Монархия и исполнительная власть
Г-н Пинкни высказался за сильный орган исполнительной власти, но выразил опасение, что исполнительные полномочия существующего конгресса могут распространиться на вопросы мира и войны и т. д., что придаст органу исполнительной власти монархический характер, причем наихудшего типа, поскольку он будет выборным.
Г-н Вильсон предложил, чтобы орган исполнительной власти состоял из одного человека.
Г-н Пинкни поддержал это предложение в такой редакции: «Учреждается национальный орган исполнительной власти в составе одного человека».
Последовала продолжительная пауза, и, когда председатель спросил, должен ли он ставить этот вопрос, д-р Франклин сказал, что вопрос имеет большое значение, и пожелал, чтобы джентльмены высказали свои мнения прежде, чем этот вопрос будет поставлен...
Г-н Ратледок сказал, что он за сосредоточение исполнительной власти в одном лице, хотя он против предоставления ему права решать вопрос о мире и войне. Один человек будет чувствовать наибольшую ответственность и наилучшим образом руководить государственными делами.
Г-н Шерман заявил, что он считает орган исполнительной власти не чем иным, как исполнителем воли законодательного органа, что член или члены исполнительного органа должны назначаться только законодательным органом, являющимся хранителем высшей воли общества, и отчитываться только перед ним. Он добавил, что, поскольку законодательному органу лучше судить о том, каковы должны быть функции органа исполнительной власти, и, следовательно, о том, сколько людей требуется для выполнения этих функций, можно не определять численности этого органа, а предоставить законодательному органу право назначить одного человека или больше, как это ему подскажет опыт...
Г-н Рандольф выступил решительно против сосредоточения исполнительной власти в одном лице. Он считает это проявлением монархии...
Предложение г-на Вильсона об учреждении органа исполнительной власти в составе одного человека с общего согласия было отложено, так как комиссия, по-видимому, не была готова вынести по нему то или иное решение; и присутствовавшие согласились с первой частью резолюции... что «учреждается национальный орган исполнительной власти»...
О работорговле
Возобновилось обсуждение вопроса о работорговле. Г-н Шерман выступил за то, чтобы оставить этот пункт, как он есть. Он не одобряет работорговлю; но поскольку штаты сейчас имеют право ввозить рабов, поскольку общественное благо не требует лишения их этого права и поскольку целесообразно иметь как можно меньше возражений против предлагаемого плана правления, он считает, что лучше оставить положение таким, как оно есть. Он указал, что процесс отмены рабства в США, видимо, продолжается и что при постепенном проявлении здравого смысла несколькими штатами этот процесс, вероятно, будет завершен.
Полковник Мэзон. Эта бесчеловечная торговля была порождена жадностью английских торговцев... Данный вопрос касается не только штатов, ввозящих рабов, а всего союза. Зло, которое порождается наличием рабов, дало себя почувствовать в последней воине. Если бы противник умело подошел к рабам, то они могли бы стать опасным орудием в его руках. Но по своей глупости он относился к рабам так, как это подобает тори. Мэзон упомянул о восстаниях рабов в Греции, на Сицилии и о приказах, которые Кромвель дал комиссарам, посланным в Виргинию, — вооружить слуг и рабов, если попытки подчинить Виргинию другими средствами окажутся безуспешными. Мэриленд и Виргиния, сказал он, уже решительно запретили ввоз рабов. То же по существу сделала Северная Каролина. Все это будет сведено на нет, если Южная Каролина и Георгия будут свободно ввозить рабов. Люди на Западе уже предъявляют спрос на рабов, нужных им для их новых земель, и наводнят эти районы рабами, если их можно будет получать через Южную Каролину и Георгию. Рабство пагубно отражается на ремесле и мануфактурах. Бедняки презирают труд рабов. Рабы мешают иммиграции белых, которые действительно обогащают и укрепляют страну. Рабы оказывают самое вредное влияние на нравы. Каждый хозяин рабов — прирожденный, маленький тиран... Что касается права штатов ввозить рабов, то так же обстоит дело со многими другими правами, от которых сейчас надлежало бы отказаться. Он считает необходимым со всех точек зрения, чтобы центральное правительство имело право препятствовать увеличению рабства.
Г-н Эллсуорт сказал, что, так как у него никогда не было рабов, он не может судить о последствиях рабства по существу, но если этот вопрос рассматривать с моральной точки зрения, то мы должны пойти дальше и освободить тех рабов, которые уже находятся в стране.
Генерал Пинкни выразил мнение, что если он и все его коллеги подписали бы эту конституцию и использовали свое личное влияние, чтобы добиться согласия своих избирателей с ней, то последнего им все равно не удалось бы сделать. Южная Каролина и Георгия не могут обходиться без рабов.
Что касается Виргинии, то она выиграет от прекращения ввоза рабов. Цены на рабов будут расти, а в Виргинии их более чем достаточно. Было бы несправедливо требовать, чтобы Южная Каролина и Георгия вошли в конфедерацию на таких неравных условиях... Он утверждал, что ввоз рабов был бы в интересах всего союза. Чем больше рабов, тем больше продукции для торговли и тем больше потребление, а чем больше потребление, тем больше доход общей казны. Он признал, что будет разумным облагать ввоз рабов пошлиной, как и остальной импорт, но отклонение пункта о ввозе рабов будет, по его мнению, означать исключение Южной Каролины из союза.
Г-н Дикинсон считает недопустимым с точки зрения самого принципа чести и долга, чтобы конституция разрешала штатам ввозить рабов...
Г-н Ратледж. Если конвент думает, что Северная Каролина, Южная Каролина и Георгия когда-либо согласятся с этим планом при ущемлении их права ввозить рабов, то эта надежда напрасна...
Г-н Шерман сказал, что лучше предоставить южным штатам возможность ввозить рабов, чем расстаться с этими штатами, если они поставят это обязательным условием.
Г-н Рандольф выступил за передачу законопроекта в комиссию, которая, быть может, найдет какой-то средний путь. Он никогда не мог бы согласиться с этим пунктом в его нынешнем виде...
25 августа рассматривался доклад комиссии одиннадцати. Генерал Пинкни предложил заменить слова «1800 года», которым ограничивается ввоз рабов, словами «1808 года».
Г-н Горхэм поддержал предложение.
Г-н Мэдисон. В течение 20 лет мы почувствуем все то зло, которого можно ожидать от свободы ввоза рабов. Такой длительный срок будет настолько позорным для нашей страны, что лучше о нем не упоминать в конституции...
Г-н Моррис тут же предложил читать этот пункт так: «Ввоз рабов в Северную Каролину, Южную Каролину и Георгию не запрещается...» и т. д. Он сказал, что это было бы наиболее справедливым и позволило бы избежать двусмысленности, из-за которой... могла бы пострадать свобода, зарезервированная за этими штатами. Он пожелал также, чтобы было ясно показано, что в этой части конституция учитывает интересы вышеназванных штатов. Но если данное изменение формулировки вызовет возражения представителей этих штатов, то он не будет на нем настаивать...
После этого с первой частью доклада согласились в следующей измененной редакции:
«Переселение или ввоз таких лиц [рабов], которых согласны принять некоторые из существующих, не должны быть воспрещены законодательным органом до 1808 года».
1 Джемс Мэдисон — сторонник создания централизованного государства, выражал в филадельфийском конвенте интересы плантаторов и буржуазии Юга.