Экономическое и социальное развитие Англии в 17 веке.

Билеты по Новой истории

1. Общая характеристика новой истории (XVII – начало XIX вв.).

В христианской системе Средних Веков история начинается с сотворения мира и кончается Вторым пришествием Господа. Мир постепенно стремится к концу. Сколько осталось – человек не знает. При таком делении истории Нового времени не очень допустима. Новое время появляется во времена Возрождения, когда историки отходят от вышеупомянутой концепции. Есть античность – Возрождение – и та эпоху, в которой историки живут. Средние века – от античности до Возрождения. В середине 17 века эта концепция становится доминирующей. Считается, что её ввели два германских историка – Георг Хорн (жил в Лейдене, труд его появился в 1660-х) и Кристофер Кельнер (Целлайус).

Хронологические рамки Нового времени. Средние Века и Новое время – две разные эпохи. Идет спор о границах. Формально курс начинается с 1640 года (начало Английской революции) и формально заканчивается 1815 год (конец Наполеоновских войн и формирование новой Европы). Вопрос – что положить в основу периодизации? Века – вряд ли, календарный принцип не годится (и никак не подходит). Периодизация зависит от философской базы (и, в частности, от мнения историков). 18-19 века предлагают две концепции: 1) 18 в. – концепция просветителей. Проще всего о ней написал Вольтер в «Энциклопедии». Есть древняя история, Римская империя, Средние века (Варварская история варварских народов), после этого начинается современная история (Новое время). Почему так? Это этапы развития человеческого разума. 2) 19 в. – марксистская концепция. История человечества – история смены формация, в основе экономика. Рабовладение-феодализм-капитализм. Новая история – развитие капитализма. История в этих концепциях имеет начало и конец. Стадиальное деление – не бесспорно. История не является синхронной в разных странах. До 17 в. – капитализм увидеть практически невозможно. Привести их под единый знаменатель очень и очень трудно (или невозможно). Тем не менее, в университетском учебнике предлагается марксистская концепция. В советской историографии до 1950 года началом Нового времени считался 1789 год – начало французской революции. То, что до этого – Средние Века. В 1950-е эту концепцию раскритиковали и стали начинать Новую историю с 1640 (начало Английской революции) до 1917 год (октябрьская революция). Эта концепция есть в университетском учебнике. 1871 год – Парижская коммуна, диктатура пролетариата (1-й её случай). Два этапа – 1640-1871 и 1871-1917. Преподавать по такой схеме очень тяжело и неудобно. В итоге два периода – 1640-1815 и 1815-1917.В современной историографии еще выделяют период Раннего Нового времени. По этому поводу идут многочисленные споры. Раннее Новое время рассматриваем отдельно. Конкретного определения Новой истории нет.

Новая история – это новый этап развития западноевропейской цивилизации.Американская цивилизация отдельно. Цель курса – показать, что же нового появилось в Новое время.

Что же появилось нового?

1) Укрепление капитализма и постепенно становится основной системой хозяйствования. Путь от ремесленной мастерской до фабрики. В конце 1-й части Новой истории происходит промышленный переворот. Он меняет человеческую жизнь кардинально. По мнению М. А. Барга и А. Н. Чистозвонова – главной событие 17 в. – именно вступление Европы в мануфактурную стадию производства. Процесс шел безболезненно не везде: два вопроса – где взять средства и как установить прямое подчинение центру всех территорий.

2) Вследствие этого изменяется социальная структура общества – появляются 2 новых группы – промышленная буржуазия и промышленный пролетариат. Следствие – отходит цивилизация аграрная. Процент активного населения, занятого в сельском хозяйстве. Середина 18 века: Великобритания – 65%, Франция – 76%, США – цифр нет. 1850 г. – 22%, 52%, 65% соответственно. Далее процент будет уменьшаться еще больше. 1900 г. – в Англии 9% занято в с/х. Это связано с урбанизацией, с предложением городами работы населению, с упадком значения с/х. К 1750 г. – 140 млн. населения, к 1800 – 187. Быстрый демографический рост (улучшение климата, мало случаев голода, развитие медицины и гигиены). Рост городов и свободной рабочей силы. Экономика везде (кроме Голландии) – аграрная. Дворяне – их немного. Служили в армии и духовенством. Преимущественное право в управлении государством., право на особый суд, ношение шпаги и т.д. Дворянство – главный собственник земли. Иногда – покупка знатного звания – аноблирование. Конфликты между «дворянством шпаги» и «дворянством мантии». Крестьяне – их статус очень широко варьировался – от лично зависимого до отдельного сословия. На востоке Европы – крестьяне зависимые. В западной части – наоборот, но земля не свободная – на ней сеньориальные повинности. Наибольшее зло (для запада) – фискальный гнет государства. Косвенные налоги (габель – налог на соль). Обязанностей – очень много. Горожане – буржуазия (элита). Название условное – это не промышленная буржуазия 19 века. Их профессия – адвокаты, врачи и т.д. Они не дворяне и не занимаются физическим трудом. Квалифицированные ремесленники. Особые отношения между мастерами и подмастерьями. Расслоение между высшим и низшим духовенством.

