Европейские ярмарки. Зарождение кредитно-денежных отношений.
Характерной формой торговли в период феодализма являлись ярмарки, куда стекались товары из многих стран. Ярмарка - (от нем. Jahrmarkt- ежегодный рынок).
Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье, в период господства натурального хозяйства и эконом-й разобщенности, когда торговля носила нерегулярный характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общ-ва, снабжая их редкими и дорогостоящими привозными товарами. В раннем средневековье, особенно там, где не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмарки играли значительную роль как единственные значительные пункты сосредоточения обмена.
Значение ярмарок возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей.
В средние века каждый регион Европы имел свои ярмарки. Самыми известными были: в Италии- ярмарки в Ферраре, Павии, Милане, Венеции, Пьяченце, Флоренции, Генуе; в Германии - во Франкфурте-на Майне, Лейпциге, Кельне, Брауншвейге, Франкфурте-на Одере; в Англии - Страубриджская (близ Кембриджа), Бостонская, Винчестерская, Бристольская; во Франции - Шампанские ярмарки, Сен-Денийская или Ланди, Сен-Лоранская и Сен-Жерменская; в Венгрии - в Пеште и Дебрецене; в Польше - Познанские, в Кракове и др. Нередко ярмарки имели определенную специализацию. Так, итальянские ярмарки славились дорогими тканями и восточными товарами, французские - вином и сукнами, английские - грубым сукном и шерстью, свинцом, оловом, углем, южногерманские - вином, датские- сельдью, шведские - железом и медью и т.д.
В 13 - середине 14 в. крупнейшими ярмарками, фокусировавшими торговлю и денежные операции Европы, стали ярмарки во французской провинции Шампань. Здесь благоприятно сочетались политические и географические условия, пересекались важнейшие торговые пути (из Англии, Франции, Италии, Фландрии, Германии, Балтийского, Северноморского, Средиземноморского побережий).
Всего Шампанских ярмарок было шесть (по 6 недель каждая). Они проходили в четырех городах почти в течение целого года (Труа, Провен, снова Труа, Ланьи, Бар, снова Провен).
На Шампанские ярмарки съезжались торговцы и скупщики со всей Европы, купцы каждой страны и города объединялись в землячества. Ярмарка имела свой постоянный суд, полицию и администрацию, печать.которой удостоверялись сделки и договоры. Особые чиновники надзирали за мерами, весами, качеством монеты, собирали торговые пошлины, оформляли сделки. Обменные операции и массы деловых людей перемещались из одного города в другой. Своеобразие ярмарок Шампани заключалось не столько в изобилии товаров, сколько в ранних «играх кредита». Менялы, обычно итальянцы, были подлинными руководителями «игры». Их инвентарь состоял из простого, «покрытого ковром стола» с парой весов, и с мешками, «наполненными слитками или монетой». Взаимное погашение продаж и покупок, оплата векселей проходили через их руки. Ярмарки Шампани обычно управлялись итальянскими купцами, фирмы которых были зачастую крупными предприятиями.
В 15-16 вв. большую известность в Европе стали приобретать ярмарки в Северной Франции в Лионе, куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка, они пользовались покровительством французского короля). В 16 в. международным ярмарочным и кредитным центром, особенно для южноевропейских стран, стал испанский город Медина дель Кампо. Большое значение приобрели также Лейпцигские ярмарки, где торговали мехами, скотом, продовольственными товарами. Они проводились три раза в год: новогодние, весенние - пасхальные и осенние, по одной неделе каждая.
Ярмарки сыграли значительную роль в развитии средневековой торговли, а также денежного обращения и кредита. На них располагались конторы менял, осуществлявших обмен валют по последнему курсу и производивших также ссудные и кредитные операции. Постепенно менялы превращались в банкиров. Первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (название этой области сохранилось в слове «ломбард»). Возникли специальные банкирско-ростовщические компании, получавшие большие прибыли. Уровень ссудного процента был достаточно высок (15-25%). Ярмарки являлись также местом, где купцы разных стран могли получить сведения о ценах на схожие товары, сопоставить их качество и выявить потребительский спрос.