Развитие товарно-денежных отношений. Роль городов
Однако, несмотря на строго централизованное хозяйство, в стране постепенно начинают развиваться товарно-денежные отношения. В первую очередь это происходило в населенных пунктах, расположенных вдоль торговых путей. В денежную форму была переведена часть оброка. В общинах выделилась богатая верхушка, сосредоточившая в своих руках большое количество земель. Но в основном товарно-денежные отношения развивались в крупных городах. Такими были города-ставки, места пребывания султана и наместников. Периодически ставки менялись, и с переездом двора в новый город старый погибал. Это объясняется тем, что рынок был еще слишком узким, в основном ориентировавшимся на потребности двора. Крестьяне приезжали в города очень редко, для того чтобы продать чудом сохраненную от феодала продукцию и отложить деньги на черный день, либо продать свою продукцию и уплатить денежный налог.
Но до тех пор пока в городе находилась ставка, он развивался и процветал. Сановники были основными потребителями предметов роскоши, ювелирных изделий, прекрасных тканей.
За счет внешней торговли существовали целые города Делийского султаната. В них господствовали купцы, сосредоточившие в своих руках ценнейшие продукты ремесла, в обмен на которые они получали товары из дальних стран (лошадей, китайский фарфор, шелк и изделия из лака). Иноземные купцы расплачивались за индийские товары золотом и серебром, которые превращались, т. е. переплавлялись, в индийские монеты. Но основная часть драгоценных металлов оседала в Индии в виде сокровищ.
Несмотря на противоречивый характер развития городов в эпоху Делийского султаната и существование серьезных препятствий для этого развития, в том числе слабое развитие товарно-денежных отношений, узость внутреннего рынка, зависимость развития города от пребывания в нем ставки и других причин, в целом это был период интенсивного развития индийских городов. Этому способствовали следующие причины: прекратились прежде постоянные набеги кочевников и других варваров, значительно расширилась торговля с исламским миром, султаны, не жалея средств, развернули пышное строительство в городах.
В городах были созданы предприятия казенного строительства, в которых работали тысячи замечательных архитекторов, художников, строителей. Аналогичные мастерские создавались и для других видов ремесла и деятельности ювелиров, ткачей и пр. Султанские мусульманские власти жестко контролировали и регулировали деятельность этих мастерских, а также других общественных служб, включая бани, зерновые амбары, городскую охрану.
Именно в этот период пышно расцвела столица султаната — Дели.Однако, когда султан Мухаммед Туглук в 1326 г. для удобства управления своим огромным султанатом был вынужден перевести свою столицу в Деогир, как свидетельствуют современники, это было концом прекрасного города — после переезда двора на новое место в Дели не осталось и тысячи жителей.
Упадок Делийского султаната
Делийский султанат продолжал приходить в упадок в течение всего XIVстолетия: султаны откупались от монголов, но не могли противостоять взбунтовавшемуся населению, хотя тратили большие средства на увеличение армии, содержание которой вконец разорило страну. Все возраставшие налоги разорили крестьян. Они бросали свои земли и убегали в леса. Их насильно возвращали, отдавали пустующие земли, пытались как-то восстановить сельское хозяйство. Во второй половине XIV в. были построены крупные оросительные каналы.
Переломным моментом в истории султаната стало нашествие войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлена). В 1398 г. войска Тимура вторглись в Индию, разграбили Дели и уничтожили всех его жителей. Уходя в Среднюю Азию, жестокий завоеватель увел с собой множество пленников, в первую очередь ремесленников, построивших впоследствии ему пре-. красный город — Самарканд. А Делийский султанат после столь опустошительных набегов в 1413 г. перестал существовать.
В последние годы существования Делийского султаната на территории южной Индии возникли два государства: Бахмани и Виджаянагар.Первое государство было мусульманским, второе — индуистским.
Именно государство Бахманидов посетил тверской купец Афанасий Никитин (1469—1472), оставивший восторженное его описание. В «Хождении за три моря» Никитин отметил «пышность» бояр и бедность крестьян: «А земля очень голюдна, а сельские люди голы совсем».
В удручающем положении были также городские ремесленники, за бесценок отдававшие свои работы ростовщикам, феодалам, купцам-скупщикам, которые перепродавали их на рынках больших городов или иностранным купцам.
В это время распространенным было такое явление, как снаряжение феодалами судов для торговли в других странах. Феодалы вывозили из Индии рис, пряности, красители, за бесценок приобретенные у ремесленников изысканнейшие предметы национального промысла.
Однако ослабление в конце XV в. центральной власти шаха и усилившиеся распри между отдельными княжествами привели в первые десятилетия XVI в. государство Бахмани к распаду. На его территории возникли пять самостоятельных княжеств.