РФ и сотрудничество с ВТамО в рамках Евразийского Экономического Союза

В течение последних нескольких лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений 2016 - начала 2017 года в сфере таможенного регулирования было направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования. В частности, странами-членами Евразийского экономического союза (за исключением Республики Беларусь) был подписан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступит в силу с 1 января 2018 года. Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (далее – «ВТО»).

Также продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией [2].

С 1 января 2017 года в России и других государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступила в силу новая версия Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Произошедшие в ТН ВЭД масштабные изменения связаны с внесением поправок в ее международную основу - Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (ГС). На сегодняшний день к Конвенции о ГС, заключенной под эгидой Всемирной таможенной организации, в качестве договаривающихся сторон присоединилось 155 государств, при этом фактически ГС применяется более чем в 200 странах мира [2].

ГС -это шестиразрядный классификатор товаров, который представляет собой систематизированный перечень товаров, обращающихся во внешнейторговле, и соответствующих им цифровых кодов. ГС используется в качествеосновы для построения национальныхтарифов и статистических номенклатур.

Согласно Конвенции, все страны-участницы должны применять шестиразрядные коды ГС и соответствующие имтекстовые описания в неизменном виде.

Таким образом, ГС приводит товарныеноменклатуры стран всего мира «к единому знаменателю», тем самым упрощаязадачу по классификации товаров и ускоряя их оборот. ГС по праву называютязыком международной торговли.

Постоянно меняющаяся структурамеждународных товарных потоков, появление новых товаров, эволюция потребностей таможенных служб и другихпользователей ГС создает объективнуюнеобходимость периодического обновления ее номенклатуры. Поэтому ВТамОведет постоянную работу в рамках, так называемых, циклов пересмотра этого инструмента, длящихся, как правило,пять лет. По завершении очередного цикла пересмотра ВТамО утверждаетпакет изменений в ГС, на основаниикоторых формируется ее очередное издание.

При администрировании ГС решениео создании новых и удалении существующих товарных кодов основано, преждевсего, на обеспечении корреляции междуструктурой ГС и объемами мировой торговли различными категориями товаров.

В рамках каждого пятилетнего циклапересмотра ГС проводится анализ наосновании данных торговой статистики ООН. Пороговые показатели объемовежегодной торговли для создания новыхи удаления существующих товарных кодов составляет 100 млн дол для четырехзначных товарных позиций ГС и 50 млн долл.для шестизначных субпозиций ГС.

Однако из правила пороговых показателей делаются исключения в случаях,когда соответствующая категория товаров имеет особое значение для защиты экологической природнойсреды (например, исчезающие виды животных), социальное значение (например, съедобные рыбные субпродукты) или требуется контроль товаров согласномеждународным конвенциям (например, некоторыевиды акул и морских млекопитающих). Исключениемиз этого правила также могут стать коды ГС, в которыевключены товары, представляющие особый интересдля развивающихся стран (например, отдельные видытропических фруктов и специй) или экономическиважные для отдельного региона (например, некоторыевиды тростникового сахара).

Таким образом, несмотря на наличие правила пороговых значений как базового принципа при созданиии удалении товарных кодов в ГС, существует значительная степень гибкости для учета широкого спектраобстоятельств, дающих возможность таможеннымадминистрациям требовать сохранения имеющихсяили создания новых кодов для товаров, по которым необеспечивается необходимый минимальный пороговый объем торговли.

С момента вступления в силу Конвенции о ГС нынешнее издание стало шестым по счету. Измененияк ГС, вступившие в силу в 2017 году (ГС 2017), содержат233 поправки, из которых 85 затронули товары агропромышленного сектора, 45 - продукцию химическойпромышленности, 13 - продукцию деревопереработки, 15 - продукцию текстильной промышленности,6 - недрагоценные металлы, 25- машиностроение,18 - средства транспорта и 26 - иные отрасли промышленности [7, c. 131].

Основная часть этих поправок явилась результатомизменений в ГС, инициированных Продовольственнойи сельскохозяйственной организацией ООН и отражающих необходимость контроля над международнойторговлей товарами, имеющими значение для решениясоциальных вопросов (например, обеспечение продовольственной безопасности) и защиты окружающейприродной среды.

Ввиду того что ГС широко используется в том числеи для сбора статистики международной торговли, ГС2017, как и предыдущие редакции, включает поправки,представляющие интерес с точки зрения оптимизациисбора и анализа статистических данных.

Напомним, что попытки создания скоординированного механизмавзаимодействия уже предпринимались в рамках Евразийского экономического сообщества , то есть до создания ЕАЭС. Так, 24 июня 2004 г. в целях создания механизма сотрудничества между ВТамОи ЕврАзЭС был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом, имеющим штаб-квартирув г. Москве, Россия и в г. Алматы, Казахстан, и Всемирной таможеннойорганизацией (ВТО), имеющей свою штаб-квартиру в Брюсселе, Бельгия»(далее – Меморандум 2004 г.) [3]

Согласно Меморандуму Стороны согласились систематически и принеобходимости проводить консультации и семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес; приглашать друг друга на встречи и другие мероприятия в соответствии с регламентами их проведения для обмена опытом; обмениваться открытой информацией и документами.

Стороны согласились активно способствовать совершенствованию деятельности таможенных администраций на территории государств-членов

ЕврАзЭС в принятии и имплементации в сфере таможенного дела инструментов и механизмов, разработанных или рекомендованных ВтамО. Приэтом ВТамО в пределах имеющихся ресурсов, согласилась предоставлятьЕврАзЭС экспертов для оказания помощи в разработке Основ таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС, а также других законови нормативно-правовых актов для приведения их в соответствие с международными стандартами и практикой ВТамО [4].

Несколько позже Комиссией Таможенного союза (далее – КТС) поднимался вопрос о представительстве Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в органах ВТамО;в информационных материалах КТС упоминается о достигнутой предварительной договоренности со ВТамО о предоставлении Таможенномусоюзу в рамках ЕврАзЭС статуса постоянного наблюдателя при СоветеВТамО. Однако такая договоренность осталась нереализованной, а действенный механизм сотрудничества не был создан.


Наши рекомендации