3) Развитие экономики. В Новое время она становится всемирной. Старый свет ввязывается в новую экономическую систему. С/х – в целом – архаичная форма. 2/3-польный оборот. Примитивное скотоводство. Парадокс – развитие агрономии и застой в с/з. Камералисты (Германия) и физиократы - Франция (развитие с/х – преимущественное, освобождение экономики от гос. вмешательства). Причина – устаревшие отношения между землевладельцами и держателями. Промышленность – ее развитие тормозили цеха. Первоначально мануфактуры появились в селе – там цехов нет. Спрос королевского двора на предметы роскоши поднимал производство. Плюс армия тоже снабжалась именно при помощи мануфактурного производства. Зачатки промышленной революции и начало использования машин.

4) Изменяется представление об обществе. В Средневековье все люди принадлежали к единому христианскому миру. Процесс конфессионализации – совместное существовании е людей с разными религиями. Надо искать новые символы – ими стали доктрина абсолютизма и доктрина гражданства. Формирование новой протестантской этики. Появляется социальная система координат и социальные теории и идеологии (концепция общественного договора и концепция гражданства, например).

5) В идеологической сфере происходит процесс секуляризации сознания. Люди не стали неверующими (даже наоборот). Просто люди начали отходить от концепций церкви. Пример – ситуация с возможностью исцеления у французских королей. К 18 веку это положение уже оспаривалось очень сильно.

6) Идея примата человеческой личности и народного представительства. Меняется взгляд на роль государства и сферы его интересов.

7) Политика внутренняя – становится политикой не королей (как в СрВ), а политикой народов. Король уже начинал учитывать общественное мнение. Скорость перемен в этой сфере – очень велика. Абсолютизм – но не неограниченная монархия! Абсолютизм очень даже ограничен – комплексом верховных законов. Усиление королевской власти – вследствие появления постоянной армии, постоянных налогов и бюрократии. Система контроля на местах – пример интендантства во Франции.

8) Международная политика – Европа становится доминантой всемирной международной политики на несколько веков (борьба за колонии, за передел мира).

9) Наука и техника. Средневековая наука не ориентирована на практику (большей частью, она теоретична). Наука Нового времени ориентирована на практику и производство. Лозунг – «Открытие должно быть полезным». Теперь это не просто изобретения, а открытия, которые переворачивают представления о мире. Приходит новая концепция – гелиоцентрическая. Изменяется представление о пространстве. Возрастает скорость передачи информации.

10) Повседневная жизнь. Очень быстро облик европейских городов изменился кардинальным образом. Разумеется, поменялся и быт – одежда, появляется идея стандартных деталей и запчастей. В 17-18 веке в оружейном деле появляется новая концепция – концепция запасных частей в оружии. Европа начинает читать, книжное дело развивается очень быстро. Воздействие и сила печатного слова принципиально меняется. Меняется модель семьи – она становится приближенной к современной модели. Возникает идея кафе.

11) Очень сильно меняется военное дело. Появляются рода войск – пехота, кавалерия, артиллерия. Развивается система субординации. Идея парада – он приучает к дисциплине воинские подразделения. Проблема управления войсками на поле боя выходит на первый план и становится чрезвычайно сложной.

Тем не менее, люди Нового времени на современных людей были не очень похожи.

Итог: во всех сферах жизни зарождается новое современное общество.

Термин «Старый порядок». Появился во время ФБР. Обозначает рубеж между Средними Веками и Новым временем.

