Билет 36. Церковь в Раннее Средневековье

Христианство стало официальной религией Рима при Феодосии 1 (379-395). Он же, разделив Империю на две части, заложил основы будущих противоречий между Западной и Восточной церковью в догматических и канонических вопросах. Оформление христианской догматики шло несколькими путями:

1) деятельность «отцов Церкви» - Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Августин Аврелий, Иоанн Златоуст и др.

Священное Предание=Священное Писание (Ветхий Завет – 38 книг, Новый Завет – 27 книг: 4 Евангелия+Деяния+Послания апостолов)+творения отцов Церкви.

2) вселенские соборы (общепризнанные - 7)

- 1 Вселенский собор. 325 год. Созвал: Константин. Место: Никея. Вопросы: догмат о троице, осуждение учения Ария (Бог-Сын подобен Богу-Отцу). Решение: арианство осуждено. «Сын единосущен Отцу, Отец единосущен Сыну». Тем не менее позднее ариане одержали победу над никейцами ->христианизация варваров в форме арианства (Ульфила)

- 2 Вселенский собор. 381 год. Созвал: Феодосий. Место: Константинополь. Вопросы: окончательное утверждение догмата о Троице. Решение: Бог единосущен в трех ипостасях: Отец, Сын, Святой дух. Получение епископом Константинополя статуса патриарха – второй после Рима и первый на Востоке.

- 3 Вселенский собор. 431 г. Созвал: Маркиан. Место: Эфес. Вопросы: учение патриарха Нестория (Иисус – человек, носивший божественную природу - Богоносец) - несторианство. Решение: Иисус=идеальное и равное соотношение человеческой и божественной природы. Утверждение догмата о Богородице Присной.

- 4 Вселенский собор. 451 г. Созвал: Феодосий 2. Место: Халкидон. Вопросы: учение Евтиха (отвергал человеческую природу Христа, которая поглощалась божественной) – монофизитство. Решение: Иисус – Богочеловек, соединяющий 2 природы, которые не противоречат и не ущемляют друг друга. Складывание пентархии – 5 высших епископств (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), под управлением кот.находилась вся Церковь.

- 5 Вселенский собор. 553 г. Созвал: Юстиниан. Место: Константинополь. Вопросы: полемика с монофелитами (признание двуприродности Христа, но признание только божественной ВОЛИ). Решение: осуждение платонизма, оригенизма, монофизитства.

- 6 Вселенский собор. 680-681 гг. Созвал: Константин 4. Место: Константинополь. Вопросы: монофелитство. Решение: осуждение монофелитства.

- 7 Вселенский собор. 787 г. Созвал: Константин 6, Ирина. Место: Никея. Вопросы: иконоборчество. Решения: осуждение иконоборчества.

Иконоборчество: 726-787, 813-843 гг. Начало: император Лев 3 Исавр. Цель: поиск средств, ослабление Церкви. Принцип: «Бог неизобразим», «поклонение иконам=идолопоклонничество». Идеолог борьбы с иконоборчеством – Иоанн Дамаскин. «Священный предмет идентичен не Богу, а идее Бога». Окончательно осуждено на соборе 843 г. – «торжество православия».

Западная Церковь 4-5 вв.: становление доктрины папства. Общецерковный примат римского епископа, его независимость:

- папа Лев 1 Великий (440-461 гг.). Римский папа – викарий апостола Петра на Земле и глава всего христианского мира.

- папа Геласий 1 (кон. 5 в.). Разграничение светской и духовной власти, непринятие вмешательства Империи в дела Церкви.

Особенность: на Востоке патриарх оставался в бОльшей зависимости от светской власти (императора) ->симфония, союз императора и патриарха. На Западе империя рухнула ->папство старается отстоять свою независимость, и это удается. Церковная организация (диоцезы, епископства) сохраняется на фоне развала светской администрации Империи и приобретает авторитет в глазах жителей Европы. Важная роль в варварских кор-вах: наряду с церковными – чисто административные функции. Епископ ->правитель города. Сотрудничество королей с епископами ->расширение социальной базы королей ->упрочение их власти. Участие королей в выборах местных епископов, разрыв церковных связей в рамках всего западнохристианского мира ->королевские церкви.

