Правила расположения товара в торговом зале
Вторая группа правил связана с эффективным расположением, заключающимся в оптимальном размещении товара в торговом пространстве и его грамотной выкладке.
Следует сразу акцентировать внимание на различии между размещением и выкладкой. Под размещением понимается распределение товаров на площади торгового зала, в то время как выкладка – это расположение, укладка и показ товаров на торговом оборудовании.
Существует общепринятое понятие точки продаж(POS)–места в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, т.е. торговое оборудование (конструкция), предназначенное для демонстрации и отбора товаров (стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала, шкафы, напольные дисплеи, стеллажи, различные виды холодильного оборудования).
Так, торговой точкой называется розничный продавец, который заказывает продукцию и продает ее в своем магазине. Точка продажи (или точка покупки) – это место в торговом зале конкретного магазина, где размещается продукция.
Практика сформировала последовательность действий по продвижению товара в точке продажи (запас, расположение, представление). Дополнительной прибыли не получить, если разместить много рекламы в магазине, но при этом товар трудно найти на полках или его вообще нет в продаже.
Функции точек продаж в магазинах следующие:
¨ информирование о подтверждении наличия товара в данном месте с помощью воблеров, мобайлов, указателей и пр.;
¨ локализация – указание места в торговом зале, где находится определенный товар;
¨ коммуникация – сообщение о характеристиках товаров;
¨ ориентирование – помощь в поиске товара среди аналогов;
¨ зонирование – деление торгового зала на секции и отделы;
¨ брендинг – напоминание о наличие в торговом зале известной марки;
¨ мотивация – побуждение покупателя к совершению покупки;
¨ привлечение внимания – красочное оформление витрин и стеллажей.
Основная точка продаж–это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной товарной группы (соки, пиво, минеральная вода и пр.).
Дополнительная точка продаж–место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно. Причин для дополнительного размещения товара может быть несколько:
1) Объемное представление – представление товаров в больших количествах. Большой объем товара, выложенного на напольных дисплеях, вызывает ассоциацию, во-первых, с низкой ценой (или создает иллюзию доступности для относительно дорогих товаров), во-вторых, создает ощущение того, что данный товар пользуется повышенным спросом.
2) Размещение сопутствующих товаров рядом с основными.Человек, покупая основной товар, может внезапно осознать необходимость приобретения дополнительного, сопутствующего. Для этого, например, фотопленка и батарейки могут размещаться рядом с витриной фотоаппаратов. Подобное расположение взаимодополняющих продуктов называется «перекрестным мерчандайзингом».
3) Рекламная выкладка или информация о новых товарах.Вэтом случае отдельное расположение товаров сочетается с применением рекламных и информационных материалов, установленных в наиболее заметных для обозрения местах.
4) Расположение товаров, для которых проходят специальные акции.
Очень важно, чтобы товар, размещенный в дополнительной точке продаж, присутствовал и в основной, иначе это будет воспринято как вынесение продукции из определенной продуктовой группы. Покупатель привык видеть товары на определенных местах, и если он их там не найдет, это, скорее всего, вызовет огорчение и недовольство и, кроме того он может не заметить его в дополнительной точке продаж. В результате после перестановки в магазине производитель может столкнуться с неожиданным падением продаж.
Эффективное представление товара в торговой точке воздействует непосредственно на конечного покупателя. При этом основными задачами являются:
• размещение максимально широкого ассортимента продукции на полках;
• выделение продукции на полке из ряда конкурирующих товаров (сделать ее максимально заметной и привлекающей внимание);
• привлечение внимания потребителей к товару;
• доведение до покупателей информации о преимуществах товара;
• помощь покупателю в поиске товара в торговой точке;
• помощь при покупке товара.
В соответствии с правилом представления: если группа товаров одного производителя занимает существенную долю в общем объеме продаж компании, то желательно обеспечить выкладку товара блоком, когда продукцию группируют в корпоративный блок в каждой категории товара.
Различают корпоративный блок нескольких видов:
• горизонтальный по ценам;
• горизонтальный по видам продукции (горизонтальная выкладка упаковок дает возможность увеличить полочное пространство);
• вертикальный по видам продукции (или компаниям-производителям) и типу упаковки (вертикальная выкладка позволяет увеличить емкость полок при ограниченном полочном пространстве);
• модифицированный вертикальный (вертикальный по видам продукции, горизонтальный по ценам).
Выкладка в виде специального блока существенно улучшает представленность товара, его поиск и увеличивает продажи данной группы товаров. К тому же наличие оригинального «марочного» оформления говорит покупателю о солидности торговой марки и повышает доверие к ней.
Существует несколько способов представления товара:
1. Идейное представление. Воснове представления лежит какая-либо идея. Наиболее часто встречаемый пример – в рамках своей группы упорядочиваются товары одного поставщика или продаваемые под одной маркой. Традиционно применяется в магазинах косметики и парфюмерии.
2. Группировка по видам и стилям.Покупателю предельно ясно, какими свойствами обладает сгруппированный в блок товар, соответственно, такую группировку следует применять в магазинах и отделах, где различия в свойствах товара очень важны для покупателя.
3. Выравнивание цен.Рядом располагаются товары с одинаковым ценовым диапазоном. Потребителям легко ориентироваться и нет необходимости смотреть на полки с непозволительно дорогим для них товаром или со слишком дешевым, который они никогда не приобретают.
4. Группировка по назначению.Например, средства по уходу за кожей и средства для маникюра расположены в разных местах.
5. Респектабельно-специализированное представление.Применяется, в основном, в представлении элитных, редких товаров, большей частью продовольственных и одежды, или в крупных магазинах, делающих упор на широту ассортимента.