2. Кризис XVII века

Введение

Откуда появилась эта идея о кризисе? В Европе 17 века происходят новые события: бунты (революции), 30-летняя война, 1640-восстание в Каталонии и Португалии и Английская революция, 1647 – восстание в Неаполе и Палермо, 1648-53 г. – Фронда, 1650 – революция в Голландии. В Европе, таким образом, происходит сильнейшее социальное землетрясение. В экономике – экономический центр Европы перемещается на северо-запад (Голландия – 17в., Англия – 18 в. и Франция, но она слабее). Демографическая революция в Англии – и вдруг рост населения стабилизируется. Целые регионы впадают в упадок – Средиземноморье, северная Европа. Они становятся зонами локального обмена товаров. В Италии – деиндустриализация. Испанцы и португальцы испытывают кризис колониальной системы. Демография – по всей Европе проходит сильнейший демографический кризис. Распространяются различные болезни (туберкулез, например). Пик этого процесса – 1640-70.

Причины:

1) 30-летняя война. Число ее жертв – огромно, таких Европа еще не знала. Миллион человек – по самым оптимистичным оценкам. Но, тем не менее, есть регионы, которые война особенно не затронула. То есть, 30-летняя война – важный фактор, но далеко не единственный.

2) Экономические причины – капитализм развивается очень быстрыми темпами, а достаточно иерархические и «устаревшие» структуры европейских государств ему не соответствуют и мешают развиваться.

3) Появляются «абсолютные» монархии: государь отказывается от средневековых структур управления – особенно на местах. Нужны чиновники – не обладающие политическими интересами исполнителями (экономические интересы есть – все равно есть, жалование чиновникам выплачивать необходимо). Выясняется, что казна (бюджета пока не было как понятия) не выдерживает нагрузки от выплат чиновникам. Нужны деньги.

4) Эпоха феодального ополчения закончилась – после 30-летней войны начинаются войны регулярных армий. Для содержания армии необходимы огромные средства, которые необходимо найти;

5) Сбор налогов - ему препятствуют сословные учреждения или традиции. Налоги в разных видах на содержание чиновников и армии ложились на плечи населения, что крайне ослабляло экономику;

6) Экономика подвергается в 17 веке очень серьезной перестройке. Государства переходят к экономическому соперничеству – численность населения не является решающим фактором, решающим фактором является возможность государства нанять и содержать сильную армию. Поэтому нужны финансы. Здесь важно отметить – нет никакой борьбы с «аристократами-сепаратистами» (по Хеншеллу – с ними даже сотрудничество при помощи системы патроната)! Очевидно, что государственная система начала требовать большие финансовые вливания.

Кризис:

Какие-то структуры смогли перестроиться и выжить в новых условиях, какие-т о страны м- не смогли и продолжали испытывать кризис (Испания – постоянный и затяжной кризис, практически без выхода из него – вплоть до государственного банкротства). У перестроившихся стран – другой облик: концентрация экономического и производственного могущества на северо-западе, концентрация производства в виде мануфактур и постепенное её обеспечение государственными заказами, резкое увеличение численности городского населения, изменение системы земельных владений. Кризис сильнее всего, разумеется, ударил по демографическим процессам, чему способствовали отсутствие гигиены и развитие различных болезней (в первую очередь, чумак и тиф, хотя эпидемии чумы все-таки меньше, чем раньше, холера). Фернан Бродель показал синусоиду населения в 17 веке – она то падала, то вновь повышалась. С 18 века начинается стабильный демографический рост (чему способствовало и отсутствие таких масштабных войн, как 30-летняя, война теперь ведется профессиональными армиями). Численность европейцев повышается, встает вопрос о том, сможет ли население Европы себя прокормить? Эти сомнения (правда, несколько позже) выразил Мальтус в 1798 году – трактат Essay on the Principle of Population. Суть его состоит в том, что численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической, причем численность народонаселения прямо зависит от средств существования. Но, что парадоксально – Европа смогла себя прокормить при помощи сельского хозяйства (здесь, по мнению Броделя, очень большую роль сыграли новые культуры, которые быстро и хорошо прижились и дали огромный урожай – например, картофель и кукуруза). В результате появился спрос практически на все производственные товары – следовательно, мощный стимул развития производства и экономики.

