Территория и земельные отношения
Первым султаном был Айбек, династия которого правила до 1290 г. Исламские воины по лучили условные владения в форме икта*,мусульманские духовники и мечети получили значительную часть индийских земель в форме вакуфов**, а индийские махараджи должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и платить им дань. Династию Гулямов сменила власть Ала-ад-дина, не допустившего проникновения в Индию монголов. Ала-ад-дин присоединил к Делийскому султанату значительную часть индийских земель (Декан, Южную Индию и др.), что принесло султану в виде трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, большое количество золота и драгоценных камней.
* Икта — пожалованный феодалом земельный надел.
** Вакуф — движимое и недвижимое имущество, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.
Суть проведенных этим султаном реформ заключалась в попытке заменить индийские принципы землепользования на исламские. В фонд казны было конфисковано большое количество земель, воины были переведены на денежное и натуральное довольствие из казны, для чего цены на продукты питания под страхом суровых наказаний торговцев были строго регламентированы. Земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая, зерно свозилось в казенные амбары и в случае роста цен на рынке чиновники обязаны были из этих амбаров выбрасывать зерно на рынок. Следует отметить, что как при Ала-ад-дине, так и при его последователях из династии Туглаков и династий Сайидов и Лоди власти для мусульман проводили льготную экономическую политику, освобождая их от подушной подати, введенной в султанате, и предоставляя льготные пошлины при торговых сделках, что имело особое значение для многих категорий горожан. Указанные меры способствовали исламизации индийского городского населения, но привычные формы экономической жизни как в городе, так и в деревне оставались прежними по причине существования каст.
Традиции исламского образа жизни и экономики исламского общества оказали существенное влияние на Индию периода Делийского султаната. Главными из них были: государственная собственность на землю и абсолютная слитность политического и религиозного начал.
Исламизаиия экономики
Первая из этих особенностей была характерна и для Индии, как и вообще для восточного общества, хотя для исламских государств она была решающей.
В период образования Делийского султаната в Индии существовало множество малых и больших феодальных княжеств с различными формами феодального землевладения. Все эти княжества находились под властьюмахараджи — князя — главы господствующего клана. Князь выделял членам своей семьи в наследственное владение деревни со всей полнотой власти над проживающими там общинниками. У махараджи были вассалы, условия владения землей которых оформлялись специальной грамотой-паттой. Владения были двух типов: наследственные и ненаследственные. Ненаследственные вассалы находились в полной власти махараджи, который в любое время мог их переводить с одной земли на другую. Наследственные же владели землей до тех пор, пока выполняли требования махараджи: уплачивали соответствующую их владениям дань и в случае войны поступали в распоряжение махараджи с нужным ему количеством воинов.
С образованием султаната ситуация изменилась. Часть своих земель князь отдавал чиновникам на время их службы, часть земель принадлежала храмам. И со всех этих владений и вассалов князья получали дань без всякой предварительный установки.
Была уничтожена собственность отдельных феодалов, и вся земля передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась рента в форме государственного налога. Однако часть земель была оставлена феодальным собственникам в обмен на признание власти султана и выплату ему земельного налога.
В привилегированном положении оказалось мусульманское духовенство: им были пожалованы наследственные владения — инамами.
Кроме того, духовники получили часть земель, налог с которых шел на содержание мусульманских школ, мечетей, караван-сараев или ирригационных сооружений.
Все земли султана, называвшиеся «хасс», обрабатывались общинниками, платившими земельный налог непосредственно в казну.
Таким образом, принцип жесткой централизованной власти-собственности под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии.
С течением времени стала усиливаться несовместимость принципов индуизма и ислама, а также определяемых ими систем ценностей и жизненных стандартов.
Положение общины
Так, главный элемент индийской жизни —общины — продолжали жить по установленным обычаям и традициям. Экономически они были самодостаточными мирками, главным принципом бытия которых была кастовость.
В общинах были свои пахари, ремесленники и свои слуги. Ремесленники изготовляли необходимые орудия труда, слуги выполняли всякие вспомогательные работы, охраняли поля, следили за порядком, помогали при сборе урожая.
С образованием султаната изменения затронули только размеры налогообложения общинников: если в доисламский период общинники платили 1/6 часть дохода в казну, то теперь стали платить 1/3, а порой — и половину. Более жестким стал контроль старосты за выплатой налогов, который за выполнение этой функции освобождался от налога.
Структура управления
Избегать волнений и протестов населения в связи с усилением эксплуатации завоеватели смогли главным образом благодаря жестко централизованной политической и административной структуре, обеспечивавшей как порядок, так и четкий регулярный сбор все возраставших налогов.
В общих чертах это была такая структура: высшая власть принадлежала султану, главой исполнительной власти был великий вазир, руководивший военными делами и финансами; судебный аппарат принадлежал духовенству. Наместничества, на которые был поделен султанат, возглавляли губернаторы, отвечавшие за порядок и налоги. В их распоряжении было наемное войско. Весь аппарат власти состоял из мусульман.