Кемеровской области в 2014-2015 гг.»

Торговля – один из социально значимых видов экономической деятельности Кемеровской области, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Торговля характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие региона.

Торговля является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.

В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает 3-е место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля составляет 10,1 процента.

На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16,9 процента от численности занятого населения, или 215,6 тыс. человек.

По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 19-м месте в Российской Федерации. В 2014 году розничный товарооборот составил 335,1 млрд. рублей.

С начала 2014 года в Кемеровской области наблюдается снижение розничного товарооборота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, которое продолжается и в 2015 году. Сокращение доходов населения в 2015 году в совокупности со сжатием потребительского кредитования, отказом населения от приобретения дорогих товаров оказало негативное влияние на потребительский спрос. Расходы на конечное потребление домохозяйств в начале 2015 года резко сократились. В феврале 2015 года розничный товарооборот по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил максимально низкое значение за последние пять лет - 81,4 процента.

В третьем квартале 2015 года наметилась тенденция к восстановлению покупательской активности. К концу года ожидается увеличение розничного товарооборота (в товарной массе розничный товарооборот составит 90 процентов к соответствующему периоду 2014 года). Положительные темпы роста розничного товарооборота в области прогнозируются в конце 2016 года - начале 2017 года.

Падение покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли. В 2015 году была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 53,5 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 46,5 процента.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли. Они обеспечивают 97,7 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков и ярмарок приходится 2,3 процента.

При этом современная торговля в последние 5 - 7 лет претерпела серьезные структурные изменения: произошло стихийно сокращение организованных рынков, укрупнение розничных сетей, обострение конкуренции между крупными розничными сетями.

Состояние потребительского рынка характеризуется жесткой структуризацией и вводом в действие новых форматов и подформатов организаций торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, торговые центры, торговые комплексы, моллы, магазины-склады, дискаунтеры, магазины «у дома», интернет-магазины.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Количество торговых объектов по состоянию на 01.01.2015 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросло на 2,1 процента и составило 16 158 единиц, в том числе 12855 магазинов и торговых центров, 3303 киоска и павильона.

Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети. Розничные торговые сети обеспечивают возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары, предлагают широкий ассортимент товаров, обеспечивают высокий уровень обслуживания, внедряют новейшие торговые технологии, применяют современные методы работы с клиентами.

Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные – «Система Чибис», «РегионМарт» (магазины сети «Чибис», «Поляна»), «Пенсионер», «Золотой Флорин» (магазины сети «Корочка»), «Центрпродсервис» (магазины сети «Ближний»), «СДС-Маркет» (магазины сети «Соседи»), «Торговый дом Колибри» (магазины сети «Бегемот»), так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания «Мария-Ра2 (Барнаул), «Магнит» (Краснодар), «Светофор2 (Красноярск), «Монетка» (Екатеринбург), «Ярче» (Томск).

Иностранные торговые сети представлены ООО «Лента» (гипермаркеты «Лента» в городах Кемерово, Новокузнецке, Юрге, Новокузнецком районе), ООО «Метро Кэш энд Керри2 (торговые центры «Метро2 в городах Новокузнецке и Кемерово).

Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.

Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге - ООО «Снегири», в городе Ленинске-Кузнецком - ООО «Оникс», в городе Прокопьевске - ООО «Радость».

За последние годы доля сетевой торговли в структуре оборота значительно выросла. Если по итогам 2010 года розничные торговые сети формировали 19,7 процента общего объема оборота розничной торговли, то в 2015 году - 32,7 процента.

В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2015 году - 31 процент) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 59 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,7 процента товарооборота.

В последние годы отмечается инвестиционная активность в отрасли торговли. Объем инвестиций в основной капитал за 2014 год составил 12227 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2013 годом на 44,3 процента.

В 2015 году такие тенденции не прослеживаются, за 9 месяцев 2015 года сумма инвестиций по отрасли составила всего 4967 млн. рублей, или 48,6 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В 2015 году введено всего 57,5 тыс. кв. метров торговых площадей. Это связано как с удорожанием компонентов инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых отношений, так и с высокой степенью неопределенности, высокими ставками кредитов для конечных заемщиков.

Несмотря на снижение темпов строительства и ввода в действие крупных объектов торговли, обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по Кемеровской области 808 кв. метров на 1 тыс. человек, или 149 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в 2010 году - 540 кв. метра, или 99,6 процента от норматива).