Очень важную роль сыграли ВГО и продолжавшаяся колониальная экспансия. К 1800 году было открыто около 80% территории земного шара. Постепенно развивается колониальная система – привозили кофе, рис, табака, специи. Развивается пиратство и каперство (исчезнет после английского указа 1856 года). В целом, к концу 17-началу 18 века можно констатировать выход из кризиса.

3. Капиталистические отношения в Западной Европе в XVII – начале XIX вв. Пути развития.

Введение

Капитализм – очень абстрактное понятие. По мнению Броделя, даже если термин капитализм не был применим в целом к европейской системе (т.к. доиндустриальное общество в Европе), то все равно существовала такая экономическая деятельность, которая приводит на память только слово «капитализм». Эта экономическая деятельность не была классическим рыночным обменом и не напоминала индустриальный способ производства (кстати, Бродель не считает, что он представлял собой жизненно важное и необходимое условие капитализма). Капитализм, по Броделю, определяется как место вложения капитала и высокого уровня его воспроизводства. Главная сфера приложения капитализма – сфера обращения, но, тем не менее – не вся (только определенные каналы), и он очень активно проникал в другие сферы экономики (но, как говорит Бродель, чувствовал там себя «в гостях»).

Основные характеристики капитализма

Основа капитализма появляется в Европе в конце 15-16 вв.: Италия, Испания и т.д. Развитие производства и развитие торговли – главные аспекты капитализма. Развитие производства – с середины 15 века экономический подъем в Европе, выигрывают города (рост цен на городскую продукцию, сельскохозяйственная продукция – стабильные цены). Увеличение ремесленников. В 16 веке начинает расти сельское хозяйство. В экономике появляется больше денег (приток золота из Америки), активизация обмена товарами. Производить теперь очень выгодно сельскохозяйственные товары – спрос большой. Сосредоточение производство. По сути, все делает один человек – остальные помогают. В Западной Европе производство иногда развивается в рамках цеха (маленькие корпорации, есть соцобеспечение, производственная база и т.д.). Спад цен на с/х в 17 в., покупателей очень много. На рубеже 16-17 вв., расширять производство в рамках цеха сложно (цех не заинтересован в конкуренции). Поэтому растущее производство выносится во многих странах за пределы городов в село. Это очень удобно – в селе есть рабочая сила, источники сырья. Появляется рассеянная мануфактура – купец закупает материалы и дает их разным ремесленникам, а потом собирает все сделанное. На рассеянной мануфактуре труд ручной, но появляется разделение труда (разделение работы по профилю) и кооперация. Появление мануфактуры обеспечивает большее количество продукции (но часто в ущерб качеству). Цеховая система начинает шататься – т.к. он против конкуренции. Постепенно возникает идея, что все стадии производства можно делать под одной крышей – возникает централизованная мануфактура. Последовательность – только хронологическая, схема рассеянная мануфактура – централизованная мануфактура очень условная. Ремесленники постепенно вытесняются мануфактурой. Торговля – в 17 веке, в основном, ведутся на городских рынках. Они открыто только небольшую часть дня. Магазинов нет – т.к. нет спроса. Постепенно появляются ярмарки – они становятся международными (Франкфурт, Антверпен, Лион). К 18 веку торговля принимает международный характер, появляются биржи (Амстердам). В 18 веке открываются магазины (лавки), которые работают большую часть дня и недели. Развивается заокеанская торговля в 18 веке. В Новое время разрывается связь между производителем и потребителем (до того посредников в торговле было очень мало, цена товара определялась очень легко, сделки заключались непосредственно. Однако при появлении денег появляется посредник, затем несколько посредников. Цена товара существенно вырастает, однако такая система оказывается невыгодной, но удобной – производитель сразу получает живые деньги. Купец платит крестьянину и отвозит товар туда, где его можно продать. Государство покровительствует этой системе, так как она помогает снабжать города. Ситуация невыгодна производителю, не очень выгодна потребителю, но в целом – вполне удобна).

Признаки европейского капитализма.

