Билет 7. Хозяйственная жизнь и общественный строй древних германцев.
Племена германцев – северные соседи Римской империи. В начале новой эры жили первобытнообщинным строем. К IV-VI вв. в германских племенах начинают проявляться признаки складывания классов и государства, становится все более очевидной феодальная направленность происходящих изменений.
О расселении и перемещении древних германцев мы можем узнать из "Записок о галльской войне" Цезаря, где описываются встречи Цезаря и Ариовиста, битва при Вогезах (разгром цезарем армии Ариовиста),
Хозяйственная жизнь:
· I в. н.э. – ведут оседлый образ жизни. Миграции вызывались внешнеполитическими осложнениями, а также нарушениями экологического равновесия в результате колебаний климата и демографического роста. Наиболее развиты племена, живущие на границах империи, по Рейну и Дунаю, уровень цивилизованности падает по мере удаления от римских рубежей.
· Главная отрасль хозяйства – скотоводство, т.к. в Скандинавии, Ютландии и Северной Германии много прекрасных лугов и мало земли, пригодной для земледелия. Разводили крупный рогатый скот, овец и свиней.
· Виды земледелия: подсечно-огневое и перелог, но преобладает эксплуатация давно расчищенных и постоянно используемых участков. Участки обрабатывались ралом (сохой) или плугом. В отличие от рала плуг не просто бороздит взрыхляемую лемехом землю, но подрезает глыбу земли по диагонали и с помощью специального устройства – отвала – отбрасывает ее в сторону от борозды. Плуг – революционное изобретение, позволяющее интенсифицировать земледелие, однако использовался только на тяжелых глинистых почвах, на других почвах может вызвать эрозию.
· Севообороты: двуполье яровые-озимые или (реже) зерновые-бобовые и лен.
· В Скандинавии сеяли морозоустойчивый неприхотливый овес и быстро растущий ячмень, в Сконе – яровые сорта ржи и пшеницы. Зерна не хватает, основа рациона – мясомолочные продукты и рыба.
· В Ютландии и Германии пшеница занимает обширные площади, но преобладают рожь и ячмень, из которого помимо хлеба делали пиво. Огородные культуры: корнеплоды, капуста, салат. Бортничество, рыболовство.
· Германцы производили железо, вели добычу золота, серебра, меди, свинца. Были развиты ткачество, обработка дерева, выделка кож, ювелирное дело. Почти не практиковалось каменное строительство, керамика была низкого качества: гончарный круг получил распространение только к эпохе Великого переселения народов (IV–VII вв.).
· Внутрирегиональная торговля: металлические изделия; рилянам поставляли рабов, скот, меха, кожу, янтарь, а у них покупали дорогие ткани, керамику, драгоценности, вино. Натуральный обмен преобладал.
Население германского мира – 4млн, низкая плотность. Поселения разделялись большими массивами леса и пустоши. «Германцы не выносят, чтобы их жилища соприкасались, селятся в отдалении друг от друга, где кому приглянулся ручей, или поляна, или роща». Жилища германцев – высокие удлиненные постройки до 200 кв. м., рассчитанные на два-три десятка человек. Рядом – поля и выгоны.
Общественный строй.
Соседские связи преобладали над кровнородственными независимо от того, происходили соседи от общего предка или нет.
Община занималась в первую очередь регулированием эксплуатации необрабатываемых угодий: лесов, лугов, водоемов, т.к. главная отрасль хозяйства – скотоводство. Также члены общины вместе защищались от врагов и хищных зверей, отправляли культ, поддерживали правопорядок, строили укрепления.
Однако общинник больше трудился в своем домохозяйстве. Оно являлось первичным образованием по отношению к общине. Германская община – объединение самостоятельно ведущих свое хозяйство большесемейных коллективов. Глава семьи имеет решающий голос во всех делах, но он не вполне свободно распоряжается «своим» имуществом, мыслимым как достояние семьи и рода.
Земля – в первую очередь не объект владения, а малая родина. Ее надлежало передать потомкам, иначе жизнь бессмысленна. Человек и земля – единое целое. Германцы досконально знали все секреты и капризы земли, мало что зная кроме этого.