Следующее правило – «лицом к покупателю[27]» гласит, что товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко читаема, не закрываться другими упаковками и ценниками, поскольку процесс получения информации о товаре исключительно важен для покупателя в магазине.
Естественно для того, чтобы товар стопроцентно был замечен, он должен иметь также достаточный «фейсинг» (определённое количество товаров в одинаковой упаковке, выставляемых на полке), в противном случае его наличие на витрине не будет замечено, так как товар представлен узкой вертикальной полосой, слишком незначительной, чтобы привлечь внимание клиента. Фейсинг – единица товара, установленная лицом к покупателю.
Идеальный фейсинг может быть получен только экспериментальным путём, на базе исследования продаваемости товара, размеров упаковки, «видимости» товара и т. д.
Случается, что в магазинах с небольшими полками товары более чем на половину закрыты собственными ценниками. Не все покупатели могут оказаться столь внимательными, чтобы найти знакомую упаковку, надежноспрятанную за ценником.
Нередко единственным источником получения информации служит упаковка товара, она предназначена, чтобы привлечь вниманиепокупателя, сформировать положительное первое впечатление и индивидуализировать марку.
Кроме того, следует знать, что способность к поиску товара на полках у мужчин и женщин различается:
• Мужчины иногда с трудом находят предметы, которые расположены в непосредственной близости.
• Женщины лучше находят предметы, расположенные вблизи, сразу акцентируют внимание на предметах на прилавке, при этом могут не обратить внимания на товар, выставленный на верхних полках.
Но, пожалуй, самым важным в рамках этого правила является быть предельно вежливым с потребителем, так как статистика сообщает о том, что неудовлетворенный покупатель в среднем рассказывает о причинах недовольства магазином (товаром) 10 другим людям, при сильной степени недовольства (если он считает, что его намеренно оскорбили), их число может доходить до 22 и более.
Согласно правилу определения места на полках, отводимого под различные виды товаров на полках, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли торгового предприятия и индивидуальности магазина.
При распределении торговых площадей специалисты всегда начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Так, если предполагается, что в молочном отделе продажи марки «Вкуснотеево» составят около 8%, ей будет выделено около 8% общей площади на торговом оборудовании. Затем первоначальная оценка (своего рода экспертная) меняется и уточняется в соответствии со следующими факторами:
- прибыльности;
- размера упаковки товара;
- концепции представления товара;
- величины предложения и объема запасов с учетом сезонных колебаний и пиков;
- учета направления движения покупателей, направления взгляда покупателей при осмотре, порядка осмотра.
Данное правило неразрывно связано с правилом приоритетных мест: товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании.
Однако если предоставлять лучшие места только сильным маркам, то торговец может попасть в сильную зависимость от производителя. И сам магазин может потерять свою индивидуальность. Во избежание этого розничный торговец должен поддерживать баланс предложения различных марок в своем магазине.
Выкладывать «подвисший» товар на лучшие полки категорически противопоказано. Несмотря на то, что такая перестановка может способствовать увеличению сбыта неходового товара, это может обернуться падением общей прибыли и растратой доверия покупателей. В западной практике товары, с которыми хотят поскорее распрощаться, ставят внизу, отдельно, в специально отведенном месте и с соответствующей информацией, отправляют в специальные магазины или возвращают поставщику в соответствии с условием договора.
Товар, который находится на хорошем месте, в центре внимания, в любимом магазине, вызывает к себе доверие. Зачастую именно за доверие, гарантию качества платят покупатели, выбирая тот или иной магазин. Нельзя заставлять их сомневаться. Если сам товар плохой – отношение к магазину может ухудшиться, а служащие об этом даже не узнают. Поэтому прежде чем передвигать товар, качество которого вызывает сомнение, следует вспомнить, что краткосрочные прибыли могут привести к потере клиента.
В отношении к определению «лучших мест» для товаров нельзя применять механический подход, поскольку ракурс, удачный в одной торговой точке, может быть крайне невыигрышным в другой из-за ее архитектурных особенностей.
На стеллаже приоритетными местами считаются полки, расположенные на уровне глаз и уровне руки покупателя в начале покупательского потока (рис. 3.1). Именно здесь рекомендуется выставлять самые известные, самые ходовые марки.
Рис.3.1. Приоритетные места для выкладки товаров на полочном пространстве магазина
К определению места, которое должен занимать товар-лидер внутри корпоративного блока, существуют разные подходы. Для продукции, имеющей упаковку прямоугольной формы или близкой к ней (кондитерские изделия), в особенности, использующей упаковку Тетра-Пак или Тетра-Брик (молочные изделия и коктейли, соки), характерна концепция «Стены крепости». Согласно ей, расположив наиболее сильные позиции на обоих концах блока (или на одном), можно привлечь внимание к находящимся в центре менее популярным сортам (рис.3.2). Однако если принять во внимание принцип направленности взгляда и возможность зрительного охвата, может получиться, что в фокусе окажется не только своя продукция, но и продукция конкурентов.
Рис 3.2. Прием «стены крепости»
Противоположностью «Стенам крепости» является концепция «Крепкий орешек», когда сильные марки помещаются в центр блока. Все положительное влияние сильной марки остается в данном случае внутри корпоративного блока. По бокам располагаются более слабые позиции, чтобы ослабить крайние товары конкурентов по обеим сторонам крепкого орешка (рис. 3.3).
Рис 3.3. Прием «крепкий орешек»
В целом, в отношении выкладки и размещения товаров не может быть дана универсальная рекомендация. Решение всегда принимается производителем и розничным торговцем в зависимости от индивидуальных условий товара и торговой точки.