Дистрибьюторы, дилеры и дилерские сети
Производители автомобилей для повышения конкурентоспособности своей продукции, успешной продажи автомобилей берут на себя заботу об обеспечении их запасными частями и сервисом на протяжении всего жизненного цикла вплоть до утилизации, а часто и саму утилизацию. Задача потребителя — оплатить оказываемые ему услуги, а все, что связано с использованием, обслуживанием и ремонтом, эксплуатацией автомобиля, за клиента заранее продумал производитель и предложил ему это. Такой подход к продаже автомобилей вошел в практику в 60-е годы XX столетия, когда автомобильный рынок был достаточно насышен. Потребителю уже нужен был не автомобиль, а расширенный продукт, включающий в себя возможность купить автомобиль в кредит или взять в лизинг, получить его готовым к эксплуатации, иметь для него сервис и запасные части, гарантию в случае выхода его из строя по вине завода, иметь возможность избавиться от него и купить новый.
Расширенный продукт может быть оценен по полной стоимости использования на протяжении жизненного цикла. Другими словами, полная стоимость продукта на протяжении жизненного цикла включает в себя не только первоначальную стоимость автомобиля, но все остальные затраты, связанные с его использованием, эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом, содержанием, утилизацией. В таком случае конкурентные преимущества обеспечиваются более высокой надежностью и долговечностью, топливной экономичностью, безопасностью, сохраняемостью, ремонтопригодностью. Совокупность услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией автомобилей, становится решающим фактором конкурентоспособности фирм. Послепродажное {смешанное) обслуживание призвано решить следующие задачи при продаже машин и оборудования производителя:
• интегрировать товары и услуги с целью удовлетворения запросов потребителей, ориентирующихся на учет полных затрат на использование автомобилей, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт;
• подготовить автомобиль к эксплуатации, включая действия, помогающие клиенту приобрести автомобиль, например в кредит или лизинг, предпродажную подготовку и гарантию;
• обеспечить клиентов экономической, рыночной и технической информацией, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом, обучением персонала;
• обеспечить поддержание автомобиля в технически исправном состоянии и снабдить запасными частями.
Авторизированный автомобильный сервис имеет различные формы реализации. В частности, можно выделить две принципиально различные формы организации авторизированного автосервиса — европейскую и американскую. Европейское законодательство приняло модель фирменного обслуживания, суть которой заключается в том, что производитель автомобилей полностью отвечает за поставку автомобилей, их предпродажную подготовку, гарантию, обеспечение запасными частями на протяжении жизненного цикла автомобилей. Для реализации функций, связанных с этой ответственностью, он создает дилерскую и логистическую сеть, которая обеспечивает, с одной стороны, конкурентные преимущества, с другой — полную техническую исправность автомобиля в процессе его эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла. Такая система, имеющая несомненные преимущества, создает все же предпосылки для злоупотреблений продуцентом и дистрибьютором в виде диктата цен, ограничений конкуренции, несанкционированного, но реального влияния на дилера, а часто и потребителя.
Американская модель фирменного обслуживания, наоборот, изначально предполагает возможность всех операторов рынка участвовать в продаже, обслуживании и ремонте автомобилей бренда на условиях и в соответствии с техническими требованиями продуцента. Для реализации этой возможности завод-производитель, который имеет намерения продавать автомобили на американском рынке, должен передать в общенациональную информационную систему технологическую информацию, обеспечить доступ к обучающим программам и право обучаться по этим программам, право приобретать оригинальные запасные части, выполнять гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт. Такая система значительно расширяет возможности малого сервиса участвовать в процессе продажи, обслуживания и ремонта автомобилей бренда, уравнивает цены авторизированного и независимого автосервиса, создает конкуренцию между фирменными и независимыми станциями, создает лучшие условия для потребителя.
