Розничная торговая сеть: понятие, характеристика отдельных видов, типизация, специализация, современные форматы торговли
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.
От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.
Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).
Организации розничной торговли – это торговые объекты, осуществляющие куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего пользования. Розничная торговля представляет собой конечное звено в продаже товаров. В законодательстве имеется несколько определений розничной торговли: исходя из определения договора розничной купли-продажи; вида торговой сети; типа торговых предприятий и торговых объектов; включения продаж в розничный товарооборот и иные. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
- закупка товаров у поставщиков;
- организация завоза товаров в магазины;
- приемка и хранение товаров;
- подсортировка и подготовка к продаже;
- продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
- наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
- реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;
- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
- сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
- взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;
- учет принципов современного градостроительства [10, с. 171].
Под формой розничной торговли понимается способ организации торгово-технологического процесса в зависимости от вида торгового объекта, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров.
Розничная торговля осуществляется в следующих формах:
1. Комиссионная торговля– розничная торговля, осуществляемая в комиссионном магазине или комиссионной секции, при которой субъект торговли осуществляет продажу товаров, принятых по договору комиссии от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства;
2. Торговля в стационарных торговых объектах – розничная торговля, осуществляемая в торговых объектах, представляющих собой капитальное строение (здание, сооружение), присоединенное к инженерным коммуникациям, или его часть (части), оснащенные торговым оборудованием;
3. Торговля в нестационарных торговых объектах– розничная торговля, осуществляемая в торговых объектах, представляющих собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям с передвижных средств развозной торговли, оснащенных торговым оборудованием, а также с передвижных средств разносной торговли;
4. Торговля без (вне) торговых объектов– розничная торговля без стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов либо вне таких объектов;
5. Торговля по образцам– розничная торговля, осуществляемая путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах и (или) путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин, без (вне) торговых объектов;
6. Развозная торговля– розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств развозной торговли, представляющих собой специально оборудованные для торговли транспортные средства (автомагазины);
7. Разносная торговля– розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них;
8. Торговля на ярмарках– розничная торговля, осуществляемая на ярмарках, с предоставлением мест для продажи товаров;
9. Торговля на аукционах– розничная торговля, осуществляемая путем продажи товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте участнику торгов, который предложил за них наивысшую цену;
10. Торговля на рынках– розничная торговля, осуществляемая на рынках на торговых местах[13].
Розничные торговые объекты классифицируются по видам в зависимости от:
1. формы собственности:
- государственной формы собственности;
- частной формы собственности;
2. подчиненности:
- подчиненные государственным органам;
- подчиненные общественным объединениям;
- без ведомственной подчиненности;
3. типа строения:
- стационарные;
- нестационарные;
4. места расположения:
- в составе торгового центра;
- на торговой площади магазина;
-в административном здании, здании вокзала, аэропорта, в объекте бытового обслуживания, объекте почтовой связи, физкультурно-спортивном сооружении, учреждении образования, организации здравоохранения, в ином объекте;
- на автозаправочной станции;
- придорожного сервиса;
- на рынках;
- в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;
- на площадках по продаже декоративных растений и продукции цветоводства;
5. формата:
- магазин;
- павильон;
- киоск;
- палатка;
- неизолированный торговый объект;
- автомагазин;
- торговый автомат;
- лоток;
- емкость для хранения и (или) продажи товаров;
- тележка для продажи товаров;
Магазины классифицируются по видам в зависимости от:
1. способов организации торговли:
- автономные;
- сетевые;
- фирменные;
2. типа постройки:
- встроенные;
- встроенно-пристроенные;
- отдельно стоящие;
- пристроенные;
3. ассортимента товаров:
- продовольственные;
- непродовольственные;
- с универсальным ассортиментом товаров;
- специализированные, узкоспециализированные;
- неспециализированные (с комбинированным либо со смешанным ассортиментом товаров);
4. метода продажи товаров:
· самообслуживания–метод продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке покупателем выбранных товаров в контрольно-кассовый узел торгового объекта;
· традиционного обслуживания - метод продажи товаров, основанный на обслуживании покупателя через прилавок, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковку и его отпуск;
· индивидуального обслуживания–метод продажи товаров, при котором покупатели самостоятельно осматривают и выбирают товары, размещенные в торговом зале с открытой выкладкой, а работник продавца обеспечивает консультирование покупателей, упаковку и отпуск товаров;
· с продажей товаров по образцам–метод продажи товаров, осуществляемый путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи либо распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством;
· с продажей товаров по предварительным заказам–метод продажи товаров, основанный на предварительном заказе покупателем необходимых товаров, представленных в торговом объекте, и получении их через определенный срок при личном посещении этого торгового объекта или с доставкой на дом;
5. уровня цен:
*Дискаунтеры–магазин, в котором реализуются продовольственные и (или) непродовольственные товары методами самообслуживания, традиционного обслуживания (при реализации непродовольственных товаров – также методом продажи товаров по образцам) по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение, реализацию, оказание услуг;
*Дисконтные магазины –магазин, в котором реализуются товары по дисконтным картам;
6. места нахождения:
- городские;
- районные;
- сельские;
- шаговой доступности.
