перспективы развития отношений между РФ и ВТамО
Одним из существенных направлений таможенной деятельности является инициатива России по созданию нового Евразийского региона в действующей структуре ВТамО. Эта работа направлена на укрепление позиций, повышение влияния на принятие решений России и ЕАЭС во ВТамО. Для осуществления эффективной таможенной деятельности необходимо закрепление всего спектра направлений участия таможенных органов в экономических отношениях в целях выполнения своих функций и решения поставленных задач. Фискальная функция таможенных органов является одной из основных. Известно, что таможенные органы обеспечивают весомую долю доходов федерального бюджета, тем самым имея огромное значение для влияния таможенной деятельности на экономическое развитие страны.
ВТамО в тесном контакте с национальными администрациями разработала комплекс мер, которые призваны способствовать преодолению трудностей, вызванныхтекущим кризисом, и обеспечить стабильность функционирования системы международной торговли. Пакет произведенных ВТАмО антикризисных мер состоит из двух блоков:
Блок 1. Рекомендации таможенным администрациям, касающиеся принципов работы в условиях кризиса.
Блок 2. Меры ВТамО, направленные на содействие национальным таможенным администрациям в текущей ситуации [25].
К первому блоку относятся следующие рекомендации ВТамО национальным таможенным администрациям.
1. Активное использование системы анализа и управления рисками и другихинструментов, призванных упростить принципы международной торговли –ВТамОрекомендует таможенным администрациям внедрить или более активно применять системы анализа и управления рисками и другие современные инструменты, призванные упростить принципы международной торговли, при проведении процедур таможенного контроля, что позволит повысить их эффективность и одновременно с этим будет способствовать повышению скорости трансграничного товарооборота. В частности, ВМО призывает таможенные администрации применять методы контроля в объеме, пропорциональном количеству товаров, перемещаемых на сегодняшний день, что позволит избежать лишнего административного давления на законопослушных торговых операторов.
Таким образом, национальные администрации должны сосредоточить свое внимание на преступлениях, связанных с нарушением таможенных правил, таких как контрабанда, контрафакция, подделка товаросопроводительных документов (занижение таможенной стоимости, указание неверной страны происхождения товара и т.д.), а также деятельность, что представляет угрозу общественной безопасности, а не становиться инструментом решения задач, обусловленных политикой протекционизма.
2. Повышение эффективности двустороннего взаимодействия таможенных служб –ВТамОпредлагает национальным таможенным администрациям повысить уровень информационного обмена, также будет способствовать упрощению международной торговли.
3. Тесное взаимодействие с национальными министерствами, определяющие политику в сфере торговли - ВТамО рекомендует таможенным администрациям проводить консультации с государственными органами, уполномоченными в сфере экономической политики, по вопросам, связанным с налогообложением и инвестициями.
4. Сотрудничество с торговыми операторами - ВТамО предлагает таможенным администрациям устанавливать рабочие контакты с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения своевременного информационного обмена и ускорения выполнения необходимых процедур, что позволит гарантировать непрерывную работу международного цепи поставки товаров. Основным элементом данного сотрудничества является использование программ «уполномоченных экономических операторов» (УЭО), согласно которой экономические операторы, деятельность которых соответствуетопределенному набору критериев, получают определенные преимущества, например, оформляются в ускоренном режиме. Данные принципы устанавливаются Рамочными стандартам безопасности и упрощения международной торговли. Взаимное признание статуса УЭО будет способствовать упрощению торговли в течение всей цепи поставки товаров [12, c.20].
Комплексное управление границей - ВТамО рекомендует национальным таможеннымадминистрациям координировать свою деятельность с другими государственными органами, уполномоченными в сфере администрирования границы, для более эффективной гармонизации и упрощения процедур.
5. Отсрочка платежей - ВТамО предлагает национальным администрациям использовать подход, согласно которому законопослушные экономические операторыполучали бы отсрочку в уплате таможенных платежей или вносили их через определенное время после выпуска товаров в свободное обращение.
6. Гибкий подход в работе с гарантиями (обеспечением) услуг -ВТамО рекомендует таможенным администрациям рассмотреть целесообразность применения гибкого подхода при установлении критериев для лимитов банковских гарантий на время текущего финансового кризиса.
