Экономическая характеристика ЕС
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок.На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства.Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёри самый большой импортёрТиУ, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.
Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу FortuneGlobal 500 в 2010-м) находится в ЕС. Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.
209. Перспективы ЕС–завершение формирования Э и В союза ЕС изменит расстановку сил в МЭ в пользу «новой Европы». Евро претендует на роль мировой валюты и успешно с ней справляется. Возможно превращение ЕС в образование федеративного типа (аналогичное РСФСР), особая роль новой Конституции ЕС.Официально провозглашённые планы ЕС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами – участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики.
В финансовом аспекте ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним.
Доходная частьбюджета состоит из:
1. собственных средств, которые складываются из:
1) отчисления, премии, дополнительные и компенсационные платежи, а также иные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами в рамках общей сельскохозяйственной политики;
2) таможенные пошлины Единого таможенного тарифа, другие аналогичные таможенные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами, а также таможенные пошлины на товары номенклатуры ЕОУС;
3) отчисления от поступлений национальных налогов на добавленную стоимость;
4) процентные отчисления от величины валового общественного продукта;
5) прочие собственные средства (налог на жалованье персонала, процентный доход от капитала, полученные взносы на осуществление программ, штрафы и др.).
2. средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая страна-участница ЕС выделяет 1,2—1,3 % своего ВВП.
Основной статьей расходов единого бюджета ЕС, как и полвека назад, остается единая сельскохозяйственная политика. Но, несмотря на количественное увеличение расходов по этому направлению, их доля в бюджете снижается. Евросоюз наращивает расходы по структурным операциям, особое внимание уделяется научному и техническому сотрудничеству между государствами.Главное внимание в области научно-технической политики сконцентрировано на проблемах формирования Европейского научно-исследовательского пространства.
210. Отношения ЕС с третьими странами:
1. особое внимание уделяется странам ВЕ, Южного Кавказа и Средиземноморья. Цели отношений ЕС с странами этих регионов:
- экономическое сотрудничество
- надежность в поставках энергоносителей
2. ЕС играет значительную роль в решении проблемы иранской ядерной программы. Совет выразил обеспокоенность решением Ирана о продолжении деятельности, связанной с обогащением радиоактивных элементов. Принято решение о передаче дела Совету Безопасности ООН, что привело к значительному ухудшению отношений между Ираном и западными странами
3. ЕС оказывал поддержку выборам в Ираке: Совет ЕС сделал вывод, что выборы были справедливыми и соответствовали Конституции Ирака
4. 11-13 мая 2006 г. в Вене состоялся очередной саммит ЕС – ЛА и страны Карибского региона. Продолжение переговоров с МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай) и ЦА.
5. Среди основных тем саммитов ЕС:
- энергобезопасность
- содействие росту и занятости
Отношения ЕС с Россией
1. Отношения между РФ и ЕС представления в списке приоритетов лишь в пункте «отношения ЕС с третьими странами»
2. По словам посла Австрии в России М. Вуковича, возможно укрепление российского сотрудничества в сферах энергетики, экологии и транспорта, развитие инвестиционного процесса, в частности, инвестиции Австрии в Краснодарский Край (в рамках Олимпиады 2014)
3. Планируется «наладить активное взаимодействие в борьбе с организованной преступностью и терроризмом, торговлей наркотиками и людьми».
4. Несмотря на положительные сдвиги в развитии отношений ЕС и России, у обеих сторон имеется ряд проблем и взаимных претензий:
а) некоторые страны-члены ЕС обвиняют Россию в использовании энергоресурсов как инструмента давления на соседние страны
б) Россия обвиняет ЕС в применении двойных стандартов, что относится, в первую очередь, к вопросу о вступлении в ВТО
в) «газовый конфликт» между Россией и Украиной в январе 2006 г. Решение России о прекращении поставок газа на Украину привело к снижению поставок в некоторые страны ЕС.
В рез-те отдельные страны ЕС испытали 50%-ую нехватку газа по причине того, что более ¼ от общих поставок газа в страны ЕС приходится на Россию, а более 80% этого газа транспортируется через украинские территории. В рез-те в ЕС было решено диверсифицировать источники газа и транспортные магистрали, а также использовать больше сжиженного природного газа. Тем не менее, конфликт удалось быстро и успешно разрешить, так как в этом были заинтересованы обе стороны: ЕС является для России наиболее значительным рынком сбыта энергоресурсов, а Россия для ЕС – крупнейшим и весьма стабильным поставщиком. РФ планирует строительство газопровода в обход Украины под Черным морем
г) взаимные претензии между РФ и прибалтийскими «новобранцами ЕС» (ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии)
Претензии России к ЕС касаются:
- предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
- неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
- попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
- нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
- заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
- взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
212.«Проходным билетом» в еврозону для государства-претендента является соответствие так называемым маастрихтским критериям. Они регламентированы договором об экономическом и валютном союзе (ЕВС), заключенном в 1991 году в голландском городе Маастрихте странами – членами Европейского союза.