Классификация непродовольственных магазинов Республики Беларусь по видами типам представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1–Классификация непродовольственных магазинов Республики Беларусь по видам и типам
Вид магазина | Тип магазина | Торговая площадь, кв. м | Метод продажи товаров |
Магазины с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров | Гипермаркет | 4000 и более | Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием |
Дом торговли | 800 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам | |
Универмаг | 3000 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по предварительным заказам | |
Универмаг в сельских населенных пунктах | 400 и более |
Окончание таблицы 1.1
Специализированные непродовольственные магазины | Автозаправочная станция | Не нормируется | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание |
Аптека | 20 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание, индивидуальное обслуживание | |
Биотовары, галантерейные товары, игрушки, канцелярские товары, мебельные товары, носители аудио- и видеоинформации, спортивные товары, строительные товары, текстильные товары, бытовые товары, транспортные средства, ювелирные изделия, часы и иные магазины | 20 и более | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам | |
Узкоспециализированные непродовольственные магазины | Автозапчасти, автомобили, белье и бельевой трикотаж, велосипеды, головные уборы, зоотовары, изделия медицинского назначения, медицинская техника, изделия санитарно-технического назначения, ковры и ковровые изделия, компьютеры, запасные части и принадлежности к ним, корсетные изделия, лакокрасочные товары, лекарственные средства, и иные магазины | 20 и более | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам |
Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом непродовольственных товаров | Галантерея – парфюмерия, промтовары, ритуальные товары, сделай сам, товары, бывшие в употреблении (секонд-хенд), товары для дома, товары для женщин, товары для мужчин, товары для детей (детский мир), товары для дома, сада и огорода, товары для шитья и рукоделия | 150 и более | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам |
Прочие магазины | Любого вида (за исключением магазинов с универсальным ассортиментом товаров) | Не нормируется | Любые методы продажи товаров |
В том числе | Бутик | 20 и более | Индивидуальное обслуживание |
Комиссионный магазин | 50 и более | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание | |
Магазин «Сток» (стоковый магазин) | 20 и более | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание | |
Салон-магазин | 50 и более | Индивидуальное обслуживание |
Примечание: Источник – составлено автором на основе [14]
Классификация продовольственных магазинов Республики Беларусь по видам итипам представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Классификация продовольственных магазинов Республики Беларусь по видам и типам
Вид магазина | Тип магазина | Торговая площадь, кв. м | Метод продажи товаров |
Магазины с универсальным ассортиментом продовольственных товаров | Гипермаркет | 4000 и более | Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием, продажей товаров по предварительным заказам |
Гастроном | От 200 до 1000 | Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием, продажей товаров по предварительным заказам | |
Супермаркет | от 650 до 4000 | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам | |
Универсам | от 400 до 2500 | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам | |
Универсам в сельских населенных пунктах | 300 и более | ||
Специализированные продовольственные магазины | Алкогольные напитки | 50 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание |
Бакалейные товары, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, рыбные продукты, табачные изделия, хлебобулочные изделия | 20 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам | |
Узкоспециализированные продовольственные магазины | Вина, водка и ликеро-водочные изделия, коньяки | 50 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание |
Колбасные изделия, конфеты, мед и продукция пчеловодства, молоко, пиво, чай, кофе | 20 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам | |
Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом продовольственных товаров | Детское питание, диетическое питание, магазин кулинарии, мясо-молоко, , продукты, спортивное питание, хлебокондитерский | 50 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам |
Мини-магазин (мини-маркет) | До 100 | Самообслуживание, традиционное обслуживание |
Окончание таблицы 1.2
Мини-магазин (мини-маркет) | До 50 | Самообслуживание, традиционное обслуживание | |
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом | Мини-магазин (мини-маркет) | До 100 | Самообслуживание, традиционное обслуживание |
Мини-магазин (мини-маркет) в сельских населенных пунктах | До 50 | ||
Товары повседневного спроса | 50 и более | Самообслуживание, традиционное обслуживание | |
Прочие магазины | Любого вида (за исключением магазинов с универсальным ассортиментом товаров) | Не нормируется | Любые методы продажи товаров |
Примечание: Источник – составлено автором на основе [14]
Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.
Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.
Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.
Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.
Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.
Снижение цен в магазинах - дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:
· сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);
· преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);
· применение самообслуживания;
· использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;
· оптимизация численности персонала.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
· изучение покупательского спроса на товары;
· формирование ассортимента товаров;
· составление заявок на завоз товаров;
· оказание торговых услуг покупателям;
· рекламирование товаров и услуг.
Основными технологическими функциями являются:
· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
· хранение товаров;
· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
· выполнение расчетов с покупателями.
Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина[1, с. 265-269].
В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.
Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.