1) Лично свободный производитель лишен средств производства (рабочий должен быть заинтересован в труде, поэтому личная свобода, капитализм развивается тогда, когда человек работает за заработную плату, доходы не идут рабочему, а идут владельцу производства, социальная мобильность – традиционная система владения землей должна была дать трещину для развития капитализма. Надо заставить крестьянина продавать рабочую силу, чего в эпоху Средних веков не было. Сгоняли крестьянина с земли и превращали его в наемного рабочего, должны быть рабочие места для работников, иначе производства стоит, необходим широкий рынок сбыта – бессмысленно строить мануфактуру, если ее продукцию не продавать, в 17 веке производство сталкивается с узостью внешнего и внутреннего рынка);

2) Для возникновения спроса, натуральное хозяйство должно уйти в прошлое. Этот процесс в Европе идет очень медленно. Адам Смит в середине в 18 века писал о шотландской деревушке, в которой капитализма не было. Надо было укреплять внешний рынок, торговый баланс с Востоком, Африкой – пассивный, из колоний вести товары тоже не очень удобно, только когда европейская экономика начинает производить дешевые массовые товары и когда она нуждается в сырье, начинает работать внешний фактор сбыта, колонии становятся рынками сбыта и за них в 19 веке идет война. Технические инновации 16-17-18 вв. соответствовали своей эпохи, сверхъестественного не было. Проблема была в обнаружении компактного мобильного источника энергии. Частично проблема решили при помощи парового двигателя);

3) Реинвестироваие. Для СВ модели трат – посредническая торговля (перепродажа) + продажа уникальных товаров. Купцы полученные деньги далеко не всегда вкладывали прибыли в торговлю (т.к. очень нестабильна и опасна, люди уходили в более стабильные сферы – образование, приобретение титула и земли, и т.д.). Концепция статусного потребления – необходимо держать богатому дворянину открытый дом, слуг, пиршества и т.д., необходимо соответствующее поведение и одежда. С капиталистической моделью трат ничего общего. Капитализм тратит деньги на развитие производства и вкладывает деньги в дело. Что-то должно произойти. Что? Сказать очень трудно. Кто-то говорит о психологии, кто-то – об открывшейся выгоде производства.

Характеристики капитализма по Броделю.

Капитал/капитальные богатства делятся на основные (точка опоры для человеческого труда + большой срок службы) и оборотные (семенное зерно, сырье, полуфабрикаты и деньги – прибыли, рента, зарплата, труд и т.д.). Оборотный капитал постепенно уничтожается, основной – должен был быть восстановленным. Долговременного капитала, по сути не было (о чем писал Саймон Кузнец и с чем соглашался Фернан Бродель (далее – ФБ)). Промышленная революция, в данном контексте – изменение основного капитала, который стал более дорогостоящим, но намного более долгосрочным и усовершенствованным Деньги в Европе очень часто загнивали и везде наблюдалась тезаврация (пример Италии конца 16 века, которую разорило огромное количество наличной серебряной монеты). Нерентабельные производства тут же забрасывались и начиналось более рентабельное производство (пример – землевладельцы Южной Чехии во 2-й половине 16 века затапливали земли и устраивали пруды для карпов). Поиск прибыли как черта капитализма, появился уже тогда. Городская собственность в деревне не была капиталистической и не использовалась непосредственно собственником. На секторах общественного производства капитализм был развит очень слабо, если был там вообще. Капиталист (для той эпохи – «крупный купец») – занят в многочисленных и недифференцированных видах деятельности, в производство решительно не втягивался. Земельным собственником в полном смысле этого слова он не был. Не был он и перевозчиком-предпринимателем или хозяином мастерской. Его «владение» (надомничество, судно, часть судна и т.д.) свидетельствовала о его положении в системе обмена и от него зависела. Все зависело от распределения, которое и было прибыльным сектором. В производство капитализм включался только потому, что его к этому побуждали нужды торговли или торговая прибыль. В производство капитализм вторгнется только во время промышленной революции, когда условия производства с применением машин начнут приносить ощутимую прибыль в сфере промышленности. Это сильно видоизменит и дополнит капитализм. Но капитализм индустриального общества не всегда будет привязан к индустриальному способу производства.

Пути развития.

Подробнее об этом – в разделе по соответствующим странам. Но в целом:

1) Нидерланды. Главная торговая держава. Производство (появление мануфактур, в т. .ч и централизованных). Свободный рынок (потом это станет проблемой). Ресурсов немного – своеобразная специализация труда (нужно делать то, что хорошо получается). Рабочие руки – сов всей Европы.