Христианизация варваров: с 4 в. Епископ Вульфила – перевод Библии на готский язык. Но! – христианство в форме арианства. Далее: вестготы->остготы->вандалы, свевы->бургунды, лангобарды. Итог: все варвары – ариане. Кроме франков: 496 г. – Хлодвиг принимает католичество ->фундамент будущего союза франков и папы.

Папство в 5-8 вв.: ограничение влияния папы. Власть – только в пределах его епископства. В варварскихкор-вах – независимые королевские церкви. Папство – под властью остготов, а затем Византии ->жесткий контроль за выборами папы.

- миссия монаха Августина в Англии (597 г.). Папа Григорий 1 (590-604 гг.). Англосаксонская церковь подчинена непосредственно папе.

- деятельность св. Бенедикта, его Устав. Распространение Устава с помощью папы Григория, ирландских и англосаксонских миссионеров на континенте – св. Колумбан в Галлии (кон. 6 в.), св. Бонифаций в Германии (сер. 8 в.). Он же – реформа монашества и Церкви (744 г. и далее). Цель – упорядочение церковной иерархии и администрации, запрет симонии, утверждение бенедиктинского устава в монастырях, запрет занимать мирянам церковные должности -> фундамент папского владычества к северу от Альп, дальнейшее сближение папы с франками.

Союз с франками. Патримоний св. Петра: союз франков и папы выгоден обеим сторонам:

- Пипин Короткий с помощью церковной организации хотел утвердить свою власть

- папы с помощью франков хотели освободиться от влияния лангобардов

754-756 гг. – походы Пипина в Италию. Поражение лангобардов ->Пипин передает папе часть захваченных земель, в т.ч. Равеннского экзархата (Византийское владение!) ->рождение Папского государства, патримония св. Петра.

Последствия создания Папского гос-ва:

- сближение с германскими областями, в дальнейшем - постепенное утверждение зависимости пап от императоров

- разрыв с Византией

- превращение папства в светскую власть

При Карле – добрые отношения с папой Адрианом 1. Франкский король – защитник истинной веры, который обязан распространять «слово Божье», в т.ч. и с мечом в руках.

800 г. – папа Лев 3 коронует Карла как императора.

Каролинги рассматривали церковь как свою опору ->широкое строительство монастырей на своих землях. Аббаты приносили вассальную присягу, обязанность нести военную службу. Взамен – королевское покровительство монастырям и налоговый/судебный иммунитет ->складывание системы имперской церкви. Принцип вассальной зависимости духовных прелатов от императора.

Папство в 9-11 вв.: авторитет папы возрос ->притязания на независимость и верховную власть. На основании Константинова дара (Константин Великий дал папе статус преемника цезарей на Западе и право коронации светских государей) – фальшивка.

В это же время – темное столетие в истории папства. Папство попадает под власть итальянских магнатов и римских аристократов. Моральный авторитет падает, папы погрязают в грехах, царит симония и обмирщение. Кризис Церкви. Особенно сильно – в Италии, Лотарингии и Франции. В Германии – сохранение института имперской церкви при Оттонах.

Схизмы:

- Акакиева схизма (484-519). Причина: патриарх Акакий пытался ввести компромиссное учение: христианские догмы+монофизитские. Конец – с восходом на престол Юстина 1.

- Фотиева схизма (863-867 гг.). Причина: борьба за византийский престол. Фотий – ставленник Михаила 3, бывший канцелярий ->вопросы легитимности избрания ->папа Николай как верховный арбитр признал его избрание недействительным ->взаимное отлучение. Конец: с восхождением на престол Василия 1 Македонского.

- Великий раскол 1054 г. Причина: расхождения в догматике (филиокве, учение о чистилище и преосуществлении)

Наши рекомендации