Из письма б. франклина переводчику его сочинений на французский язык дюбуру.

2 октября 1770 г.

Мы только утверждаем, что, поскольку у нас есть свои собственные парламенты и мы не имеем представителей в парламенте Великобритании, наши парламенты являются единственными судьями в этом деле, и что английский парламент не имеет права брать наши деньги без нашего согласия. Фактически Британская империя — не единое государство; оно включает многие государства, и, хотя парламент Великобритании без основания приписал себе власть облагать налогом колонии, он имеет на это столько же права, сколько на обложение Ганновера. Мы имеем общего короля, но не общих законодателей.

В. ФРАНКЛИН. ПИСЬМО КАСАТЕЛЬНО БЛАГОДАРНОСТИ

АМЕРИКИ, А ТАКЖЕ ВЕРОЯТНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЙ СОЮЗА

С ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ, ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ОТСРОЧКЕ ЗАКОНА

О ГЕРБОВОМ СБОРЕ

Лондон, 6 января 1766 г.

(Извлечение)

Сэр, я внимательно изучил документ, который Вы мне прислали, и полагаю, что предлагаемое в нем мероприятие — союз с колониями — является благоразумным; но боюсь, что здесь едва ли согласятся с этим мнением, пока не станет слишком поздно пытаться это осуществить. Было время, когда колонии сочли бы за большое преимущество и честь, если бы им было позволено посылать своих представителей в парламент, и просили бы этой привилегии, если бы имели малейшую надежду получить ее. Сейчас настало время, когда они безразличны к этому, и, вероятно, не будут об этом просить, хотя, быть может, и согласились бы, будь это им предложено; и придет время, когда они, несомненно, от этого откажутся. Но если бы такой союз был сейчас учрежден (а учредить его, думается мне, для нашей страны чрезвычайно важно), он, вероятно, существовал бы до тех пор, пока Англия будет существовать как нация. Народ Великобритании, однако, слишком горд и слишком сильно презирает американцев, чтобы смириться с мыслью о допущении их до такого равноправного участия в управлении империей.

Лучшее, что остается в таком случае сделать, это предоставить американцам спокойно пользоваться своими конституциями; а когда понадобятся деньги для какой-либо государственной службы, в которой американцам надлежит нести свою часть, обращаться к колонистам с письменными запросами от имени короны (в соответствии с издавна установившимся обычаем) о вотировании такой помощи, какую продиктует им их лояльность и позволят их возможности. Весьма разумный и благожелательный автор этого документа, по-видимому, не знал, что в Америке существует и до сего времени всегда практиковался такой конституционный обычай, иначе он не выразился бы следующим образом: «Для умного и беспристрастного человека очевидно и несомненно, что после экстраординарных усилий, успешно совершенных Великобританией в ходе последней войны для того, чтобы спасти колонистов от уничтожения, и в результате этого по необходимости сопровождавшихся огромным бременем долгов, следует как-то побудить названных колонистов, теперь надежно гарантированных от чужеземных врагов, внести со своей стороны некоторый вклад для удовлетворения насущных потребностей государства в будущем». Это выглядит так, как если бы он представлял себе, что война велась исключительно за счет одной Великобритании, а колонии только пожинали плоды, не разделяя до сих пор ее бремени, и поэтому сейчас обязаны Англии в этом отношении...

Сообщите же. ему, пожалуйста, что дело обстоит не так, что ежегодно на протяжении войны короной предъявлялись к колонистам запросы о сборе денег и вербовке солдат, что они совершили более экстраординарные усилия соответственно своим возможностям, чем Англия...

Итак, пока продолжают существовать эти тяготы, пока Англия стесняет колонии в каждой отрасли торговли и мануфактур, которые, по ее мнению, мешают ее собственным, пока она истощает колонии своей торговлей с ними, вытягивая у них все наличные деньги, которые они могут добыть каким бы то ни было ремеслом и кустарной промышленностью в какой бы то ни было части мира, и тем самым держит их постоянно у себя в долгу (ибо они не могут издать никакого закона, препятствующего ввозу ваших разорительных для них предметов роскоши, как это делаете вы в отношении французских предметов роскоши, поскольку подобный закон был бы немедленно опротестован вашим министерством торговли и отменен короной); повторяю, пока такое положение остается в силе и пока существует установившийся метод королевских запросов о сборе с них денег их собственными собраниями при всяком подходящем случае, будет ли необходимо или благоразумно приводить их в отчаяние и досаждать им налогами, устанавливаемыми здесь в парламенте, где они не имеют представителя, и в такой форме, которую они считают неконституционной и губительной для самых ценных их прав?..

Чем же, говорят они, покажем мы свою верность нашему милостивому королю, если наши деньги будут отдавать ему другие, не спрашивая нашего согласия? И если парламент имеет право отбирать у нас таким образом по одному пенни из каждого фунта, то где же предел этому праву и что может помешать им потребовать, когда им заблагорассудится, остальные 19 шиллингов и 11 пенсов?..

По моему личному суждению, лучшей мерой для Англии была бы немедленная отмена закона о гербовом сборе, отсрочка же его на три года — лучшей мерой для Америки. Отмена его исполнила бы ее население чувствами радости и благодарности, восстановила бы их уважение и почтение к парламенту, сразу же возродила бы их прежнюю естественную любовь к нашей стране и их расположение ко всему, что исходит от нее; в связи с этим была бы возобновлена торговля во всех ее отраслях; они снова стали бы позволять себе все дорогие предметы роскоши, которыми вы их снабжаете, а их собственная вновь испеченная отечественная промышленность постепенно бы угасала.

Наши рекомендации