2) Англия. Свой рынок труда (поэтому потом взяли вверх в борьбе с Голландией), капитализм слегка проникает в с/х, но не очень много. Второе место по уровню промышленного развития.

3) Испания. Развитие колониальной системы, приток золото. Первоначально – развитие рыночных отношений в производстве, но потом – «революция цен» (колониального золота – очень много,

4) Восточная Европа – здесь развитие с/х, если капитализм – то инициатива идет сверху.

4. Аграрная революция европейских стран в 17-18 вв.

Введение.

Основа – Фернан Бродель и лекции

75-90% населения живет бедно. Это деревня, в которой мало техники, все работы выполняются в ручному. Единственный помощник – скот (но он рассматривается как пищевой конкурент крестьян). Поле засевается или пшеницей, или кормом для скота. Сельское хозяйство непредсказуемо – урожай или есть, или его нет – в таком случае, начинается страшный голод. Каналов связи нет, голод – очень частый. Высокая роль Церкви в сельском мире. К ней обращаются горожане. Религиозность сельского мира очень велика. Сельское общество очень традиционно. Техника остается такой же, ее практически нет (до промышленной революции). Поле для маневра очень маленькое[1]. С позиции 20 века очень трудно дать оценку сельскому хозяйству 16-17 вв. Смысл с/х 16-17 вв. – вернуть почву к изначальному плодородию. Система трехполья. Начиная с 18 века, промышленный комплекс развивается. Чем больше продвинута машина, тем лучше. Технический прогресс – признак продвинутости. Но в СрВ делали ставку на мастерство тех ,кто занимается производством. Если крестьянин может получить больше, он начинает работать меньше. Как только падает количество населения в Европе, крестьянин работает меньше и использует более примитивную технику. Принцип «чем проще, тем лучше». Исчезает плуг и соха, потом крестьяне вновь к ним возвращаются. Эта система живет в другой ментальной структуре. Эта система научилась сопротивляться обществу. С конца 16 и конца 17 вв. увеличивается урбанизация. Возникает фантастический спрос на продукцию сельского хозяйства. Система специализации – не нужно обеспечивать себя всем. Вырастим то, что хорошо растет, продадим и купим то, чего не хватает. Из этого проистекает много нюансов с/х 17-18 вв. Для рабочего города важна не заработная плата, а цена на хлеб. Государство постоянно ограничивает цены на хлеб. При росте цен на хлеб в городах начинается голод, значит, нужно государственное регулирование. Выращивается то, что выгодно. Крестьянин сопротивляется этому положению – крестьянину нововведения не нужны абсолютно.

Капитализм в деревне..

Процесс развития капитализма встречал в деревне ожесточенный отпор. Отмена ограничений сеньориального порядка – пока он есть, прогресса в деревне нет. Пока есть сеньория и держатель, нет капитализма. Местодержатель становится арендатором, сеньория разрушается – вот и капитализм. Ограничение или отмена крестьянских вольностей. Рациональное ведение хозяйства – нацеленность на получение максимальной прибыли. Все вышеперечисленное характерно для капитализма в деревне. Этот процесс (рационального веления хозяйства) очень тяжелый – см. введение картофеля и помидора. Крестьяне насмерть стояли против введения картофеля.

Экономические модели в Европе.

Везде в Европе – отличающиеся друг от друга экономические модели. В европейском с/х 17-18 вв. две модели – восточное и западное земледелие. Граница: Гамбург – Вена – Венеция. В Германии эта граница проходит практически по Вене. Западная зона – Голландия, Англия, Франция, Испания, монархия Габсбургов, большая часть Германии, Италия. Вся остальная Европа – часть Германии, Польша, часть империи Габсбургов – восточная зона – все, вплоть до России.

Три основных отличия – 1) на Западе крестьянин лично свободен, на востоке – крепостная зависимость; 2) на Востоке крупные большие поместья, на Западе – мелкое крестьянское хозяйство; 3) на западе – повинности становятся все больше денежными, на востоке – преобладание барщины.