Имущественное и социальное неравенство выражено слабо. Типичная фигура общества – домовладыка – свободный человек, земледелец и воин, член народного собрания, хранитель обычаев и культов племени. Социальный статус германца определяется в первую очередь статусом его семьи, зависевшим не столько от богатства, сколько от численности, родословной, репутации семьи. Большая знатность дает больше уважения и предводительство на войне, но не является социальным статусом. Все свободные члены полноправны и равноправны, различия зависели от принадлежности к роду.
Несвободные формальное стоят вне общины. Рабов мало, их чаще всего отпускали на волю или усыновляли. Рабство – патриархальное, образ жизни рабов мало отличается от образа жизни свободных. Повинности раба выражаются в уплате зерна, скота или ткани. Можно предположить, что это было не рабство, а какая-то другая форма эксплуатации.
К концу IVв. ситуация меняется, соплеменники делятся на знатных, свободных и полусвободных (литов, потомков вольноотпущенников или покоренных племен). Жизнь знатных защищалась более высоким вергельдом, их клятвы оценивались выше клятв свободных, но в то же время они строже карались за преступления. Степень знатности по-прежнему определяется происхождением.
Социально - политическая организация.
Первые государства германцев – V-VIв. у вторгшихся на территорию ЗРИ и по частям завоевавших ее. Перед ними встает необходимость приспособить систему управления к новым условиям. У других племен складывание государства затянулось и завершилось не без воздействия франкского, англосаксонского и других более развитых обществ.
Социально-политический строй германцев – военная демократия: война и ее организация оказывают сильнейшее воздействие на общественную и хозяйственную деятельность.
Отсутствие государства выражается в том, что каждый полноправный член племени лично и непосредственно сопричастен управлению, выступая носителем народовластия. Высший орган власти – тинг (народное собрание). В него входили все свободные совершеннолетние мужчины (кроме трусов). Тинг собирался не реже раза в год для решения вопросов войны и мира, суда по запутанным и тяжким преступлениям, посвящения в воины и выдвижение в предводители племени. Также существовали племенные вожди, условно обладавшие монархической властью. Их правильно называть конунгами. Конунг – родовитый, благородный, знатный и достойный уважения и послушания человек, но никак не господин и повелитель. Он обладал очень ограниченной властью, т.е. мог советовать, убеждать и увлекать примером, но не приказывать. Конунг был военным предводителем племени, представляя его в международных делах, имел преимущество при дележе военной добычи, право на добровольные подношения соплеменников и на часть штрафов с осужденных. Но он не был ни судьей, ни хранителем, ни творцом племенных обычаев и не обладал распорядительной властью. Выполнял сакральные функции. Казнить, миловать, подвергать телесному наказанию могли только жрецы. Конунга избирали на народном собрании из числа наиболее знатных мужей.
Особое место занимали предводители дружин. Дружины составлялись из случайных, не связанных родством людей, примкнувшим ради ратного счастья к удачливому и отважному воину. В основном дружинники – знатная молодежь. Внутри дружины – иерархия по личной доблести. Предводителю преданы безоговорочно, ему принадлежит и слава, и добыча, а дружинники кормятся от его щедрот. Дружина то противопоставляла себя племени, то была ядром племенного войска.
Реальная политическая единица древнегерманского мира – племя.
К IV-Vвв. племенные объединения становятся племенными союзами. Алеманский, готский, франкский союзы насчитывали сотни тысяч человек и занимали огромные территории, поэтому сбор всех членов был невозможен. Собрание племенного союза сохранялось как собрание идущего войной или явившегося на смотр войска. Но на первый план выдвинулись другие органы власти.
Совет родоплеменных старейшин уступил место совету дружинной знати, группирующейся вокруг конунга. Из советников выделялись «царьки», располагавшие своей собственной дружиной и проживающие обособленно от соплеменников в крепости (бурге). Власть конунга усилилась, став прерогативой одного рода, что позволяло накапливать богатства. У вестготов в Vв. появляется казна – важный элемент зарождающейся государственности. За конунга назначается вдвое больший вергельд, конунги и его родня начинают выделяться внешним обликом: платьем, прической, атрибутами власти (у Меровингов – длинные волосы до плеч).
Середина IVв. – распространение христианства благодаря вестготскому священнику Уфиле. Он проповедовал христианство арианского толка. Христианизация ускорила и политически оформила становление у германских племен классового общества и государства.