Закон о мореплавании в Англии
Ø Первый – в Англии в 1381г.
Ø Главная цель – отдать внешнеторговые потоки страны в руки ее собственного купеческого флота.
Ø Неэффективен по причинам:
v Не имел адекватного механизма приведения в действие.
v Торговый флот, которому они должны были покровительствовать, не имел достаточных возможностей и конкурентных преимуществ для обслуживания всей внешней торговли страны.
Ø Дополнение закона в 1660:
v Все товары, импортируемые в Великобританию, должны были перевозиться британскими кораблями либо кораблями стран-производителей товаров.
v Все зарубежные промышленные товары, направляемые в колонии, должны были сначала выгружаться в Великобритании. Фактически контроль над колониальными рынками был отдан британским купцам и производителям.
Ø Способствовали росту английского мореходства и морской торговли.
Ø Потеря большей части (экономически наиболее прогрессивной и процветающей) «старой» Британской империи.
Ситцевые законы
Ø Первый в 1701г
v Запрет импорта набивной хлопчатобумажной ткани => развитие новой отрасли.
Ø Второй ситцевый в 1721г
v Запрет продажи и употребления набивных хлопчатобумажных изделий => стимулирование местного хлопчатобумажного производства, основанного на привозном хлопке-сырце, которое впоследствии стало колыбелью так называемой промышленной революции.
Арман Жан дю Плесси Ришелье Красный кардинал» (1585 - 1642)
Ø Французский кардинал, аристократ и государственный деятель.
Ø В основу своей политики положил выполнение программы Генриха IV: укрепление государства, его централизация, обеспечение главенства светской власти над церковью и центра над провинциями, ликвидация аристократической оппозиции, противодействие испано-австрийской гегемонии в Европе.
Ø Главный итог государственной деятельности состоит в утверждении абсолютизма во Франции.
Филипп II (1527–1598)
Ø Король Испании.
Ø Непомерно раздул бюрократический аппарат и создал настолько запутанную систему управления, что она была не в состоянии работать эффективно.
Ø Филипп лишил Арагон, Кастилию, Каталонию значительной части средневековых вольностей, проводил конфискационную политику, постоянно увеличивал налоги, а в 1557, 1575 и 1598 объявлял о банкротстве казны.
Ø Всю свою внешнюю и внутреннюю политику Филипп поставил на службу католической вере.
Ø Одержимый религиозным фанатизмом, он вмешивался в религиозные войны во Франции, развязал чудовищные по жестокости преследования протестантов в Нидерландах (куда он командировал печально знаменитого герцога Альбу) и морисков в Испании, выселив последних на бесплодные земли внутри страны (1558–1570), и послал Непобедимую Армаду, чтобы вернуть Великобританию в лоно католицизма и наказать королеву Елизавету за казнь Марии Стюарт.
Ø Филипп всячески поддерживал инквизицию, которая в его правление достигла в Испании наибольшего могущества.
Пенн Уильям (1644 - 1718)
Ø Английский политический деятель.
Ø В 1681 получил от короля Карла II Стюарта хартию на право феодального владения значительной территории в Северной Америке, на которой он основал колонию, известную затем под названием "Пенсильвания".
Ø В управлении колонией принимала участие Ассамблея колонистов; была провозглашена веротерпимость.
Генрих IV (1553-1610)
Ø Французский король.
Ø 22 марта 1594 Генрих вступил в Париж — в соответствии со знаменитым приписываемым ему высказыванием: "Париж стоит мессы".
Ø В 1595 папа римский даровал ему отпущение, тем самым аннулировав прежнее отлучение от церкви.
Ø Генрих IV, первый французский король из династии Бурбонов, стремился умиротворить королевство и вернуть ему благосостояние после 40 лет почти беспрерывных религиозных войн.
Ø Нантский эдикт 13 апреля 1598 гарантировал гугенотам их права. Хотя государственной религией остался католицизм, гугеноты могли теперь беспрепятственно отправлять религиозную службу в местах традиционного проживания (за исключением Парижа), проводить церковные соборы.
Ø Был снят запрет на занятие протестантами государственных должностей.
Ø Внешняя политика была направлена против Габсбургов, и 2 мая 1598, после многолетних войн, Испания была вынуждена пойти на заключение мира в Вервене.
Промышленный переворот
Протоиндустриализация
Ø К началу XVIII в. значительная концентрация сельской промышленности, в основном в текстильном производстве.
Ø Термин впервые введен для Фландрии.
v Сельское надомное производство, организованное предпринимателями из Гента и других крупных рыночных городов, которые вывозили продукцию – льняные ткани на отдаленные рынки (Испанской империи).
Ø Работниками в таком производстве обычно были члены семейного хозяйства.
Ø Использование труда индивидуальных, обычно сельских рабочих, организованных городскими предпринимателями, которые снабжали рабочих сырьем и продавали продукцию на отдаленных рынках.
Ø ~~ надомная промышленность и раздаточная система.
Ø Подчеркивание отдаленности рынков сбыта.
