Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе)
Тема 1.1. Знакомство с торговой организацией.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структура предприятия - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Организационная структура - один из основных элементов управленческой организации, которая характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и рабочими организациями.
Существует три типа организационной структуры:
1. Линейная - это простейшая структура управления характерная тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и удерживающий в своих руках все функции управления.
При линейной структуре каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя - единоначальника. Все команды управления передаются по цепочке сверху вниз.
Преимущества: | Недостатки: |
1. Единство и четкость распорядительства; 2. Простота управления; 3. Согласованность действий исполнителей; 4. Четко выраженная ответственность; 5. Оперативность в принятии решений; 6. Личная ответственность руководителя за результаты деятельности своего подразделения. | 1. Предъявляются высокие требования к руководителю, который должен быть всесторонне подготовлен, чтобы обеспечить эффективное управление. 2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; 3. Перегрузка информации; 4. Затруднительные связи между инстанциями; 5. Концентрация власти в управляющей верхушке. |
Линейная
Функциональная – осуществляется совокупность подразделений специализированных на выполнение конкретных работ, необходимых для принятия решений.
Преимущества:
1. высокая компетентность специалистов;
2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных
вопросов;
3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
4. исключение дублирования и параллелизма в принятии управленческих
функций;
5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
1. чрезмерная заинтересованность реализации целей и задач в своих
подразделениях;
2. трудность в поддержании постоянных взаимосвязей между различными
функциональными службами;
3. появление тенденций чрезмерной централизации;
4. длительность процедур в принятии решений;
5. относительно застывшая организованная форма, с трудом реагирующая на
изменения.
Функциональная
Управляющий | |||||||||||||||||||
Начальник планового отдела | Начальник отдела кадров | Начальник отдела маркетинга | |||||||||||||||||
Высший может быть представлен председателем совета директоров президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической* реализации.
Средний— обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.
Специалисты, входящие в эту группу имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.
Низший- представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий от непосредственных руководителей.
Связи и звенья
Бывают связи горизонтальные и вертикальные:
Горизонтальные связи- это качественные и количественные дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности по специализацией производства и исполнителей.
Вертикальныесвязи - поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособленной функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.
Задание на день: Ознакомиться с организационной структурой торговой организации.
ОПРЕДЕЛНИЕ ВИДОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материальная ответственность – это обязанность работника возместить в установленном законом порядке и размере прямой действительный ущерб, причиненный по его вине тому предприятию, с которым он находится в трудовых отношениях.
В магазине применяется два вида м/о: индивидуальная и бригадная.
Индивидуальная м/о – ценности вручаются под отчет работнику, который в случае недостачи(порчи, хищения) несет личную имущественную ответственность. Бывает ограниченная и полная.
Ограниченная м/о – возмещение ущерба производится в его действительном размере, но не более 1/3 месяца оклада (в отдельных случаях не более 2/3 месяца оклада).
Полная м/о – возмещение ущерба в полном размере, в случаях, содержащих признаки преступления. Возлагается на работников связанных с обслуживанием денежных и товарных средств. С ними заключается письменный договор о полной материальной ответственности(только при наличии трудового договора). Договор действует с момента подписания и распространяется на все время с вверенными работнику материальными ценностями предприятия.
Договор оформляется в 2-х экземплярах:
1-й экземпляр у администрации предприятия;
2-й экземпляр у работника, с которым заключен договор.
Индивидуальная м/о применяется при наличии следующих условий:
- товарно-материальные ценности вручаются непосредственно работнику под отчет;
- работнику предоставлено отдельное, изолированное помещение или соответствующее место для хранения и продажи товарно-материальных ценностей;
- работник самостоятельно отчитывается перед бухгалтерией за вверенные ему ценности.
Бригадная м/о - это когда ценности вручаются группе(бригаде) работников магазина. Вводится в магазинах, где работает не менее двух продавцов. Состав бригады не должен превышать 10 человек. М/о на бригаду возлагается договором между администрацией и членами бригады. Договор составляется в двух экземплярах:
1-й экземпляр хранится у администрации;
2-й экземпляр хранится у бригадира.
При выбытии или прибытии членов бригады договор не переоформляется, но против фамилии ставится дата выбытия или прибытия и принявший дает подписку на договор. Договор переоформляется в случае выбытия 50 % бригады и при смене или выбытии бригадира.
В состав бригады входят: зав. отделами, их заместители, продавцы, в магазинах самообслуживания еще и контролеры, администраторы и кассиры-контролеры.
Бригадиром избирается, как правило, старший по должности. Руководство бригадой возлагается на бригадира и его зама, которые назначаются приказом руководителя предприятия.
В бригаду НЕ могут входить: несовершеннолетние, младший обслуживающий персонал, рабочие, фасовщики, уборщицы, а так же ученики продавца.
Бригада принимает на себя полную м/о за все переданные ей товарно-материальные ценности, за недостачу товаров сверх норм естественной убыли, а так же за хищения и порчу товаров по розничным ценам.
Бригада освобождается от м/о в случае кражи, оформленной в установленном порядке. Ущерб возмещается всеми членами бригады прямо пропорционально фактически отработанному времени и зарплате.
Обязанности администрации:
- знакомить работников с действующим законодательством о м/о;
- создавать условия для работы;
- знакомить с порядком хранения и реализацией ценностей;
- проводить в установленном порядке инвентаризации.
Обязанности работников:
- своевременно сообщать администрации о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного имущества;
- вести учет и предоставлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении ценностей;
- возмещать в полном размере ущерб, причиненный по его вине.
Задание на день: Ознакомиться с видами материальной ответственности в торговой организации.