Оборот оптовой торговли Кемеровской области в 2014 году составил 616,6 млрд. рублей, что на 2 процента больше аналогичного периода прошлого года. В 2015 году в оптовой торговле также наметились тенденции снижения товарооборота, за январь-октябрь 2015 года оборот оптовой торговли области составил 537,1 млрд. рублей, что на 0,4 процента меньше аналогичного периода прошлого года.

По обороту оптовой торговли Кемеровская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе после Новосибирской
области.

В 2014 году на долю субъектов малого предпринимательства приходилось 19,4 процента оборота оптовой торговли, организаций оптовой торговли, не являющихся субъектами малого предпринимательства, - 53,2 процента, организаций других видов экономической деятельности - 27,4 процента.

В настоящее время в Кемеровской области функционирует более 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Только около 15 процентов предприятий имеют ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий ассортимент до 200 наименований или специализированный. Общая складская площадь оптовых предприятий - более 500 тыс. кв. метров.

Развитие сети оптовых предприятий, в том числе логистических центров, продолжается. В 2014 году на базе потребительской кооперации Кемеровской области создан логический центр в пгт Итатский Тяжинского района. Данный центр обеспечивает сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе овощей и картофеля, у местных производителей и ее реализацию в торговые предприятия.

В Кемеровской области идет строительство распределительного (логистического) центра компании "Магнит" на земельном участке общей площадью около 163 тыс. квадратных метров в селе Ягуново Кемеровского района.

На территории Кемеровской области наблюдается процесс сокращения числа розничных рынков в связи с переводом их в капитальные здания, введением запрета на реализацию алкогольной продукции, высокой конкуренцией с торговыми сетями и развитием ярмарочной торговли.

В 2015 году в Кемеровской области действует 28 розничных рынков (23 универсальных и 5 специализированных, из них 3 вещевых рынка, 1 продовольственный и 1 автомобильный рынок). В 2012 году количество рынков составляло 56 единиц, в 2013 году - 32 единицы, в 2014 году - 29 единиц.

Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели (75,7 процента).

В настоящее время в Кемеровской области продолжает развиваться мелкорозничная торговля, несмотря на установленные законодателем ограничения. На всех территориях Кемеровской области утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Ежеквартальный анализ развития малых форматов торговли Кемеровской области показывает, что количество нестационарных объектов увеличивается. Рост нестационарной торговли в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 45 процентов.

В настоящее время на территории Кемеровской области расположены 3303 объекта нестационарной торговли (киоски, павильоны, лотки), 258 - мобильных торговых объектов.

В основном в павильонах и киосках осуществляется реализация продовольственных товаров (1848 объектов), продукции общественного питания (326 объектов) и печатной продукции (412 объектов).

Кемеровская область является одним из наиболее высокоурбанизированных регионов Сибирского федерального округа, удельный вес городского населения в общей численности населения - 85,4 процента.

Количество сельских населенных пунктов - 1065. К труднодоступным и отдаленным населенным пунктам относятся всего 7,7 процента сельских населенных пунктов и один поселок городского типа.

В большинстве сельских населенных пунктов торговое обслуживание населения осуществляется через сеть магазинов системы потребительской кооперации, а также индивидуальными предпринимателями. Всего в сельских населенных пунктах функционирует около 1500 стационарных торговых объектов и 250 нестационарных торговых объектов.

Практически все сельские населенные пункты, в которых отсутствуют объекты торговли, имеют низкую численность населения (10 - 20 человек и менее), либо в них проживают только в летнее время дачники.

При этом даже в этих населенных пунктах население обеспечено услугами торговли посредством выездной торговли (автолавки, торговля по заявкам покупателей), торговли на дому, доставки жителей в крупные населенные пункты и т.д.

В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается в первую очередь в создании сети губернских торговых предприятий.

В Кемеровской области действует 29 губернских предприятий в 20 муниципальных образованиях (23 губернских магазина, 4 центра фермерской торговли и 2 розничных рынка).

В городах и районах Кемеровской области регулярно проводятся продовольственные ярмарки с реализацией товаров по ценам на 10-15 процентов ниже сложившихся.

Кроме того, местные сельхозтоваропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), всего на территории Кемеровской области выделено 216 таких торговых площадок.

В настоящее время в сфере торговли в Кемеровской области сформировалась конкурентная среда, способствующая развитию разнообразных форм обслуживания, активному появлению современных типов предприятий.

Экономические показатели отрасли в целом удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для ее дальнейшего развития.

Задания к ситуации:

1. Определите факторы, повлиявшие на состояние торговли Кемеровской области в 2014-2015 гг.

2. Определите факторы, которые будут способствовать (сдерживать) развитию региональной торговли.

3. Определите перспективные направления развития региональной торговли

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации