Промышленная революция в Англии.
Промышленная революция - это совокупность технических, экономических и социальных сдвигов, которые привели к становлению индустриального общества. Промышленная революция включала два взаимосвязанных процесса: фундаментальные технологические сдвиги в производстве и распределении товаров; социально-экономические и политические изменения. «Технологическая революция» включала использование новых материалов и источников энергии, новых транспортных и коммуникационных средств, изобретение машинной техники, резко поднявшей производительность труда, организацию фабричной системы. Произошли также важные социальные изменения, прежде всего в политической структуре общества, сопровождавшиеся ростом численности буржуазии и наемных рабочих.Первой страной мира, в которой начался промышленный переворот, стала Англия. Она началась в Англии в 1760-е в хлопчатобумажной отрасли. Был сделан ряд изобретений и усовершенствований. К ним относят: изобретение «летучего челнока» Дж. Кеем (1733 г.), механической прялки Дж. Харгривсом( 1765 г.), ватерной машины Т. Хайсом (1767 г.), мюль-машины С. Кромптоном (1779 г.), механического ткацкого станка Э. Картрайтом (1785 г.). Главный итог технического переворота в хлопчатобумажной промышленности - механизация прядения и ткачества.Важнейшим изобретением, определившим энергетический базис производства стала паровая машина, патент на изобретение которой принадлежит Дж. Уатту (1784 г.). Первая прядильная фабрика была построена Аркрайтом в 1769 г., а в 1790 г.в Англии уже насчитывалось 150 прядильных фабрик. Массовое строительство фабрик относится к 20-30 гг. XIX ст. В конце ХVШ в. были сделаны важнейшие изобретения в металлургической промышленности. В 1784 г. металлург Корт создал прокатный стан и разработал процесс пудлингования.Коренные изменения произошли в средствах связи. Дж. Стефенсон создал паровоз - самоходную паросиловую установку на основе паровой машины. Локомотив Стефенсона «Ракета» (прошел испытания в 1829 г.) двигался со скоростью 12 км в час. В 1830 г. была построена первая железная дорога Манчестер-Ливерпуль. В 30-е гг. XIX в. промышленный переворот в Англии был завершен. Следствиями промышленного переворота стали: 1. Изменение отраслевой структуры экономики.2.Рост производительности труда и снижение себестоимости производства.3.Рост промышленных городов, урбанизация. В 1811 г. доля сельского населения упала до 35% в 1871 г. - до 14,2%. Англия превратилась в страну городов и фабричных поселков.4.Стремительное расширение внутренней и внешней торговли Великобритании.5.Активизация колониальной политики, захват колоний и усиление их эксплуатации.
Пром.переворот США
Промышленный переворот в США начался в первом десятилетии ХIX в. на северо-востоке США в хлопчатобумажном производстве. Он характеризовался следующими особенностями. Во-первых, неравномерностью завершения по всей территории страны. В южных штатах он завершился только в период Реконструкции Юга (1865-1877 гг). Во-вторых, использованием квалифицированной наемной рабочей силы из Европы. В-третьих, наличием огромных природных ресурсов и емкого внутреннего рынка обладающего огромным потенциалом потребительского спроса. В-четвертых, созданием фабричной системы с полным производственным циклом в одном помещении. Она была внедрена на хлопчатобумажной фабрике Лоуэлла, построенной в 1819 г. В-пятых, широким привлечением иностранного капитала, в основном английского, для развития промышленности. В-шестых, внедрением значительного количества технических новшеств и изобретений важнейшими из которых были изобретение парохода Фултоном (1807 г.), жатки (1836 г.).ротационной типографской машины (1846 г.), электровоза (1851 г.), турбины (1844 г.) и т.п. В-седьмых, самыми высокими в мире темпами железнодорожного строительства. Первая железная дорога Балтимор-Огайо была построена в 1830 г., в дальнейшем протяженность железных дорог в США удваивалась каждые пять лет. Темпы экономического развития позволили США выйти на лидирующие позиции в мире в 90-е гг. XIX в.
Пром переворот Фрвнция.
Промышленный переворот во Франции начался в 1815-1830-е гг. и завершился в 1850-60-е гг. До 50-х гг. ХIXв. развивались отрасли легкой, главным образом текстильной промышленности. В период 1850-60-х гг. фабричное производство охватило отрасли тяжелой промышленности -горнодобывающей, металлургической, химической, машиностроения. Вместе с тем особенностями структуры промышленности во Франции после индустриализации было наличие огромного количества мелких предприятий и мастерских мануфактурного типа. Они производили дорогостоящую продукцию на заказ, которая пользовалась неизменным спросом на международном рынке-предметы роскоши, парфюмерии, дорогой мебели, украшения.
