Торговое законодательство России
В нашей стране торгового кодекса не было никогда. Для России характерно регулирование коммерческих отношений в едином Гражданском кодексе и ряде специализированных нормативных актов. В процессе применения права специальным правилам отдается предпочтение перед общими.
Торговое законодательство – относительно обособленная совокупность норм гражданского законодательства, регулирующих торговую деятельность.
Классификатор правовых актов выделяет торговое законодательство из общего массива правовых актов, что подчеркивает его специфику.
Нормы коммерческого права содержатся в нормативных актах различной юридической силы.
Конституция Российской Федерации устанавливает ряд фундаментальных положений экономической основы государства:
1. Согласно ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
2. Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции, на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
3. Ст. 34 Конституции гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
4. Ст. 71 Конституции предусматривает, что в ведении Российской Федерации, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.
Нормы международного права. В настоящее время Россия — участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:
- Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;
- Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств;
- Конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже товаров, от 15 июня 1995 г.;
- Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г.;
Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского, а, следовательно, и коммерческого оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Важными законами в области коммерческого права, в частности, являются:
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;
Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».
Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов по соответствующим вопросам.
Так, в качестве источника коммерческого права можно назвать Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В пределах своей компетенции субъекты федерации вправе издавать нормативные правовое акты, регулирующие торговую деятельность.
Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Данные источники имеют важное значение в регулировании торговых отношений. Обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе. Так, в качестве обычаев делового оборота выступают примерные условия договоров, опубликованные в печати.