Розничная торговая сеть: понятие, характеристика отдельных видов, типизация, специализация, современные форматы торговли

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.

От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).

Организации розничной торговли – это торговые объекты, осуществляющие куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего пользования. Розничная торговля представляет собой конечное звено в продаже товаров. В законодательстве имеется несколько определений розничной торговли: исходя из определения договора розничной купли-продажи; вида торговой сети; типа торговых предприятий и торговых объектов; включения продаж в розничный товарооборот и иные. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

- закупка товаров у поставщиков;

- организация завоза товаров в магазины;

- приемка и хранение товаров;

- подсортировка и подготовка к продаже;

- продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

- наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

- реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;

- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

- сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

- взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

- учет принципов современного градостроительства [10, с. 171].

Под формой розничной торговли понимается способ организации торгово-технологического процесса в зависимости от вида торгового объекта, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров.

Розничная торговля осуществляется в следующих формах:

1. Комиссионная торговля– розничная торговля, осуществляемая в комиссионном магазине или комиссионной секции, при которой субъект торговли осуществляет продажу товаров, принятых по договору комиссии от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства;

2. Торговля в стационарных торговых объектах – розничная торговля, осуществляемая в торговых объектах, представляющих собой капитальное строение (здание, сооружение), присоединенное к инженерным коммуникациям, или его часть (части), оснащенные торговым оборудованием;

3. Торговля в нестационарных торговых объектах– розничная торговля, осуществляемая в торговых объектах, представляющих собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям с передвижных средств развозной торговли, оснащенных торговым оборудованием, а также с передвижных средств разносной торговли;

4. Торговля без (вне) торговых объектов– розничная торговля без стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов либо вне таких объектов;

5. Торговля по образцам– розничная торговля, осуществляемая путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах и (или) путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин, без (вне) торговых объектов;

6. Развозная торговля– розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств развозной торговли, представляющих собой специально оборудованные для торговли транспортные средства (автомагазины);

7. Разносная торговля– розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них;

8. Торговля на ярмарках– розничная торговля, осуществляемая на ярмарках, с предоставлением мест для продажи товаров;

9. Торговля на аукционах– розничная торговля, осуществляемая путем продажи товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте участнику торгов, который предложил за них наивысшую цену;

10. Торговля на рынках– розничная торговля, осуществляемая на рынках на торговых местах[13].

Розничные торговые объекты классифицируются по видам в зависимости от:

1. формы собственности:

- государственной формы собственности;

- частной формы собственности;

2. подчиненности:

- подчиненные государственным органам;

- подчиненные общественным объединениям;

- без ведомственной подчиненности;

3. типа строения:

- стационарные;

- нестационарные;

4. места расположения:

- в составе торгового центра;

- на торговой площади магазина;

-в административном здании, здании вокзала, аэропорта, в объекте бытового обслуживания, объекте почтовой связи, физкультурно-спортивном сооружении, учреждении образования, организации здравоохранения, в ином объекте;

- на автозаправочной станции;

- придорожного сервиса;

- на рынках;

- в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;

- на площадках по продаже декоративных растений и продукции цветоводства;

5. формата:

- магазин;

- павильон;

- киоск;

- палатка;

- неизолированный торговый объект;

- автомагазин;

- торговый автомат;

- лоток;

- емкость для хранения и (или) продажи товаров;

- тележка для продажи товаров;

Магазины классифицируются по видам в зависимости от:

1. способов организации торговли:

- автономные;

- сетевые;

- фирменные;

2. типа постройки:

- встроенные;

- встроенно-пристроенные;

- отдельно стоящие;

- пристроенные;

3. ассортимента товаров:

- продовольственные;

- непродовольственные;

- с универсальным ассортиментом товаров;

- специализированные, узкоспециализированные;

- неспециализированные (с комбинированным либо со смешанным ассортиментом товаров);

4. метода продажи товаров:

· самообслуживания–метод продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке покупателем выбранных товаров в контрольно-кассовый узел торгового объекта;

· традиционного обслуживания - метод продажи товаров, основанный на обслуживании покупателя через прилавок, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковку и его отпуск;

· индивидуального обслуживания–метод продажи товаров, при котором покупатели самостоятельно осматривают и выбирают товары, размещенные в торговом зале с открытой выкладкой, а работник продавца обеспечивает консультирование покупателей, упаковку и отпуск товаров;

· с продажей товаров по образцам–метод продажи товаров, осуществляемый путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи либо распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством;

· с продажей товаров по предварительным заказам–метод продажи товаров, основанный на предварительном заказе покупателем необходимых товаров, представленных в торговом объекте, и получении их через определенный срок при личном посещении этого торгового объекта или с доставкой на дом;

5. уровня цен:

*Дискаунтеры–магазин, в котором реализуются продовольственные и (или) непродовольственные товары методами самообслуживания, традиционного обслуживания (при реализации непродовольственных товаров – также методом продажи товаров по образцам) по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение, реализацию, оказание услуг;

*Дисконтные магазины –магазин, в котором реализуются товары по дисконтным картам;

6. места нахождения:

- городские;

- районные;

- сельские;

- шаговой доступности.

