Сегментация потребителей в отрасли розничной торговли продуктами питания
Рынок розничной продажи продуктами питания можно сегментировать:
По формату торговли:
- Cash & carry (средняя площадь 20 000 кв. м, принцип мелкооптовой торговли, однако часть покупок осуществляется в целях личного потребления) – «Лента», Metro;
- Гипермаркет (площадь более 10 000 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами) – «Ашан», «Мосмарт» и др.;
- Супермаркет(площадь от 3 000 до 10 000 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса) – «Перекресток» и др.;
- Дискаунтер (экономичный супермаркет) (площадь от 300 до 3 000 кв. м, ассортимент продукции состоит из быстрооборачиваемых товаров с минимальной торговой наценкой) – «Дешево», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси», «Магнит» и др.;
- Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь – до 500 кв. м, ассортимент формируется из товаров первой необходимости, в т. ч. непродовольственных; часто имеет круглосуточный режим работы) – «Семь шагов», «Дейли», «Квартал» и др.
По ценовому уровню:
- Премиум-класс– «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Калинка Стокманн», «Седьмой континент 5 звезд»;
- Средний класс– «Седьмой континент», «Алые паруса», «Перекресток», «Патэрсон»;
- Масс-маркеты – Spar, Billa, «12 месяцев»;
Нижний сегмент– «Магнит», «Копейка», «Ашан».
4. Анализ розничной торговли продуктами питания в городе Перми на примере сети магазинов «Семья»
Характеристика сети магазинов «Семья»
· Сеть магазинов "Семья" является одной из лидирующих розничных сетей в Пермском крае.
· На сегодняшний день в состав "Семьи" входят 82 магазина, 67 из которых расположены в Перми, и 15 - в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре, Лысьве, Краснокамске, Чернушке, Соликамске и Чайковском.
· Магазины "Семья" работают в форматах "супермаркет", "универсам" и "гипермаркет" (один гипермаркет расположен в Перми на ул. Революции, д. 13, и один в Березниках на ул. Мира, д. 82).
· Владельцем бренда "Семья" является Управляющая компания "ЭКС".
Миссия сети «Семья»: Каждый день заботиться о своих покупателях и их семьях, предлагая свежий и разнообразный выбор товаров.
Магазины «Семья» работают в форматах «супермаркет», «универсам» и «гипермаркет». Описывают своих основных клиентов как людей, ценящих удобство и комфорт совершения покупок, которые хотят тратить на это минимум времени.
Ассортиментная политика
Сеть считает богатый выбор товаров – одним из своих основных преимуществ. Особое внимание уделяется свежим и качественным товарам: хлебобулочным изделиям, молочным и мясным продуктам, овощам и фруктам, которые ежедневно пользуются спросом у покупателей. Широкий выбор бакалеи, консервов, бытовой химии.
Маркетинговая политика
В сети «Семья» на постоянной основе проходит акция «Время низких цен», которая включает в себя наиболее востребованные бренды и товарные категории по очень привлекательным ценам. Также в сети проходят традиционно популярные среди покупателей программы лояльности и совместные акции с поставщиками.
Дисконтная программа
Для постоянных покупателей работает дисконтная программа, в основе которой лежит предоставление скидок по накопительной системе. Размер скидки по картам варьируется в пределах от 2 до 5% в зависимости от типа дисконтной карты и суммы покупок за отдельный период. Дополнительная скидка в 15% предоставляется покупателям в день рождения по предъявлению паспорта во всех магазинах. Также предлагаются подарочные карты.
Благотворительность
Сеть магазинов "Семья" сотрудничает с благотворительным фондом «Берегиня», который оказывает системную помощь пациентам детского онкогематологического центра на протяжении 7 лет, напрямую взаимодействуя с врачами клиники.
4.2. Особенности товарной политики в отрасли розничной торговли продуктами питания (на примере сети магазинов «Семья»)
· Собственные торговые марки. “Private label”. СТМ представляет собой брендовое наименование, владельцем которого является та же торговая компания, которая и занимается его реализацией.
