Основные черты феодальной экономики европейских государств.
Феодализм -(от лат.- владение ) социально-экономический строй, сменивший рабовладельческий или первобытнообщинный и предшествовавший капиталистическому. Феодализм основан на сочетании крупной земельной собственности феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых методами внеэкономического принуждения.
Внеэкономическое принуждение, которое варьировалось от простого сословного неравноправия до крепостной зависимости было необходимым условием реализациифеодального права на ренту, а самостоятельное крестьянское хозяйство – необходимым условием ее производства. Известны три основных вида ренты: а) отработочная рента (барщина); б) рента продуктами (натуральный оброк); в) денежная рента (денежный оброк).
Феодальная экономика как система характеризовалась следующими основными чертами: монопольной собственностью феодалов на основные средства производства, прежде всего землю; наделением непосредственного производителя-крестьянина землей с последующим прикреплением его к земле; господством натурального хозяйства, преобладание аграрного сектора над промышленным и торговым; различными формами и степеньювнеэкономического принуждения крестьян - личной и судебной зависимостью, сословным неравноправием; низким в целом уровнем техники, ручным производством.
Наполняя содержанием понятие «средние века», феодализм в Европе датируется концом V- концом XV вв. Он прошел в своем развитии 3 этапа:
а) генезиса (раннее средневековье- V-IX вв.)
б) развитого феодализма (высокое средневековье X-XIII вв.)
в) позднего феодализма (позднее средневековье XIV- XV вв.).
Выделяют несколько типов генезиса феодализма в Европе. Первый- генезис феодализма на основе синтеза, но с преобладанием варварских начал. «Классическим» примером этого типа является Франкское государство, особенно Северная Франция. Второй тип- также на основе синтеза, но с явным превалированием античных начал. Характерен для Средиземноморского региона - Италии, Южная Галлии, вестготской Испании. Третий тип- генезис феодализма из родоплеменного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества - в регионах, не испытывавшие римского господства - Северо-Западной Германии, скандинавских странах, областях западных и восточных славян, а также в странах, где это господство оказалось непрочным - в Юго-Западной Германии, Британии.
Исторически процесс феодального подчинения и складывания института феодальной собственности протекал в двух формах - «частно-договорной» и государственной, «дарственной». Первая форма выражалась в виде коммендации (от лат commendo - вверяю, передаю), т.е. передачи какого-то лица под покровительство более богатого человека и в виде прекария(от лат. preces-просьба), когда земельный собственник предоставлял право пользования землей по обращенной к нему просьбе на длительный срок. Во втором случае королевская власть жаловала своим служилым людям права на получение служб определенную территорию и превращала данную территорию в частную вотчину. Формировавшаяся таком образом крупная вотчина (манор, поместье, сеньория) становилась организационной формой присвоения феодалами прибавочного продукта феодально-зависимых крестьян.
Вотчина становится господствующей формой феодального землевладения на большей части Западной Европы в 8-9 вв. Вотчина, как правило, делилась на господское хозяйство -домен и крестьянские держания. В 8-10 вв. для значительной части вотчин Северной и Центральной Франции, Центральной Англии, Западной Германии, Северной и Средней Италии стало характерным господское хозяйство, основанное преимущественно на барщине зависимых крестьян-держателей.
В первый период формируется сословие феодалов - землевладельцев и крестьян-землепользователей. Определяются формы феодальной ренты. Возникают города, в которых концентрируется торговое и ремесленное население, развиваются различные виды ремесел, внешней и внутренней торговли.
Второй период характеризуется развитыми феодальными отношениями с их сложной системой корпоративности и соподчинения. Монопольная собственность феодалов на землю и зависимое положение крестьян (крепостное право) оформляются юридически.
Складывается корпоративность феодального строя, которая проявляется в строгой организации сословий: а)иерархической лестницы феодалов по принципу «вассал моего вассала – не мой вассал»; б)объединении ремесленников в цехи и строгом распределении обязанностей и соподчинении работников цеха: мастер, подмастерье, ученик, в)объединении купцов в гильдии, где также выделяется иерархическая лестница: купеческий патрициат - простые купцы-торговцы. Для развитого феодализма характерны, т.о., строго определенные рамки поведения в экономической сфере деятельности - регламентация экономической жизни.
Третий период связан с разложением традиционных феодальных экономических и общественных порядков. Рост производительности труда в промышленности, сельском хозяйстве привели к развитию товарно-денежных отношений, подрыву основ феодальной экономики, в недрах которой развивался капитализм.
Результатом процесса феодализации явилось, таким образом, складывание основных классов феодального общества. В процессе феодализации произошла дифференциация общественных функций - ограничение земледельца сферой производства и сосредоточение военного дела, а также управления, суда, законодательства в руках феодалов.
