Основные цели и задачи мерчандайзинга
Поставщик | Розничный торговец |
1. Поддержать продажи собственных продуктов, марок, увеличить объемы собственного товара реализации в целом | 1. Увеличить общую прибыль магазина и показатели по оборачиваемости товаров |
2. Представить на рынке максимально возможное количество позиций производимого ассортимента | 2. Достичь оптимальности в товарном ассортименте, выделить исходя из практики продаж перспективные и неперспективные товарные позиции и группы |
3. Обратить внимание розничных торговцев и потребителей на новые продукту и специальные предложения | 3. Сформировать имидж магазина как поддерживающего современные тенденции, использовать специальные акции из арсенала СМК для расширения круга клиентов |
4. Позиционировать свою продукцию в умах потребителей отлично от производителей конкурирующих марок | 4. Поддерживать устойчивый спрос на различные виды товаров |
5. Привлечь и удержать новых покупателей своих продуктов | 5. Сформировать стойкую приверженность к магазину и представленным в нем торговым маркам |
6. Стимулировать импульсные покупки | 6. Попытаться увеличить общее число покупок, сделанных в магазине за время пребывания в нем клиентов. Уметь при необходимости грамотно проконсультировать потребителя |
7. Повлиять на покупательские решения в пользу своей торговой марки (с помощью рекламы или убеждая стабильно высоким качеством продукции) | 7. Стимулировать приобретение необходимых потребителю товаров именно в данной торговой точке |
8. Сформировать положительный образ о производителе в целом путем заботы о качестве товаров и расширения предложения | 8. Сформировать положительный образ магазина путем гарантии качества предлагаемых товаров и, главное, выполнения гарантийных обязательств |
Таким образом, становится очевидным, что действия производителей, в первую очередь, направлены на расширение своей доли рынка и приобретение дополнительных преимуществ по сравнению с конкурентами. Розничные торговцы же заинтересованы в максимизации общей прибыльности (или хотя бы рентабельности) своей деятельности. Предпочтение товаров конкретного производителя им этого не гарантирует, следовательно, им необходимо вести мониторинг продаж ассортиментных групп товаров различных производителей.
С точки зрения базового содержания комплекса маркетинга (товар, цена, место, продвижение) общие задачи мерчандайзинга будут классифицироваться следующим образом:
1. Товар – принятие решение о торговом ассортименте (адаптация ассортимента к потребностям покупателей), методах представления, размещения и выкладки товаров в торговой точке; совершенствование дизайна упаковки товаров для увеличения продаж.
2. Цена – совершенствование ценовой стратегии, осуществление гибкой ценовой стратегии и условий закупок для магазина.
3. Место – создание исключительной и неповторимой атмосферы магазина, использование средств планировки помещений, дизайна и сенсорной стимуляции потребителей; использование знаков и указателей.
4. Продвижение – совершенствование видов и способов применения рекламы в местах продаж, размещение рекламных материалов, содержащих информацию о товарах непосредственно в месте, где потребитель осуществляет выбор и оценку вариантов; деятельность по популяризации определенных групп товаров и участие торговца в формировании спроса.
Если же рассмотреть через призму комплекса маркетинга цели мерчандайзинговой активности товаропроизводителей (правда, в несколько ином содержании: товар – цена – сбыт – маркетинговые коммуникации) их можно классифицировать следующим образом (табл. 5.2.):
Таблица 5.2
Мерчандайзинг производителя (поставщика)
Составляющая комплекса маркетинга | Задачи мерчандайзинга производителя |
Товар | 1. Ассортиментная политика товаропроизводителя: 1.1. Представление на рынке как можно большего числа ассортиментных позиций товара. Проведение активной инновационной политики. 1.2. Обеспечение достаточного уровня товарных запасов в рознице, с целью чего осуществляется постоянный его контроль, как в количественном, так и в ассортиментном разрезе. 1.3.Обеспечение гарантий качества поставляемых товаров. 1.4.Наличие «ударных» товаров в ассортименте, на которых уже в розничной сети можно будет сделать акцент в рекламе и выкладке. 2. Марочная политика товаропроизводителя. 2.1.Формирование и укрепление собственных товарных марок. 2.2. Позиционирование производимых товаров относительно целевых сегментов рынка и товаров конкурентов. 2.3. Реализация технологий брендинга в региональном, национальном, международном масштабе. 3. Совершенствование упаковки товара. |
Цена | 1. Формирование ценового образа производимого товара (в рамках реализуемой маркетинговой стратегии). 2. Формирование системы "рекомендованных цен", по которым товары должны реализовываться покупателям. 3. Формирование системы скидок и условий поставок, стимулирующей розницу к сотрудничеству. |
Сбыт | 1. Принятие решения о канале сбыта (количество уровней канала, привлечение оптовых торговых посредников и т.п.). 2. Решение проблем товарной логистики (поставки, транспортировка, хранение товаров и т.п.). 3.Оптимизация системы денежных расчетов с розничными торговцами. 4. Оптимизация информационных потоков. |
Маркетинговые коммуникации | 1.Проведение общенациональных (региональных) рекламных кампаний, институциональных и стимулирующих продажи товаров, представленных в розничной сети. По данным исследований, 35 % прибыли розничных торговцев обеспечиваются за счет коммуникаций, инициируемых продуцентами. 2. Участие в рекламных кампаниях посредников. Совместная реклама. 3. Проведение рекламных кампаний с указанием адресов посредников. 4. Централизованная разработка и производство P.O.S-материалов, обеспечение ими розничных посредников. 5. Планирование и организация единых BTL-кампаний, акции которых проводятся одновременно во всех торговых точках. |
В отношении товаропроизводителей наиболее острым вопросом является реализация мерчандайзинговых технологий от их лица. Так, производители товара нередко сталкиваются с фактом отсутствия компетентных специалистов в составе персонала магазина, а в некоторых случаях и с явным или неявным нежеланием представителей розничной торговли сотрудничать с ними. Решение подобных проблем возлагается на мерчандайзеров – сотрудников маркетинговых служб производителей товаров, специализирующихся на функциях мерчандайзинга, которые, в свою очередь должны:
· уметь продавать и вести переговоры (прежде всего с менеджерами и владельцами торговых точек);
· владеть основами маркетинга и, главное, ориентироваться в маркетинговой стратегии своей компании;
· уметь анализировать рыночную ситуацию.
В тех случаях, когда мерчандайзинговая кампания играет стратегическую роль, т.е. важна для достижения главных маркетинговых целей, требует существенных финансовых затрат и времени, обосновано (при отсутствии собственных высококлассных специалистов) обращение к услугам специализированных консалтинговых агентств.
Составляющие комплекса маркетинга в технологии мерчандайзинга розничных продаж представляются следующим образом (табл. 5.3.)
Таблица 5.3