Классификация непродовольственных магазинов Республики Беларусь по видами типам представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1–Классификация непродовольственных магазинов Республики Беларусь по видам и типам

Вид магазина Тип магазина Торговая площадь, кв. м Метод продажи товаров
Магазины с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров Гипермаркет 4000 и более Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием
Дом торговли 800 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам
Универмаг 3000 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по предварительным заказам
Универмаг в сельских населенных пунктах 400 и более

Окончание таблицы 1.1

Специализированные непродовольственные магазины Автозаправочная станция Не нормируется Самообслуживание, индивидуальное обслуживание
Аптека 20 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, индивидуальное обслуживание
Биотовары, галантерейные товары, игрушки, канцелярские товары, мебельные товары, носители аудио- и видеоинформации, спортивные товары, строительные товары, текстильные товары, бытовые товары, транспортные средства, ювелирные изделия, часы и иные магазины 20 и более Самообслуживание, индивидуальное обслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам
Узкоспециализированные непродовольственные магазины Автозапчасти, автомобили, белье и бельевой трикотаж, велосипеды, головные уборы, зоотовары, изделия медицинского назначения, медицинская техника, изделия санитарно-технического назначения, ковры и ковровые изделия, компьютеры, запасные части и принадлежности к ним, корсетные изделия, лакокрасочные товары, лекарственные средства, и иные магазины 20 и более Самообслуживание, индивидуальное обслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам
Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом непродовольственных товаров Галантерея – парфюмерия, промтовары, ритуальные товары, сделай сам, товары, бывшие в употреблении (секонд-хенд), товары для дома, товары для женщин, товары для мужчин, товары для детей (детский мир), товары для дома, сада и огорода, товары для шитья и рукоделия 150 и более Самообслуживание, индивидуальное обслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по образцам
Прочие магазины Любого вида (за исключением магазинов с универсальным ассортиментом товаров) Не нормируется Любые методы продажи товаров
В том числе Бутик 20 и более Индивидуальное обслуживание
Комиссионный магазин 50 и более Самообслуживание, индивидуальное обслуживание
Магазин «Сток» (стоковый магазин) 20 и более Самообслуживание, индивидуальное обслуживание
Салон-магазин 50 и более Индивидуальное обслуживание

Примечание: Источник – составлено автором на основе [14]

Классификация продовольственных магазинов Республики Беларусь по видам итипам представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Классификация продовольственных магазинов Республики Беларусь по видам и типам

Вид магазина Тип магазина Торговая площадь, кв. м Метод продажи товаров
Магазины с универсальным ассортиментом продовольственных товаров Гипермаркет 4000 и более Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием, продажей товаров по предварительным заказам
Гастроном От 200 до 1000 Самообслуживание в сочетании с традиционным обслуживанием, продажей товаров по предварительным заказам
Супермаркет от 650 до 4000 Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Универсам от 400 до 2500 Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Универсам в сельских населенных пунктах 300 и более
Специализированные продовольственные магазины Алкогольные напитки 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание
Бакалейные товары, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, рыбные продукты, табачные изделия, хлебобулочные изделия 20 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Узкоспециализированные продовольственные магазины Вина, водка и ликеро-водочные изделия, коньяки 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание
Колбасные изделия, конфеты, мед и продукция пчеловодства, молоко, пиво, чай, кофе 20 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом продовольственных товаров Детское питание, диетическое питание, магазин кулинарии, мясо-молоко, , продукты, спортивное питание, хлебокондитерский 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание, продажа товаров по предварительным заказам
Мини-магазин (мини-маркет) До 100 Самообслуживание, традиционное обслуживание

Окончание таблицы 1.2

  Мини-магазин (мини-маркет) До 50 Самообслуживание, традиционное обслуживание
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом Мини-магазин (мини-маркет) До 100 Самообслуживание, традиционное обслуживание
Мини-магазин (мини-маркет) в сельских населенных пунктах До 50
Товары повседневного спроса 50 и более Самообслуживание, традиционное обслуживание
Прочие магазины Любого вида (за исключением магазинов с универсальным ассортиментом товаров) Не нормируется Любые методы продажи товаров

Примечание: Источник – составлено автором на основе [14]

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах - дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

· сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

· преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);

· применение самообслуживания;

· использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;

· оптимизация численности персонала.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

· изучение покупательского спроса на товары;

· формирование ассортимента товаров;

· составление заявок на завоз товаров;

· оказание торговых услуг покупателям;

· рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

· хранение товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

· выполнение расчетов с покупателями.

Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина[1, с. 265-269].

В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.


Наши рекомендации