Особенности развития византийского города в 10-перв.пол. 15 вв.

В VIII—IX вв. Набеги варваров, разрыв торговых связей, сокращение спроса на дорогие изделия ударили по экономике города. Мелкие и средние города аграризировались, т.е. их население занималось почти исключительно сельским хозяйством. Уровень ремесла снизился, торговля почти замерла.

Однако упадок городов, особенно крупных, не был абсолютным. Потребности двора и патриархии, заказы на вооружение и снаряжение армии и флота, спрос иноземцев на предметы роскоши не дали угаснуть ремеслу в таких городах, как Константинополь, Фессалоника, Никея, Эфес, Трапезунд.

С середины IX в. начался подъем городов в Византии.

-Свободные мелкие производители-ремесленники и торговцы создавали основную массу продукции, поступавшую на рынок.

-Корпорации — профессиональные объединения нового типа, которые строились на добровольном принципе (привилегия, и вступление было обставлено рядом условий: взнос, наличие материальных возможностей для дела, овладение мастерством, обязательство соблюдать правила). Установленные эпархом (градоначальником) правила для 22 корпораций столицы были постепенно сведены в X в. в сборник постановлений — «Книгу эпарха». Корпорации имели льготы, закон защищал их от конкуренции. Состоятельные члены корпораций использовали труд наемных работников и рабов. Главу корпорации назначал эпарх. Глава отвечал за уплату налогов и пошлин всех членов объединения и за соблюдение ими не только профессиональных правил, но и принятых норм морали. Была установлена и норма прибыли членов корпорации.

Новый, наступивший с 30-х годов XI в.

спад ремесленного производства и торговли, из-за опеки властей, непомерных поборов и от «порчи» монеты.

Население городов, расположенных на морских торговых путях, поднимало восстания, требуя снизить налоги, отменить ограничения, препятствующие развитию ремесла и торговли (Крупнейшим было восстание в столице в 1042 г., когда восставшие захватили часть императорского дворца и сожгли налоговые списки).

Начавшийся в IX-X вв. подъем ремесла и торговли привел к расцвету провинциальных городов. Проведенная Алексеем I реформа монетной системы (увеличение массы разменной монеты, определение четкого соотношения между монетами разного). Расширились и укрепились торговые связи сельской округи с местными городскими рынками. В городах, близ крупных монастырей и вотчин периодически устраивались ярмарки.

К концу XII в. признаки грядущего упадка едва наметились в провинциальных центрах, но ярко проявились в столице. Мелочная опека властей, система ограничений, высокие налоги и пошлины, консервативные принципы управления душили корпорации. Ремесло и торговля в столице хирели. Итальянские торговцы находили все более широкий сбыт для своих товаров, которые стали превосходить византийские по качеству, но были значительно дешевле их.

в ХШ-ХУ вв.большинство городов Византии испытывало упадок. Он был вызван засильем феодалов в экономике и управлении городов, слабостью самих торгово-ремесленных слоев, утратой городами их аграрной периферии, демографическим спадом, произошедшим вследствие опустошения многих городов завоевателями и оттока из них населения. Все глубже в систему товарообмена внедрялись генуэзские и венецианские купцы, сохранившие свои привилегии к ущербу местного купечества, а отчасти и ремесленников (расширение ввоза более дешевых и качественных сукон и шелковых тканей подрывало ткацкое ремесло).

Упадок городской жизни особенно рельефно проявился в Константинополе, где целые кварталы находились в запустении.

Но и там экономическая жизнь полностью не заглохла, а временами даже оживлялась. Более благоприятным было положение крупных портовых провинциальных городов, например Трапезунда. Здесь существовал союз местных феодалов и торгово-предпринимательской верхушки, возникший на основе участия в широкой международной и местной торговле. При этом феодалы извлекали основные выгоды из торговых налогов, а купцы — из посреднической торговли. Купцы Трапезундской империи сотрудничали с итальянскими коммерсантами, перенимали у них более передовую коммерческую технику, становились их младшими торговыми партнерами.

Итог. Помимо того, что центры местного обмена товарами с весьма ограниченным ремесленным производством, некоторые из них оставались только церковно-административными центрами или резиденциями крупнейших феодалов.

В отличие от западноевропейских, византийские города не были под юрисдикцией знатных персон. Ими управляли наместники государя, опираясь на гарнизоны.

Города были лишены каких-бы то ни было налоговых, торговых, политических привилегий. Попытки торгово-ремесленной верхушки добиться более благоприятных условий для своей профессиональной деятельности по-прежнему сурово пресекались.

На городские рынки внедрялись крупные вотчинники, развертывавшие оптовую торговлю. Они приобретали в городах дома, под склады, лавки, суда, причалы и все чаще торговали без посредничества городских купцов.

Иноземные негоцианты, получавшие льготы от императора в обмен на военную поддержку, платили в два-три раза меньшие пошлины, чем византийские торговцы или не платили их вовсе.

Горожанам пришлось вести тяжелую борьбу и с магнатами, и с государством. Союз центральной власти с городами против непокорных магнатов в Византии не сложился.


Наши рекомендации