Во второй блок входят такие антикризисные меры, принимаемые ВТамО, среди которых названы следующие [9, c. 409]:
1.Популяризация мероприятий, направленных на упрощение торговли - ВТО продолжит прикладывать усилия в сфере популяризации принципов упрощения и гармонизации таможенных процедур.
2.Дохийский раунд переговоров ГАТТ / ВТО - будучи единственной международнойорганизацией, обладает необходимой компетенцией в области таможенных процедур, ВТО продолжит содействовать группе, ответственной за проведение переговоров по вопросам упрощения торговли, действующей под эгидой ГАТТ / ВТО. Кроме этого, эксперты ВТО также продолжат участвовать в миссиях повышения уровня институционального развития, проводимых под эгидой ГАТТ / ВТО.
3. Институциональное развитие - ВТамО прилагает значительные усилия в контекстесодействие институциональному развитию таможенных администраций развивающихся стран, посредством проведения консультаций, диагностических миссий, профильной подготовки кадров, содействия практическому применению разработанных ВТО инструментов и оказания технического содействия при внедрении мер упрощения международной торговли, призванных способствовать преодолению трудностей, обусловленных мировым финансовым кризисом.
4. Консультирование организаций-доноров - ВТамО продолжит консультированиеорганизаций-доноров, являющихся потенциальными спонсорами программ институционального развития, призванных, помимо прочего, способствовать имплементации принципов международной торговли.
5. Проведение исследований - ВТамО намерена продолжить изучение финансового кризиса для того, чтобы осуществлять сбор актуальной профильной информации и поиск новых мер, призванных способствовать оздоровлению международной экономики и ускорению трансграничного товарооборота.
По мнению экспертов ВТамО, ситуация в сфере международной торговли в свете текущего мирового экономического кризиса продолжит оставаться напряженной. В связи с этим ВТамО и разработала пакет антикризисных рекомендаций и мер, которые, по мнению экспертов организации, будут способствовать стабилизации системы международной торговли в условиях мирового финансового кризиса. По мнению ВТамО, в случае всеобщего применения, данные меры обусловят не только упрощение международной торговли, но и превратят международную торговлю в один из инструментов, способствующих в скором завершении кризиса.
Таким образом, для обеспечения эффективной экономической безопасности страны, защиты населения, природной окружающей среды необходимо совершенствовать и расширять рамки международного таможенного сотрудничества, а также совершенствовать правовую регламентацию таможенных органов, что позволит обеспечить всю полноту функционирования таможенной деятельности, а также улучшить основные экономические показатели развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что в современных условиях развития международной торговли эффективное осуществление внешнеэкономических операций невозможно без института, который бы регулировал таможенные отношения на мировом уровне.
Таким институтом является Всемирная таможенная организация. Это единственная организация в мире, которая предоставляет рекомендации по осуществлению таможенного дела на международном уровне, работает над унификацией и гармонизацией таможенных процедур и способствует защите мировой экономики.
Всемирная таможенная организация определила десять блоков, которые следует ввести и развивать с целью содействия торговли между странами и поддержания стабильности поступлений от таможенных платежей: глобальное сотрудничество таможен, управление координацией на границе, управления рисками, сотрудничество с предпринимательскими кругами, упрощения процедур таможенного оформления в соответствии с требованиями Киотской конвенции, повышение общего и профессионального уровня среди работников таможенных органов.
Важное место среди них занимает институциональное обеспечение, которое заключается в установлении связей между таможенными администрациями государств мира и международными организациями, в то время, как Всемирная таможенная организация оказывает поддержку в процессе проведения реформ и модернизации таможенных служб.
Именно Всемирная таможенная организация помогает создать эффективную стратегию для выполнения задач, которые являются едиными для всех ее членов; способствует развитию взаимовыгодных отношений между таможенными организациями стран мира; обеспечивает институциональное развитие таможенных органов и всестороннее использование их потенциальных возможностей; вводит новые механизмы государственного управления в таможенной сфере с учетом новейших изменений во внешней среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества [Электронный ресурс]: [заключена в г. Брюсселе 15.12.1950 г.] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО "КонсультантПлюс". – М., 2017.
2. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (с изменениями на 24 июня 1986 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901904.
3. Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом, имеющим штаб-квартиру в г. Москве, Россия и в г. Алматы, Казахстан, и Всемирной таможенной организацией (ВТО), имеющей свою штаб-квартиру в Брюсселе, Бельгия от 24 июня 2004 г. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.wcoomd.org/~/media/wco/public/ru/ pdf/about-us/partners/mou/074_mou_ru.pdf?la=en.
4. Меморандум о взаимопониманиимеждуЕвразийскойэкономическойкомиссией и Всемирнойтаможеннойорганизацией от 17 июня2016г., г. Брюссель [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wcoomd.org/~/media/wco/public/ru/pdf/about-us/partners/mou/189_mou_ru.pdf?la=en.
5. Битяй А.Ю., Никонорова А.А. Результаты международного сотрудничества ФТС России и Всемирной таможенной организации//Политика, образование, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы материалы международной студенческой научно-практической конференции. 2016. - С. 34-37.
6. Буваева Н. Э. Всемирная таможенная организация как институциональная основа международного таможенного сотрудничества // Международное таможенное право : учебник / Н. Э. Буваева ; под общ. ред. А. В. Зубача ; Рос. тамож. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2016. – С. 81–85.
7. Буваева Н. Э. Деятельность Всемирной таможенной организации по управлению Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года // Международное таможенное право : учебник / Н. Э. Буваева ; под общ. ред. А. В. Зубача ; Рос. тамож. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2016. – С. 131–133.
8. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография / М.А. Кадыркулов, С.В. Мозер, Н.Г. Липатова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. - 172 с.
9. Гажва В.О.Приоритетные направления развития таможенной деятельности// Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции . 2017. - С. 409-411.
10. Гирка Е.М., Остовская А.А. Всемирная таможенная организация// Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов Материалы и доклады 3-й международной научно-практической конференции. В III частях . Под общей редакцией О.А. Строевой. 2017. - С. 60-61.
11. Гошин В. А. К вопросу о функционировании рабочей группы ВТамО по упрощению процедур торговли / В. А. Гошин, С. В. Мозер // Акад. вестн. Ростов. фил. Рос. тамож. акад. – 2016. – № 1. – С. 18–24.
12. Гошин В.А., Мозер С.В. Перспективы вступления Евразийского экономического союза во Всемирную таможенную организацию// Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы II научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19–20 ноября 2015 г.) В. 2 ч. Ч . 1. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2015. - с. 20–29.
13. Гребенников А. В. Всемирная таможенная организация в международном таможенном праве / А. В. Гребенников. – Минск: Белтаможсервис, 2012. – 66 с.
14. Давыдов Р.В. Современные проблемы развития Всемирной таможенной организации//Вестник Российской таможенной академии. 2015. - № 4 (33). - С. 61-65.
15. Кадыркулов М.А., Мозер С.В. Перспективы развития отношений ЕЭК и ВТАМО//Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. - № 3 (24). - С. 5-8.
16. Кожанков А.Ю.Tradefacilitationandcustomscomplianceissues - новая парадигма правового регулирования таможенных правоотношений в Евразийском Экономическом Союзе?//Таможенное дело. 2017. - № 1. - С. 31-32.
17. Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Международное таможенное сотрудничество.Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2015.
18. Мантусов В.Б., Волков А.Н. Задачи ФТС России по введению новой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и единого таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза//Вестник Российской таможенной академии. 2017. - № 1 (38). - С. 45-51.
19. Нестеренко В.В. Проблемы интеграции России в международные экономические процессы. Роль рамочных стандартов Всемирной таможенной организации//Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. -Т. 1. - № 2. - С. 190-192.
20. Смольницкая А.А., Костик Е.Е.РольВсемирнойтаможеннойорганизации в развитиитаможенногосотрудничества//
Молодойученый. 2017. - № 13-1 (147). - С. 43-46.
21. Хомченко Т. Э. Всемирная таможенная организация в системе международного таможенного администрирования // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 607-610.
22. Annual report, 2015–2016 / World Customs Organization. – Brussels : WCO, 2016. – 103 p.
23. Strategic Plan 2016/2017 to 2018/2019. 2016 World Customs Organization
24. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.wcoomd.org/~/media/ WCO/Public/ Global/PDF/About%20us/Administrative%20Documents/Strategic%20Plan%20part%20I%20Members%20and%20Public.ashx.
25. www.wcoomd.org — Всемирная таможенная организация (ВТамО)