7. Главные направления внешней торговли в средние века. Образование и деят-сть торговых союзов.В период раннего средневековья торговля была наиболее развита в странах Азии(Китае и Индии). Караванные пути в Индию и Китай проходили через территорию Ирана по Великомушелковому пути.Главн. предметом торговли был китайский шелк, возделывавшийся специально для экспорта. Междунар-е значение Великого шелк.пути возросло в 7-10вв., когда установились связи Китая с Византией, арабами. В торговле между Европой и Азией главн. посредником была Византия. Константинополь - столицу Византии - называли золотым мостом между Востоком и Западом. В руках Византии находились выходы к Средиземному и Черному морям. Посредниками в морской торговле между странами Европы выступали в период раннего средневековья норманны. В Европе в период раннего средневековья внешн. торговля не имели существенного значения для Э-ки. Во внешн. торговлю поступали предметы роскоши, гл.о., восточн. происхождения: шелк, ткани, пряности, ювелирные изделия, драгоценные металлы(арабское серебро, янтарь). Крупные изменения в европ-й торговле произошли в период развитого феодализма (11-14вв.) Они были подготовлены ростом пр-ва, отделением ремесла от сельского хозяйства и расцветом городов как центров ремесла и торговли. Европ-явнешн. торговля была сосредоточена в 2-х основных регионах - Средиземноморье и Балтийском и Северном морях. На Средиземноморье господствующее положение заняло итал-е купечество. Итал-е города - Венеция(В.), Генуя(Г.), Пиза(П.) - особое влияние приобрели после крестовых походов (1096-1270 àитал-е купцы, оттеснив арабов и византийцев, захватили в свои руки посредническую торговлю между Востоком и Западом. Предпосылками крест-х походов явились социально-эконом-е сдвиги в Зап. Европе в 10-11вв. à к увелич-ю расходов правящего класса и толкнули его на путь завоеваний. В., Г. и П. приняли участие в 1-м крест-м походе(1095-1099).Уже в XII в. были основаны их многочисленные колонии. Во главе них с 1204г. стояли должностные лица - виконты или баюлы, а позднее консулы. Консулы избирались самой колонией или назначались метрополией (защищали перед местными властями торговые интересы своих соотечественников). Итал-е колонии, расположенные по всему побережью, от Александрии до Яффы, стали центрами торговли между Западом и Востоком и сыграли важную роль в ее развитии. Торговля итал-х городов почти не отличалась от той, котор. вели в древности финикийцы, греки и римляне; из восточных товаров на западноевроп-х рынках наибольшим спросом пользовались пряности, шелковые ткани, благовония, драгоценные камни, кожи, слоновая кость, хлопок, некоторые красящие вещества и квасцы. Итал-е купцы вслед за миссионерами проникли вглубь Азиатского континента, до Монголии и Дальнего Востока, добрались до Антиохии и Дамаска с их крупн. рынками, куда сходились караваны из Месопотамии, Аравии и Китая. В Каир и в Александрию итал-е купцы привозили строительный лес, смолу, металлы, котор. не было в Египте. В результате 4-го крест-го похода (1204-1261) завоевания Константинополя и создания Латинской империи в 1204г. венецианские, генуэзские и пизанские купцы заняли привилегиров-е положение в торговле на берегах Эгейского моря, Адриатического моря, создали опорные пункты на берегах Малой Азии и в Крыму. Преобладание в торговле через Константинополь получила В., купцы котор. были освобождены от пошлин, период 1204-1261гг. представлял собой «золотой век» венецианской торговли на Востоке. С берегов Адриатического моря венецианцы вывозили сельскохозяйств-е продукты - вино, оливковое масло, зерно. В 14-15вв. В. стала одним из главн. торговых центров: после прибытия судов из Леванта, в город съезжались купцы Италии, Австрии, южной и запад. Германии и Нидерландов. Торговля между Венецией и Зап. Европой охватывала территорию Нижнего Рейна, побережье Северн.моря, Англию и Францию. Г.в начале 11в. распространяла свое влияние на Корсику, Сардинию, Прованс и Каталонию. После крест-х походов в сферу генуэзского влияния вошли берега Сирии и Палестины, в сер. 13в. Г. получила преобладание на берегах Эгейского моря, проливов и Черного моря. Генуэзские колонии и морские базы были раскинуты на территории от Каффы в Крыму до Сеуты и даже на западном побережье Марокко. Г. вела оживленную торговлю со Швейцарией, а через нее - с Рейнской областью. Пизапосле 1-го крест-го похода основала колонии в Сирии, Египте, Тунисе и Алжире. В городах Южной Франции имелись целые кварталы, принадлежащие пизанским купцам. Монпелье превратился в крупный междунар-й рынок благодаря купечеству Пизы. Из своих владений в Маремме П. ввозила соль, железо, серебро, зерно, квасцы. П. достигла наивысшей точки могущества в начале 13в. Т.