Эффективность рынка, теория случайности и закон природы
Теория эффективности рынка - это академическое допущение, согласно которому ничто не может действовать более эффективно, чем рынок, поскольку в каждый момент времени цена отражает всю имеющуюся информацию. Уоррен Баффет, один из самых успешных инвесторов нашего столетия, комментирует это так: “Мне кажется совершенно замечательным то, как правящим ортодоксам удается убедить множество людей в том, что Земля плоская. Заниматься инвестициями на рынке, участники которого верят в его эффективность, все равно, что играть в бридж с теми, кому сказали, что смотреть на карты вовсе не нужно”.
Логическая ошибка теории эффективности рынка состоит в уравнивании знания и действия. Возможно, что у людей и есть необходимые сведения, но эмоциональное давление со стороны толпы часто заставляет их действовать нерационально. Хороший аналитик может обнаружить на своих графиках повторяющиеся структуры, отражающие поведение толпы, и воспользоваться ими.
Теория случайности (Random Walk) заключается в том, что цены на рынке изменяются случайным образом. Конечно, на рынке много случайного или “шума”, как много случайного и в любой другой толпе вокруг него. Умный наблюдатель может обнаружить повторяющиеся модели поведения толпы и обоснованно поставить на его продолжение или изменение рынка.
У людей есть память, они помнят прошлые цены, и их память оказывает влияние на их решения о покупке и продаже. Память помогает создать поддержку и сопротивление для рыночных цен. Сторонники теории случайности отрицают влияния нашей памяти на наше поведение в настоящем.
Как указывал Мильтон Фридман, цены дают информацию о возможности предложения и о состоянии спроса. Участники рынка используют эту информацию для принятия решений о покупке и о продаже. Например, потребители покупают больше товаров на распродаже и меньше, когда цены высоки. Финансисты в той же степени способны к разумному поведению на бирже, что и домохозяйки в супермаркете. Когда цены низкие, вступают в игру охотники за наживой. Дефицит может привести к паническим покупкам, но высокие цены ограничат спрос.
Теория детерминированности рынка («закон природы») является истерическим криком кучки мистиков, противостоящих сторонникам теории случайности. Мистики утверждают, что на рынке царит совершенный порядок, и он работает как часы, подчиняясь неумолимым законам природы. Р.Н. Эллиот даже назвал свою книгу “Закон природы”.
Толпа, следующая “Закону природы” тяготеет к астрологии и ищет связь между ценами и движением планет. Большинство мистиков прячут свои астрологические привязанности, но узнать их очень просто. Когда с вами в очередной раз заговорят о законах природы, действующих на рынке, коснитесь астрологии. Весьма вероятно, что собеседник ухватится за возможность выйти из подполья и поговорить о своих звездах.
Те, кто верит в совершенный порядок на рынке, полагают, что максимумы и минимумы можно предсказывать далеко в будущее. Любителям нравятся прогнозы, а мистицизм обеспечивает прекрасный маркетинг. Он помогает продавать курсы, системы игры и бюллетени.
У мистиков, академических сторонников теории случайности и у теоретиков эффективности рынка есть одна общая черта. Они в равной степени оторваны от реалий рынка. Экстремисты спорят друг с другом, но мыслят одинаково.
Сопротивление и поддержка
Мячик падает на пол и подскакивает. Он падает, ударившись о потолок. Поддержка и сопротивление похожи на пол и потолок, между которыми зажаты цены. Понимание роли поддержки и сопротивления необходимо для понимания тренда и графических фигур. Оценка их силы позволит вам решить, что вероятнее – продолжение тенденции или ее обращение вспять.
Поддержка (Support) - это уровень цен, при котором позиции на покупку достаточно сильны для того, чтобы остановить или развернуть нисходящий тренд в противоположном направлении. Когда нисходящий тренд достигает уровня поддержки, он ведет себя как ныряльщик, достигший дна и оттолкнувшийся от него. Поддержка изображается на графике как горизонтальная или почти горизонтальная линия, соединяющая несколько минимумов (рис. 2).