Концепция расширенного продукта реализуется через дилерскую сеть. Многие фирмы — производители автомобилей имеют до 6 тыс. дилеров в мире. Продуценты машин не продают технику на новых рынках, не организовав предварительно полноценный сервис для гарантийного обслуживания и ремонта, продажи запасных частей. Тот, кто хочет успешно продавать автомобили, должен ставить перед собой задачу создания такой дилерской сети, которая позволит каждому владельцу автомобиля иметь гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт на расстоянии не более 30—50 км и обеспечение часто используемой номенклатурой запасных частей непосредственно со склада дилера и редких запасных частей не более чем через сутки после заказа. Завод-производитель для целей обслуживания и обеспечения запасными частями создает дилерскую сеть, состоящую из дилеров, сервис-партнеров и торговых агентов.
Дистрибьютор — это монопольный торговый агент завода, содержащий региональный склад продукции и обеспечивающий реализацию, гарантийное, послегарантийное техническое обслуживание и ремонт автомобилей через свою дилерскую сеть в согласованном регионе.
Дилер—монопольный агент дистрибьютора или завода, заключивший с ним дилерское соглашение, содержащий склад продукции и осуществляющий реализацию, гарантийное, послегарантийные техническое обслуживание и ремонт продукции через свои предприятия, а также через своих субдилеров, сервисных и торговых агентов на согласованной территории.
Сервисный агент—автосервисное предприятие, заключившее сервисное соглашение с дистрибьютором или дилером о выполнении гарантийных, послегарантийных ремонтов и обслуживании автомобилей.
Торговый агент—торговое предприятие, приобретающее у дилера запасные части и продающее их конечному потребителю.
Задача дистрибьютора (импортера, генерального представителя) состоит в том, чтобы представлять интересы завода на территории рыночной ответственности {в регионе торговли). Он создает на этой территории дилерскую сеть и организует ее деятельность в соответствии с требованиями завода. Дистрибьюторы создаются на определенной территории, размеры которой позволяют развить дилерскую сеть с расстоянием между дилерами не более 100 км.
Продуцент заключает с дистрибьютором дистрибьюторский договор, который разрабатывается на основе контрактного права. В соответствии с этим договором дистрибьютор наделен эксклюзивными правами продажи товара на территории рыночной ответственности. В качестве дистрибьютора может выступать сам продуцент. Например, АвтоЗАЗ имеет производственное подразделение «АвтоЗАЗ-Сервис», в задачи которого входит развитие и организация дилерской сети на территории рыночной ответственности. Тем не менее в большинстве случаев сам продуцент не может организовать сеть послепродажного обслуживания и выступать в качестве дистрибьютора по причине географической разобщенности рынков. Напомним, дистрибьютор должен обеспечить такую систему сервиса и систему управления запасами и логистики, при которой запасная часть должна быть доставлена потребителю в срок, не превышающий 24 часов. Именно по этой причине тот же АвтоЗАЗ, например, в России должен создать отдельную дилерскую сеть, возглавляемую территориальным дистрибьютором, выполняющим необходимые функции.
Как правило, дистрибьюторы сами не продают технику, они занимаются организацией продаж дилерами.
Дистрибьютор создает дилерскую сеть и организует ее работу. Сертифицирует продукцию завода в соответствии с требованиям и местного законодательства и организует поставку техники, запасных частей. Получает от завода информацию, каталоги запасных частей и специнструмент, сведения о конструктивных изменениях в автомобилях, нормативы трудоемкости на операции технического обслуживания и ремонта. Осуществляет маркетинговую деятельность и проводит рекламные кампании, обучает персонал. Он также придерживается рыночной, сервисной, маркетинговой, технической и гарантийной политика завода, имеет символику бренда, обеспечивает рекламное оформление предприятия в соответствии с требованиями фирменного стиля.
Для продажи продукции завода (автомобили и запасные части) дистрибьютор закупает ее на договорных условиях и создает склады автомобилей и запасных частей. Реализует продукцию от своего имени и за свой счет. Деятельность дистрибьютора оценивается по объемам продажи их динамике. Сервис, хотя и рассматривается как источник прибыли, является прежде всего предпосылкой эффективных продаж и конкурентоспособности автомобилей марки. Важная задача дистрибьютора и дилеров — поддержание имиджа марки.