Ø Производство потребительских товаров, особенно текстильных изделий.
! Различия доиндустриального общества и современного индустриального:
Ø Резкое сокращение роли с\х в индустриальном обществе => возросшая производительность данного сектора экономики.
Ø До первой половины XX в. подъем вторичного сектора (горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, строительство).
Ø Масштабы использования механической энергии машин.
Ø Использование новых источников энергии (особенно минерального топлива).
Ø Широкое применение материалов, не существующих в природных условиях.
Ø Замена дров и древесного угля на каменный уголь в качестве топлива.
Ø Начало использования парового двигателя в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и на транспорте.
! В 1707г. Шотландия включилась в состав Великобритании
Предпосылки и сопутствующие обстоятельства
Ø Еще в начале XVII в. научные методы: наблюдения и эксперимента стали применяться (хоть и не всегда успешно) для решения утилитарных задач.
Ø Плодопеременная технология, предусматривающая временное превращение пашни в пастбища.
Новый сельский ландшафт
Ø Появился на месте деревень, окруженных открытыми полями.
Ø Состоял из компактных и консолидированных и огороженных ферм, в большинстве своем имевших площадь от 100 до 300 акров.
Институт местных банков
Ø Банки, расположенные вне Лондона, демонстрирующие быстрый рост во второй половине XVIII в..
Ø К 1810г. таких банков насчитывалось почти 800.
Эра каналов 1750е
Ø Построены водные пути для связи судоходных рек друг с другом, а также шахт и рудников со своими рынками.
Ø За период 1520-1820 гг. к 1000 милям существовавших ранее судоходных водных путей было добавлено еще около 3000 миль (преимущественно каналов).
Ø Посредством этих каналов все главные центры производства и потребления были связны между собой и с главными морскими портами.
Ø Предприятия по строительству были как коммерческие, так и государственные.
«Дорожные тресты» с 1690х гг.
Ø Должны были строить и содержать хорошие дороги, за передвижение по которым в повозках верхом или пешком взимались пошлины.
Ø Не были коммерческими компаниями.
Ø Создавались и контролировались попечителями, обычно местными землевладельцами, фермерами, купцами и предпринимателями, которые были заинтересованы не только в уменьшении своих налоговых обязательств, связанных с поддержанием дорог на приходском уровне, но и в улучшении доступа к рынкам.
Абрахам Дерби
Ø В 1709г. обработал каменный уголь тем же путем, которым другие плавильщики получали древесный уголь из древесины – нагрел уголь в закрытом контейнере и по удалению примесей, принявших газообразную форму, получил остаток, представляющий собой почти чистый углерод, который использовал как топливо в доменной печи для выплавки чугуна
Пудлингование 1783-1784
Ø Металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое железо, получающееся в тестообразном состоянии на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи.
Ø Пришедшее на смену кричному переделу, характеризовалось более высокой производительностью и, кроме того, позволяло заменить дорогой и дефицитный древесный уголь каменным углём или др. видами топлива.
Ø Впервые отражательная печь для получения ковкого железа использовали в 1766 англичане братья Т. и Д. Кранедж, применив в качестве топлива каменный уголь.
Ø В 1784 способ был усовершенствован Г. Кортом, сыгравшим большую роль в практическом распространении пудлингования.
Прялка «Дженни» 1782г.
Ø Изобретена рабочим Дж. Харгривсом.
Мюль-машина 1779г.
Ø Изобретена Сэмюэлом Кромптоном.
Ø Сыграла большую роль в развитии прядильного дела, позволив вырабатывать более тонкую пряжу, чем существовавшими ранее машинами.
Джеймс Уатт (1736-1819)
Ø Регулятор скорости машины.
Ø Устройство для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное.
Ø Создатель универсальной паровой машины.
Джордж Стефенсон (1781–1848)
Ø В 1813г построил стационарный паровой двигатель для подъема пустых тележек от грузовых причалов обратно к шахте на канатах.
Ø В 1822г. убедил создателей проектируемой железной дороги Стоктон-Дарлингтон использовать паровые локомотивы, а не лошадей.
Ø В 1825г. на открытии железной дороги Стоктон–Дарлингтон лично вел паровоз собственной конструкции
Ø Построил первую постоянно действующую грузовую железную дорогу Ливерпуль – Манчесетр, которая начала работу в 1830г.
Ø Его «Ракета» в 1829г. выиграла знаменитые соревнования в Рейнхилле.
Ричард Аркрайт (1732-1792)
Ø Английский предприниматель.
Ø В 1769 получил патент на кольцевую прядильную машину, дававшую нить повышенной крутки для основы, что значительно удешевило производство ситца и привело к модернизации текстильной промышленности.
Ø В 1775 Аркрайт получил патент на метод валкового чесания, и через пять лет партнеры широко развернули производство.
Ø После разрыва в 1781 деловых связей со Страттом Аркрайт самостоятельно открывал прядильные фабрики в Манчестере, Матлоке, Бате и (совместно с Д.Дейлом) в Нью-Ланарке, создав текстильную индустрию в северной Англии.