Полковнику пенсильванского форта
ЛЬЮИСУ НИКОЛА
22 мая 1782 г.
Я внимательно ознакомился с теми мыслями, которые вы изложили в письме на мое имя, и вне себя от удивления и изумления. Заверяю вас, сэр, ни одно событие за все время войны не причинило мне большей боли, чем ваше обращение, из которого я узнал о существовании в армии таких взглядов, какие были высказаны вами,— взглядов, которые не могут не вызывать во мне отвращения и не исторгнуть у меня самый суровый укор. На этот раз я сохраню их в тайниках моей души, если какое-либо дальнейшее возбуждение этого вопроса не сделает необходимым публичное разоблачение.
Я ума не приложу, что в моем поведении могло побудить вас обратиться ко мне с предложением, чреватым, на мой взгляд, величайшими бедами, какие только могут постигнуть мою родину. Если я не ошибаюсь в самом себе, вы не могли найти человека, более чуждого вашим проискам... Так позвольте же мне заклинать вас – если в вас есть хоть капля любви к родине, заботы о самом себе или потомках, наконец, уважения ко мне,— изгоните эти мысли из своей головы и никогда не высказывайте, ни от своего, ни от чужого имени взгляды такого рода...
ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ВАШИНГТОНА К СОБРАНИЮ ОФИЦЕРОВ В НЬЮБУРГЕ.
Март 1783 г.
Я заклинаю вас во имя нашей общей родины, если вы цените собственную честь, если вы уважаете права гуманности и если вы считаетесь с военным и национальным положением Америки, выразите ваше крайнее отвращение и ненависть к человеку, который захочет под любым благовидным предлогом уничтожить свободу нашей страны, из злых побуждений попытается открыть источники гражданских разногласий и утопить в крови нашу возрастающую силу...
17. ИЗ ЗАПИСОК Д. МЭДИСОНА1 О ДЕБАТАХ ПО ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КОНВЕНТЕ В ФИЛАДЕЛЬФИИ.
Май — сентябрь 1787 г.
Демократия и нижняя палата
С 3-й резолюцией о том, что национальный законодательный орган должен состоять из двух палат, согласились без прений и разногласий все, кроме Пенсильвании, выступившей с возражениями, вероятно, и из желания угодить д-ру Франклину, который, как известно, был сторонником однопалатного законодательного органа.
Первая часть резолюции 4-й, гласящая, что «члены первой палаты национального законодательного органа должны избираться народом нескольких штатов», была поставлена на обсуждение.
Г-н Шерман (штат Коннектикут) возразил против избрания их народом, настаивая на том, что это должны делать законов дательные собрания штатов. Надо, сказал он, с самого начала сделать так, чтобы народ как можно меньше касался дел правительства. Люди интересуются информацией, и их всегда могут ввести в заблуждение.
Г-н Джерри (штат Массачусетс). Бедствия, которые мы испытываем, проистекают из излишеств демократии. Народ не хочет добродетели, его обманывают те, кто выдает себя за патриотов.
Г-н Вильсон (штат Пенсильвания) энергично выступил за избрание членов самой большой палаты законодательного органа непосредственно из народа. Он высказался за поднятие этой федеральной пирамиды на значительную высоту и потому пожелал, чтобы у нее было как можно более широкое основание. Ни одно правительство не может быть долговечным без доверия народа. При республиканском правлении это доверие особенно необходимо. Он также считает неправильным повышать роль законодательных собраний штатов, поручая им выбирать национальный законодательный орган. Следует максимально избегать всякого вмешательства центрального и местных правительств в дела друг друга. При проверке окажется, что возражения штатов против федеральных мер исходят в гораздо большей степени от должностных лиц штатов, чем от широких народных масс.
Г-н Мэдисон считает, что выборы одной палаты национального законодательного органа народом необходимы при любом плане установления свободного правления. Он знает, что в некоторых штатах одна палата законодательного собрания состоит
Президент США с 1809 по 1813 г. из людей, выдвинутых из народа уже при помощи промежуточной коллегии выборщиков. Следовательно, если первую палату центрального законодательного органа будут выбирать законодательные собрания штатов, вторую палату будет выбирать первая палата, а главу государства — вторая палата, избранная первой, и остальные назначения опять-таки по субординации будут производиться главой государства, то народ вовсе будет потерян из виду... Г-н Мэдисон — сторонник политики отбора кандидатов, выдвинутых народом, путем установления последовательных фильтров, но он полагает, что в этом деле можно зайти слишком далеко. Он хочет, чтобы этот метод был восстановлен только при выборе второй палаты законодательного органа, а также органов исполнительной и юридической власти. Он считает также, что огромное здание, которое надо построить, будет более прочным и основательным, если оно будет стоять на твердом фундаменте — опираться на сам народ, а не просто на законодательные собрания.
Г-ну Джерри не нравятся народные выборы. Положения английской конституции часто оказываются ошибочными, когда их применяют к нашим условиям, являющимся совершенно иными. Опыт, заявил он, показал, что законодательные собрания штатов, созданные из представителей народа, не всегда пользуются его доверием. Однако он не против народных выборов, если они настолько продуманы, что исключают отказ людей честных и с сильным характером от назначений. Он, видимо, считает, что народ мог бы выдвигать определенное число кандидатов, из которых выбирались бы члены законодательных собраний штатов.
Г-н Батлер (штат Южная Каролина) считает народные выборы практически невозможными...