Основной вопрос применительно к западной модели – мало следов феодализма в Западной Европе. Отечественные историки находят мало следов. Некоторые продлевают его вплоть до французской революции 1789 года. Отечественные историки: феодализм – есть феодал, эксплуатирует крестьян при помощи внеэкономического принуждения и получает доход. Но на Западе феодализм – понятие юридическое, это договор между сеньором и вассалом. Все перестраивается – и армия в том числе. Сохраняются отношения между сеньором и крестьянином – в 17 веке они были такими же, как в 15. Сеньориальное хозяйство есть и оно никуда не делось.

«Французский образец» и западная зона развития земледелия

Самый типичный пример – Франция[2]. Французская модель – почему Франция типичная? Потому что там были самые разные хозяйства. Север Франции в 17 веке был капиталистическим (там много городов, путей сообщения, большой спрос на продукцию с/х). Но остальная часть страны (особенно на юге) – там с/х отсталое. Господской земли во Франции почти нет. Очень много землевладельцев со своими клочками земли. С точки зрения французского крестьянина – это счастье (он связан с землями),с точки зрения капитализма – это очень трудно. Жак Мишле – земля во Франции принадлежит 15-20 миллионов, которые ее обрабатывают, в Англии – 30000 собственников, которые дают ее в аренду. Человек и земля во Франции связаны воедино. Во Франции 2 категории земель: 1) Сеньория – «благородные земли», налог - талья – не платился, духовенство тоже этот налог не платило. Владельцы земель имели разный набор судебных прав – все, вплоть до смертной казни (в этих случаях стояла виселица). Во Франции «нет земли без сеньора». 2) Цензива – «неблагородная земля», переданная сеньором держателям. Плата за пользование этой землей – ценз. Крестьянин, её держащий – цензитарий. Статус земли – очень любопытный. Крестьянин владел землёй наследственно и бессрочно, он мог её закладывать, дарить, продавать, т.е., по сути, он её собственник. Но права сеньора на эту землю вполне реальные. Сеньор имел право у крестьянина отобрать эту землю. Сеньор имел право взимать ценз ежегодно. Шампань – ценз в натуральной форме (до ¼ урожая). У крестьянина не было стимула уходить от старого сеньора и искать нового – права сеньора поземельные, на личность крестьянина прав нет. Цензитарий соблюдал комплекс сеньориальных прав: 1) право охоты. Оружие может носить только благородный, крестьянин носить не может. Лес принадлежал сеньору, но, с другой стороны им всегда пользовались все. А его очень много – как минимум, 50% территории западной Европы, чаще и больше. Формально охотиться в лесу крестьяне не могли – но, тем не менее, постоянно делали это. Потравы полей становились большой проблемой для крестьян. До конца 18 века это право оставалось в силе. Плюс в лесах огромное количество волков – даже под Парижем; 2) право назначения судей и судебных приставов. Дворяне начинают жить в городе – кто-то должен поддерживать порядок. Французское крестьянство достаточно активно судилось со своими сеньорами. Курс государственной власти на ограничение прав дворянства в 18 веке – значит, поддержка крестьян. Восстания крестьян – осмысленные – целью был захват и сожжение документов, а там пусть сеньор разбирается; 3) право полиции во владениях сеньора. Право руководства всеми и всем. Сеньор имел право предписывать крестьянину процессы с/х цикла, куда собирать зерно и т.д.; 4) баналитетные права. У сеньора есть мельница/точило/печь/виноградный пресс и т.д. Крестьяне пользуются и платят деньги; 5) ряд пошлин – например, дорожная – в пользу сеньора; 6) право давать крестьянам выкупать свои повинности. Не хочет крестьянин работать на барщине – он её выкупает. Сеньоры часто продавали крестьянам повинности, которые им были не нужны – например, ремонт замка, когда дворянин живет уже в городе; 7) «смешные права».

Различные права, которые уже были мало актуальными. Огромное количество крестьян были вынуждены брать землю в аренду. Это не капиталистическая аренда. К сеньору приходят крестьяне и просят кусочек цензивы за 50% урожая. Испольщиков было очень много. Урожай был непредсказуем.