Рис. 2. Поддержка и сопротивление
Проведите горизонтальные и вертикальные линии через области консолидации цен. Проведенная через минимумы линия показывает уровень поддержки, на котором покупатели пересиливают продавцов. Проведенная через максимумы линия показывает уровень сопротивления, на котором продавцы пересиливают покупателей. Области поддержки и сопротивления часто меняются ролями. Обратите внимание, что мартовский уровень поддержки стал областью сопротивления в мае. Сила этих барьеров увеличивается каждый раз, когда цены ударяются о них и отскакивают прочь.
Остерегайтесь ложных прорывов через поддержку и сопротивление. На этом графике ложные прорывы отмечены буквой F. Любители любят следовать за прорывами, а профессионалы любят играть в противоположном направлении. На правом краю графика цены встретились с сильным сопротивлением. Это время искать возможность для продажи с предохранительной остановкой слегка выше уровня сопротивления.
Сопротивление (Resistance) - это уровень цен, при котором позиции на продажу достаточно сильны для того, чтобы остановить или развернуть восходящий тренд в противоположном направлении. Когда восходящий тренд достигает уровня сопротивления, он останавливается и падает вниз, как человек, ударившийся головой о ветку, когда он залезал на дерево. Сопротивление изображается на графике как горизонтальная или почти горизонтальная линия, соединяющая несколько максимумов.
Лучше проводить линии поддержки и сопротивления по краям областей консолидации (Congestion Zones), а не через минимальные или максимальные значения. Они показывают, где передумало большинство игроков, а минимумы и максимумы отражают лишь панику среди слабейших игроков.
Слабые поддержка и сопротивление заставляют тренд приостановиться, а сильные – обратиться вспять. Игроки покупают на уровне цен поддержки и продают на уровне цен сопротивления, делая их воздействие самооправдывающимся прогнозом.
Память, боль и сожаление
Поддержка и сопротивление существуют потому, что у людей есть память. Наша память подсказывает, при каком уровне цен нужно продавать и покупать. Покупки и продажи толпами игроков и создают поддержку и сопротивление. Когда игроки помнят, что цены перестали падать и начали подъем с определенного уровня, они с большей вероятностью будут покупать, когда цены достигнут этого уровня снова. Когда игроки помнят, что недавний восходящий тренд двинулся вспять, когда цены достигли определенного максимума, то они будут тяготеть продавать, когда цены вновь подойдут к этому уровню.
Например, все крупные подъемы на рынке ценных бумаг с 1966 по 1982 год заканчивались, когда индекс Доу-Джонса поднимался до уровня от 950 до 1050. Сопротивление было столь сильным, что игроки назвали его “кладбищем на небесах”. Стоило «быкам» протолкнуть рынок через этот уровень, как он стал сильным уровнем поддержки.
Поддержка и сопротивление существуют потому, что массы игроков чувствуют боль и сожаление. У тех, кто держит проигрывающие позиции, сильна боль. Неудачники стремятся выйти из игры, как только рынок даст им такой шанс. Игроки, упустившие выгоду, чувствуют сожаление, и тоже ждут, когда рынок даст им вторую попытку. Чувства боли и сожаления достаточно слабы тогда, когда колебания цен в коридоре невелики и неудачники не теряют слишком много. Прорыв за обычный коридор цен создает ярко выраженные боль и сожаление.
Когда рынок остается какое-то время стабильным, игроки привыкают покупать на нижней границе коридора цен и продавать на верхней. При восходящей тенденции «медведи» чувствуют боль, а «быки» сожалеют, что не купили больше. И те и другие намерены покупать, если рынок даст им еще один шанс. Боль «медведей» и сожаление «быков» готовит их к покупке, создавая поддержку в восходящем тренде.
Сопротивление является областью, в которой «быки» чувствовали боль, «медведи» чувствовали сожаление, и обе группы были готовы продавать. Когда цены провалились вниз из своего коридора, «быки», которые купили, ощутили боль, почувствовали себя в ловушке и ждут подъем, который даст им возможность компенсировать потери и выйти из игры. «Медведи» сожалели, что не продали больше, и тоже ждут подъем, который даст им шанс опять продавать. Боль «быков» и сожаление «медведей» создают сопротивление, потолок цен, в нисходящем тренде. Сила поддержки или сопротивления зависит от силы эмоций, охватывавших массы игроков.