Во Франции, как и в других странах, вместе с ростом промышленности началось строительство железных дорог. Первая железная дорога между Сент-Этьеном и Лионом была построена в 1832 г. Железные дороги строились при поддержке государства, в 1844 г. был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства, держателям акций железнодорожных компаний гарантировалась прибыль в 4%. Намного большую роль в развитии экономики Франции сыграли кредитные и банковские учреждения. Среди них наиболее известными были «Генеральное общество». «Национальная учетная контора», «Лионский кредит», «КредиМобилье». В середине XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу наиболее развитых стран мира, занимая второе место после Великобритании по объему промышленного производства.
Пром. Рев Германия
В Германии промышленный переворот осуществлялся в несколько этапов, начиная с 30-х гг. XIX в. до 70-х гг. XIX в.. Германская промышленность, в особенности горнодобывающая, машиностроительная, химическая развивалась очень динамично. За 1850-1870-егг. продукция тяжелой промышленности возросла более чем в 3 раза, ведущих отраслей - в 5-7 раз. Более поздняя индустриализация имела свои преимущества, поскольку в Германии создавались крупные предприятия, оснащенные новейшим оборудованием. Важнейшим фактором, стимулирующим экономическое развитие, было объединение страны в 1871 г., которое расширило внутренний рынок, а также высокие темпы железнодорожного строительства.
24.. Гегемония Великобритании на мировом рынке.
Более раннее завершение промышленного переворота и колониальная монополия создали возможность для укрепления позиций Великобритании в мировом хозяйстве.. 1850-1860-е годы характеризовались безусловным преобладанием Великобритании в мировой экономике. В Англии работали предприятия с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Англия занимала первое место в мире по темпам и объему промышленного производства, причем особенно значительным был рост в тяжелой промышленности. По мощности паровых двигателей Англия опережала Германию более чем в 1,5 раза, а Францию - в 2 раза. В 1850-1870-е гг. выплавка чугуна в Англии возросла вдвое и составила половину мирового производства. С середины 50-х гг. ХIХ в. увеличилось производство стали, что способствовало общему росту промышленной Динамично развивались металлообрабатывающая, металлургическая, машиностроительная и текстильная отрасли.
В 1850-60-е гг. Англия превратилась в «мастерскую мира», она производила наиболее качественные и дешевые товары. Снижению цен способствовали высокая степень эксплуатации женского и детского труда, наличие единого национального рынка, отсутствие внутренних торговых пошлин. Быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность. В середине ХIX в. в Англии насчитывалось свыше 2 000 хлопчатобумажных фабрик, на которых работали 370 000 ткацких станков. В 1860 г. Великобритания потребляла на своих фабриках столько же хлопка сколько все остальные страны мира, вместе взятые.
Укреплению господствовавшего положения Англии в мировой экономике способствовала гибкая экономическая политика правительства. В конце 1840-х гг. Англия переходит к политике свободной торговли - фритредерства. Были снижены импортные пошлины на хлеб и сырье и отменены экспортные пошлины на английские товары. Не опасаясь иностранной конкуренции на внутреннем рынке, Англия использовала политику свободной торговли в качестве орудия внешнеэкономической экспансии. Фритредерство закрепило позиции Англии в мировой торговле. Преобладание Англии в мировой экономике обусловливалось еще одним важным фактором - она обладала огромной колониальной империей. В середине ХIХ в. колониальная империя Великобритании охватывала территорию свыше 2 млн.кв. км с населением 100 млн. человек. В 1849г. было завершено завоевание Индии, Австралии и Новой Зеландии.
Большое значение в торговой гегемонии Англии сыграл ее торговый флот, опиравшийся на защиту ее военного флота. Океанские перевозки Великобритании составляли 75% всей мировой торговли. В период с 1830 по 1870 г. водоизмещение английского торгового флота увеличивалось на 50% каждые 10 лет, тоннаж английского торгового флота составлял половину мирового торгового флота.
Промышленное и торговое преобладание Великобритании в мировом хозяйстве стали основой для укрепления ее финансового могущества. В начале ХIX в. Лондон опередил Амстердам, Гамбург и Париж и стал ведущим финансовым центром Европы и мира.
Основная масса Британских иностранных.находилась в Европе и Латинской Америке. Инвестиции направлялись также в строительство каналов и железных дорог в США
Таким образом, в 50-60-е гг. XIX в. Великобритания становится лидирующей страной в мировом капиталистическом хозяйстве. Ее господство основывалось на промышленной и колониальной гегемонии, Лондон становится центром международной торговли и финансов.