Когда в деревню приходят деньги в 18 в., север Франции (особенно, но и в других регионах было) переходит на капиталистическую аренду – так же, как и в Англии. Процесс собирания земель, осушение болот. Инновации не вписывались в традиционное французское землепользование. Право свободного выпаса – собрали урожай, на поле можно теперь пасти скот – его отменили в 1889 году. До 1889 года есть сообщения о том, как люди ломали в деревнях заборы тех, кто вел хозяйство по-новому. Крестьянин платил еще и налоги государству. Косвенные налоги – т.к. налогооблагаемая база неизменна, а, значит, для увеличения прибыли надо вводить косвенные налоги. 2 косвенных налога: 1) налог на соль – габель ; 2) налог на напитки – эд. В разных местах они взимались по-разному и размер его был разным, что составляло определенные проблемы. Некоторые крестьяне уходили от налогов и покупали там, где он был меньше. Под давлением сеньоров и государства – крестьяне уходят земли, в городе они не нужны, они становятся маргиналами. Сеньор имел право взимать штраф.

Сеньоры все это делали не от хорошей жизни. Они попали под молот революции цен. Повинности установлены, революция цен снижает доходы. Нужны новые деньги. Искали их по-разному. В Южной Италии, например, рос размер штрафа – причем очень резко. А фиксированного размера штрафа нет. Штраф за потраву чужих полей вырос в 180 (!) раз. Это то, что касается западной зоны.

Восточная зона развития земледелия.

Восточная зона – Восточная Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Молдавия, Валахия, Прибалтика и часть Дании. Эту зону мы можем представлять по тому, что было на территории России. Для нее характерны – 1) крестьян прикрепляют к земле, личной свободы нет, свободы передвижения нет, нет возможности выкупа повинностей. Рейнландские земли - можно продать крестьян без земли. Этот процесс называется несколькими терминами – вторичное закрепощением крестьян, второе издание крепостничества. Но по сути – не совсем так. Для многих земель это издание было первым. До середины 18 веке крестьянство здесь жило лучше Запада; 2) становление барщины. Она растет на глазах. Для Польши в 17 веке барщина = 6 дней. Постепенно везде барщина идет до этой цифры; 3) тенденция к преобладанию крупного помещичьего хозяйства. Все это развивается с 1660 года, через сто лет задумались, эффективно ли, с конце 18 в. система начала отмирать. Причины – развитие капитализма на Западе. Западные страны не очень готовы обеспечить себя продовольствием. Его закупали – как раз на востоке. На востоке появляется западный купец, который предлагает большие деньги за производство. Больше всего в продовольствии нуждались Англия и Голландия. Перевозили по морям Северной Европы. Зачем вводили крепостничество? Труд лично свободного крестьянина более выгоден. Банально не хватало людей – после 30-летней войны в Германии. Но чаще всего – купец не готов иметь дело с 500 крестьянами. Крестьянин часть зерна продавал, часть оставлял себе. Перед помещиком проблема – как собрать максимум зерна? Закрепощение крестьян – весь поток зерна устремляется к помещику и на запад. Помещик собирал и продавал купцу. Почему барщина, а не оброк? Барщина – старый обычай. Крестьянину психологически проще отдать долг, чем отдать урожай – а то, что работает на господском поле его не так уж и заботило, надо так надо. Плюс роль государство – оно должно принять необходимое законодательство. Почему восток не пытается внедрять капитализм? Ответ – а зачем, когда и так хорошо? На восточных помещиков проливается золотой дождь. Другой вопрос, что к концу 18 века земля начинает рассматриваться как капитал.

Выводы

Выводы: 1)в Европе фактически складывается географическое разделение труда. Спрос в городах на разнообразную продукцию с/х (зерно, лес, скот, вино и т.д.). Восток поставлял эти товары; 2) обе стороны – части одной и той же системы. Это не возврат к натуральному хозяйству. Экономика Восточной Европы – экономика товарная и она открытая вверх – в сторону западного купца-импортера. Это тоже часть капиталистической системы; 3) очень скоро для западного предпринимателя станет важен рынок сбыта. Западная Европа «убивала» покупателей в Восточной, они перестают покупать. Восточная Европа – теперь не рынок для западных товаров.

5. Социальные движение в странах Западной Европы в 17-начале 19 вв.

Введение

Здесь пока прочерк.

6. Научная революция

Введение

Религиозное сознание - что-то чуть-чуть меняется. Человек становится центром для ученых. Человек, к сожалению, перестает восприниматься как творение Божие. Но не очень полностью. Позиции веры достаточно сильны. Только одна брешь – научная революция

Основная часть.

Черты научной революции:

1) мир познаваем разумом. Ученые стр

Наши рекомендации