Социально-экономический строй и его эволюция.
Главный источник сведений о социально-экономических и правовых отношениях – Салическая правда.
Главный вид имущества – скот. По сравнению с порядками, описанными у Тацита, земледелие сделало большие успехи: наряду с хлебопашеством появляются огородничество, садоводство, выращивание льна.
Франки жили в деревянных полах с земляным полом, ели овсянку.
Земля не воспринималась как товар, который можно отчуждать и приобретать наподобие движимого имущества (в Салической правде нет статей о сделках с землей).
Что касается общины, убедительных доказательств ее существования в раннее Средневековье у франков нет. Была аморфная общность жителей одной местности, не сплоченных в единый коллектив, поскольку не было для этого предпосылок. Да, жителям виллы было небезразлично, кто живет рядом с ними: «если кто хочет переселиться в виллу к другому, и если один или несколько жителей захотят его принять, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться» (глава Салической правды о переселенцах). Но низкая плотность населения в раннее Средневековье, природные условия, не требовавшие коллективных усилий для обработки земли, хуторской тип поселения не способствовали установлению характерных для общины-марки отношений. Существовало что-то вроде протообщины, которая регулировала общие стада, леса и т.д., устанавливала коллективную ответственность жителей за поимку и выдачу преступников, но не более.Только аграрный переворот, совершившийся во Франкском государстве в VIII - IX вв., привел к созданию феодальной вотчины - организации для извлечения феодальной ренты.
В жизни свободного франка важную роль играл род: родичи могли поручаться за него в суде, помогали выплачивать штрафы, делили вергельд за его убийство, наследовали имущество, но семья у франков вытеснялась малой, состоящей из супругов и детей. Взрослые сыновья не жили вместе и не вели совместного хозяйства. Некоторые франки тяготились родовыми связями и могли отказаться от родства.
Субъект права в Салической правде – свободный человек. Родовой знати у франков уже не было, новая, служилая, только складывалась. Были также дружинники, чья жизнь защищалась тройным вергельдом – 600 солидов против 200 за свободного человека. Были также рабы, чья жизнь не была защищена вергельдом. Их предпочитали сажать на землю на условиях уплаты оброка, могли отпустить на волю, но рабы в таком случае не обретали полной свободы, а оставались в зависимости от бывшего хозяина и были обязаны ему различными платежами и повинностями. Также были литы – полусвободные (вергельд за них – 100 солидов). Судя по всему, они были потомками освобожденных рабов и покоренных иноплеменников.
Государственное устройство.
Король обладал большой властью, принимал важные политические решения без оглядки на войско. Не было четкого порядка престолонаследия, но королем мог быть только Меровинг.
Родоплеменное деление уступает место территориальному. Во главе территориальных единиц – графы, на родоплеменных – сотни, там уцелело самоуправление и собрания свободных людей – mallus, проводившиеся под предводительством сотника, или тунгина. Судебные заседатели, рахинбурги, избирались на этих собраниях.
В галло-римских областях действовали римские законы и суды, руководствовавшиеся Бревиарием Алариха (507 г.) – сводом римских законов. Главная административная единица – античный город, управлявшийся комитов. Civitas делилась на викарии (= сотни) во главе с викариями (genius!). С 4 в. civitas совпадает с церковным диоцезом.
В эту эпоху христианизация еще поверхностна, благочестие только внешнее, почитание реликвий в извращенной форме (подделка и кража мощей). Заповеди воспринимаются поверхностно, повсюду жестокость, развращенное духовенство, которое стебет Григорий Турский.
Экономические тенденции: свертывание рыночных связей и помещение рабов на землю. Улучшается положение несвободных людей: добиваются юридического характера брачных отношений, права свидетельствовать в суде и быть членами церковной общины.
Виллы обрастают укреплениями, города возводят оборонительные сооружения, внутри них строят цитадели.