о., регулярные торговые связи итал-х купцов 13-14вв. простирались от центральной Англии до Каира, от Лиссабона до Кавказа; некотор. купцы добирались до Дальнего Востока и западного побережья Марокко. Левантийская торговля носила транзитный, посреднический характер, ориентирована на удовлетворение потребностей правящего класса феодалов, поскольку в структуре товаров преобладали предметы роскоши. Перец, имбирь, корица, фарфор, стекло, парча, хлопчатобумажные ткани, закупаемые на Востоке, продавались в Европе по высоким ценам, что приносило значит-е прибыли итал-му купечеству. В 14-15 вв. первостепенное значение приобрела торговля городов Северной Европы.Ее активизация была связана с ростом европ-х городов и развитием цеховой промышленности, нуждавшейся в сырье. Традицион-ми предметами торговли Сев. Европы были лен, пенька, сало, воск, хлеб, масло и др. товары.Обслуживая прежде всего нужды цехового ремесла, и потребности горожан эта торговля имела большее значение для развития промышл-гопр-тва в Европе, чем Левантийская торговля. В середине 14в. купцы, торговавшие в бассейне Сев. и Балтийского морей, объединились в Ганзейский союз(ГС).Эконом-я роль Ганзы заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами Сев., Зап. и отчасти Центр. Европы. Фландрия, Англия и Сев. Германия поставляли сукна; Центр. Европа, Англия, Скандинавия - металлы; Сев. Германия и западн. побережье Франции - соль; Восточн. Европа - пушнину и воск. Окончате-е оформление ГС, впервые выступившего под названием «Немецкая Ганза» в 1356г., произошло в 1367-1370гг. Герб Любека - имперский орел стал гербом всей конфедерации, он выступал в роли полит-й главы ГС. Преобладание Любека объяснялось тем, что товары с Балтики в Северное море обязательно проходили через него. Здесь со 2-й пол. 14в. собирались общие съезды ганз-х городов. Их решения, скрепленные печатью Любека, были обязательны для членов Ганзы. В период наибольшего расцвета Ганзы во 2-й пол. 14-1-й пол. 15в.в нее входило около 100 городов. ГС не был объединением, созданным от имени государств. Это был союз городов, котор. строился на общности торговых интересов, принадлежности к определ-й социал-й и профессион-й группе. В задачу ГС входили организация торговых факторий, получение разных привилегий в др. гос-вах, охрана торговых экспедиций. Вся система торговых отношений ганз-х городов опирались на несколько контор в основных производящих районах Европы на конторы в Брюгге(Фландрия), Бергене(Норвегия), Лондоне, Новгороде и др. Для обеспечения прибыли необходимо было контролировать спрос и предложение, производить расчеты, делать сбережения. Со 2-й пол. 15в. наметился упадок Ганзы(причины): 1)развитие национ-й Э-ки, расширение внешн. и внутр. торговли, укрепление позиций местного купечества в Англии, Скандинавских странах, на Руси к кон. 15-нач. 16вв. обострили противоречия ГС с городами-контрагентами. Сосредоточив торговлю в руках немец.купцов, ГС упорно боролась против возможных конкурентов - городов, не входивших в ГС, напр., Нарвы, и местного купечества, пытавшегося завязать прямые торговые связи с др. городами; 2)развивались социал-е движения в ганз-их городах, направл-е против эконом-й и полит-й власти купеческого патрициата; 3)внутрен. организация ГС отличалась расплывчатостью. Не было ни своего флота, ни войска, ни постоянных финансов. Его военные силы состояли из флота и войск отдельных городов; 4)немалую роль в упадке ГС сыграло и перемещение мировых торговых путей на Атлантический океан. Стремясь сохранить свое положение и привилегии в новых условиях, Ганза прибегала к вмешательству во внутр-е дела отдел-х гос-в. В 15-16вв. Ганза теряла одну позицию за другой. В 1494г. был закрыт немец.двор в Новгороде; контора в Брюгге постепенно утратила значение, а в 1553г. была перенесена в Антверпен; в 1598г. ганзейцы были лишены всех привилегий в Англии. К сер. 16в. Ганза уступила свое место голланд-м, англ-м и франц-м купцам. Формально она просуществовала до 1669г. Т.о., в период развитого феодализма основные потоки внешней торговли сосредоточились в руках купечества Южной, а также Северной и Центральной Европы. Средневековое купечество, монополизируя свое право на торговлю в определен-х регионах, создает разные формы ее организации, закрепляя за собой особые торговые привилегии с целью получения прибыли.