В составе маастрихтских критериев можно выделить 5 основных и несколько дополнительных.
1. Прежде всего, как обязательное условие рассматривается стабильная финансовая сфера государства. Дефицит правительственного бюджета не может превышать 3% от ВВП, а долг правительственного сектора должен составлять не более 60% от ВВП или, по крайней мере, оптимистично приближаться к этому показателю.
2. Маастрихтские критерии требуют от государства – претендента на вступление в еврозону и устойчивого обменного курса национальной валюты по отношению к евро. Оно должно не мене двух лет участвовать в европейском финансовом механизме обменного курса – межгосударственного соглашения, направленного на поддержание стабильности политики обменного курса и координации в Европе.
3. Третий критерий – уровень инфляции. За точку отсчета берется средний уровень инфляции в трех странах – участницах ЕС, достигших оптимальных результатов в сфере ценовой политики. Государство, заявляющее о своем намерении вступить в Евросоюз, должно доказать, что у него допустимый уровень инфляции не превышает этого показателя более чем на 1,5%.
4. Примерно такие же претензии выдвигаются к уровню долгосрочной процентной ставки с той лишь разницей, что ей дозволяется превышать средний оптимальный показатель не более чем на 2%.
5. Пятым основным критерием является правовой подход: оценивается мера самостоятельности Центрального банка государства и степень его интеграции в систему евро (участие в системе совместного колебания курсов не менее 2-х лет).
В дополнение к обязательным условиям Европейская комиссия и Европейскийцентробанк оставляют за собой право оценить состояние и развитие платежного баланса государства-претендента, итоги интеграции рынков, спецрасходы на рабочую силу и прочие ценовые индексы.
213. Механизм функционирования ЕСосновывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. Центральные органы управления ЕС:
Европейский Совет(Совет ЕС) — директивный, верховный политический орган, образован в 1974 г.; в его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС;
5. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС
6. Вырабатывает генеральную линию политической интеграции – основная миссия Европейского совета
7. Полиическая функция – изменение основополагающих договоров европейской интеграции
8. Заседания – не менее 2 раза в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет ЕС. Заседания длятся 2 дня. Решения Совета обязательны для поддержавших их государств.
9. Т. н. «церемониальное» руководство, когда присутстве политиков самого высокого уровня придает принятому решению одновременно и значимость, и высокую легитимность.
Европейская комиссия, или Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов (разработка законодательства). КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т. д.
Еврокомиссия играет главную роль в:
1. Обеспечение повседневной деятельсности ЕС, направленной на выполнение основополагающих договоров, общесоюзных директив
2. выступает с законодательными инициативами
3. после утверждения контролирует их претворение в жизнь
4. в случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский Суд
5. обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д.
6. комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами ЕС (такими, как программа «TACIS»).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Все официальные документы должны переводиться и публиковаться на всех официальных языках ЕС. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.
Европейский Парламент — представительный, консультативный и контролирующий орган, избирается с 1979 г. В него входят 26 депутатов. Взаимодействует с КЕС (осуществляет контроль над ним) и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2—1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).
1. Основная роль – законодательная деятельность
2. Практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо, по крайней мере, запроса его мнения
3. Контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска
4. Одобрение Парламента требуется и при принятии в ЕС новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами
Последние выборы в Европарламент проводились в 2009 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
Совет Европейского Союза ( неофиц. – Совет Министров) – наряду с Европарламентом,один из двух законодательных органов и один из 7 его институтов. В совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям, Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.
Европейский Суд, или Суд Европейских Сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС. Регулирует разногласия:
а) стран-членов ЕС между собой и ЕС
б) между институтами ЕС
в) между ЕС и юр. и физ. лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы)
г) выдает заключения по м/д соглашениям
д) выносит предварительные постановления
е) налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его постановлений
1. Проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции
2. Дает заключения по м/д соглашениям
3. Выносит предварительные решения (преюридициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС.
4. Решения суда обязательны для исполнения на территории ЕС
5. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС
6. В соответствии с Маастрихтским договором Суд налагает шрафы на государства-члены, невыполняющие его постановления.
!!!Не путать с Европейским судом поправам человека!!!
Рабочие органы управления ЕС:
1. Палата аудиторов
2. Экономический и социальный комитет
3. Комитет регионов – консультативный орган
4. Европейский инвестиционный банк – кредитование проектов по структурной перестройке ЕС
5. ЕЦБ
Специфический инструмент ЕС:
Единый бюджет – доходы формируются за счет:
1) Собственных ресурсов (в т. ч. таможенные пошлины, налоги на импорт с/х товаров из третьих стран, отчисления гос.-членов в размере 1% от НДС)
2) Отчисления гос.-членов в зависимости от величины их ВВП