· Развитие направления СТМ на российском рынке является привилегией наиболее крупных из рыночных игроков.
· По состоянию на 2010 год доля продуктов СТМ в структуре суммарной выручки розничных продаж в Германии достигала 33%, то на российском рынке аналогичный показатель составил в тот же период лишь 3%.
В сети магазинов «Семья» представлен ряд собственных торговых марок, а также прямые поставки продуктов из стран Европы и Азии. География - более 20 стран. Ассортимент - 85 брендов, более 1000 товаров.
Рассмотрим особенности собственных товарных марок.
«Малосемейка» – это торговая марка, объединяющая товары различных категорий: молочная продукция, хлебобулочные изделия, замороженные полуфабрикаты, крупы и макаронные изделия, кондитерские изделия, товары для животных и дома. Задача бренда «Малосемейка» - предоставить жителям Пермского края товары по доступным ценам. Все товары «Малосемейки» тщательно отбираются, проходят экспертизу качества и лишь тогда попадают на полки сети магазинов «Семья».
«Настоящее» - это бренд, объединяющий широкий ассортимент продуктов, поставщиками которых являются фермерские хозяйства Пермского края. Поставщики продуктов тщательно отбираются, а продукция, представленная в рамках линейки, полностью отвечает требованиям качества.
Family Choice – собственный бренд сети магазинов "Семья". Это товары из традиционных для них регионов происхождения. Продукты, которые ассоциируются с конкретными странами.
Начало формы
Конец формы
«Выбор семьи» - колбасы, салями, сосиски местного производства.
4.3. Особенности ценообразования на предприятиях розничной торговли продуктами питания (на примере сети магазинов «Семья»)
· Цены на определенные продукты питания регламентируются соответствующим законом. В зависимости от региона наценка будет составлять около 10%. Также субъекты РФ, где в течение тридцати календарных дней подряд рост цен на них составил 30% и более, могут сами устанавливать цены.
· Наценка на остальные товары будет происходить в зависимости от позиционирования по ценовому уровню.
Сеть магазинов «Семья» можно отнести к «среднему классу.
4.4. Особенности коммуникационной политики на предприятиях розничной торговли продуктами питания (на примере сети магазинов «Семья»)
Коммуникационная политика – комплекс мер, воздействующих на рынок. Под коммуникацией в маркетинге понимаются методы и формы подачи информации и воздействия на целевую аудиторию. Коммуникационная политика включает в себя
· различные виды рекламы;
· связи с общественностью;
· средства стимулирования сбыта и сервисную политику;
· прямые или персональные продажи;
· организацию участия в выставках и ярмарках;
· разработку товарного знака;
· создание фирменного стиля;
· формирование благоприятных личностных отношений между производителями, потребителями и общественностью;
· работу со средствами массовой информации и др.
Сеть магазинов «Семья» в своем продвижении использует все инструменты данной политики.
· Наружная реклама
· Партнёрство.
· Спонсорство.
· Сайт компании https://semya.ru/
· Сайт доставки http://info.domoidostavim.ru/
· Реклама на радио.
· Социальные сети:
· Группа компании https://vk.com/semyaperm
· Instagram - https://www.instagram.com/semyaperm/
· Facebook - https://www.facebook.com/SemyaPerm/
· Мобильное приложение - http://7yamobile.ru/
4.5. Особенности продаж и сервиса на предприятиях розничной торговли продуктами питания (на примере сети магазинов «Семья»)
Торговая сеть занимается розничной продажей продуктами питания.
АВ сети магазинов «Семья» используют:
· Прямые продажи в магазине.
· Доставка продуктов через заказ, сделанный заранее в онлайн-каталоге.
Сервисные услуги:
Для своих клиентов компания предоставляет следующие услуги:
· Бесплатная доставка продуктов на дом, заранее заказанных в онлайн-каталоге.