Дилеры как торговые представители производителей техники наделяются исключительными правами продажи техники на условиях, оговоренных дилерским соглашением. Кроме продажи автомобилей, они продают запасные чисти, проводят предпродажную подготовку автомобилей, осуществляют гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт авгомобилей, развивают собственную сеть на основе привлечения сервис-партнеров и торговых агентов.
Дилеры могут работать на основе франчайзингового соглашения, т. е. договора коммерческой концессии. В соответствии с этим договором дилеры работают за свой счет и на свой риск, используя торговую марку дистрибьютора, его техническую, рыночную политику, дилерские и сервисные стандарты, технологию, рекомендуемое оборудование, программное обеспечение, привлекая подготовленный по программам дистрибьютора персонал.
Во всем мире дилерские сети включают в себя некоторое количество собственных (принадлежащих заводу) дистрибьюторов, большое количество независимых дилеров, а также значительно большее количество сервис-партнеров и торговых агентов.
Такая структура дилерской сети объясняется объективными потребностями. Собственные дистрибьюторы способствуют продвижению рыночной и технической политики продуцента. Крупные дилеры заинтересованы в надежном бизнесе в рамках развитой корпоративной структуры. В мелких дилерах и сервис-партнерах производитель заинтересован потому, что после пяти лет автомобили переходят на обслуживание в более доступный территориально и по ценам сервис, а эти услуги успешно может предоставлять сервис-партнер или торговый агент.
В настоящее время на автомобильном рынке как России, так и Украины присутствуют представители практически всех известных мировых производителей автомобилей. Их дилерские сети развиты в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, краевых и областных городах. Удельный вес дилерских предприятий в России не превышает 7— 10%, в Украине и того меньше — 5—7%. В развитых странах их удельный вес около 40—50%. У нас, таким образом, достаточная перспектива роста. Дилерские предприятия создаются по двум схемам:
1) через представителей завода — генеральное представительство, официального импортера, дистрибьютора. В этом случае создается сеть эксклюзивных дилеров, т. е. таких, которые наделены исключительными правами продажи автомобилей на территории рыночной ответственности (ТРО);
2) непосредственно производителем создаются селективные дилеры, т. е. такие, которые представляют интересы производителя в продаже автомобилей, оригинальных запасных частей и сервиса, но не наделены правом создания дилерской сети. Например, на стадии становления рынка, когда продуцент не имеет на территории дистрибьютора, он создает дилера, наделенного правами продажи автомобилей на территории рыночной ответственности. Когда этот дилер обеспечил развитие рынка, он может получить право дистрибьютора или импортера с правом развития дилерской сети.
За короткое время большинство мировых производителей автомобилей прочно закрепились на рынке Украины, России и СНГ.
В Украине около 500 дилерских СТО. При этом территория Украины условно может быть разделена на три зоны: 1 зона — города, в которых есть дилеры всех производителей, например Киев, Днепропетровск, Донецк. II зона — города, где есть дилеры 50% производителей; IIIзона — города, гдеесть дилеры 25% производителей.
Дилерские сети — это не только станции технического обслуживания, но и сеть складов, логистическая и маркетинговая система для обеспечения парка автомобилей запасными частями. Мировая практика развития авторизированного сервиса свидетельствует о зависимости организационной структуры дилерской сети на территории, в стране от системы поставок запасных частей (логистичекой системы).
Развитые зарубежные дилерские сети кроме непосредственно дилеров включают в себя большое количество так называемых сервис-партнеров, которые, не принимая на себя дилерских обязательств, получают сертификат на право обслуживания и ремонта автомобилей марки. Это делает сервис марки более доступным и дешевым. Так, в Германии владельцам автомобилей Ореl услуги по обслуживанию и ремонту этих автомобилей кроме дилеров предоставляют 2000 сертифицированных мастерских. В развитых странах соотношение численности дилеров и сервисных агентов в пользу последних.