Билет 21. Понятие «феодализма» и «средних веков» в историографии.
В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Великого переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом расселения и исторической активности главным образом славянских народов.
Содержание терминов «средние века» и «феодализм» менялось вместе с развитием европейского исторического знания. Надо понимать, что оба этих термина крайне условны (вспомним рассказ про условность «Византии»)
Термин «средние века» (пер. с лат. medium aevum (средний век)) — впервые введен итальянскими гуманистами.
• Римский историк XV в. Флавио Бьондо( «Историю от падения Рима»), назвал «СВ» период, который отделял его эпоху от античности. СВ виделись как период одичания и варваризации античного мира, время испорченной «кухонной» латыни.
• В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Келлеер. «СВ» в общей периодизации всемирной истории (античность, средневековье, новое время). Хронологические рамки - время от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.
• В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), критерием периодизации стало служить отношение к религии и церкви. История периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий.
• Романтическое направление в историографии, нач. XIX в. обострило интерес к СВ и привело к его идеализации на время.
• На рубеже XVIII и XIX вв. идея непрерывности общественного развития и христианская идея конечности мира позволили увидеть эволюцию западноевропейского СВ общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Первое отступление от оценки СВ как эпохи «темных веков».
• Анализ социальной истории привел к отождествлению термина «СВ» и понятия «феодализм» (накануне 1789 г). История СВ стала пониматься как время господства феодальной системы общественных связей в среде феодалов — земельных собственников.
• Сер. -кон. XIX в. позитивизм. Попытка превращения истории в науку, комплексного видения истор. процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику ( О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии). Феодализм - особая политическая и правовая организация общества с системой сеньориально-вассальных связей, обусловленных потребностями военной защиты.
• 1я треть XIX в., Ф.Гизо. феодальная собственность - основа сеньориально-вассальных связей, две ее важные особенности: условный характер и иерархическую структуру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соединенность собственности с политической властью.
• теория, отождествлявшая феодализм с натуральным хозяйством, социально-экономические особенности выступали как данность, существующая параллельно политико-правовому строю (феодальная раздробленность — в политическом строе, натуральное хозяйство—в экономике).
Уязвимость подобных представлений заключалась не в их ошибочности, так как каждый стремился к их абсолютизации, мешавшей комплексному пониманию феодализма.
• XIX в. понятия «цивилизация». территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования.
• В XIX в. структурный термин «формация», который раздвинул границы человеческой общности до масштабов планеты в целом, выделив временное деление исторического процесса, единицей отсчета стали способ производства и форма собственности. В марксистской интерпретации феодализм - один из способов производства, в основе которого лежит собственность феодалов на землю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина
• XX в. Синтез достижений мировой и отечественной исторической науки позволяет дать более глубокое и полное определение понятиям «феодализм» и «СВ».
• Современное время. Универсальность феодализма как определенной стадии исторического развития (оговариваем признание своеобразия, стадиальность, многоуклдность и цивилизационное развитие).
Говоря о феодализме, чтобы определить это понятие, нужен комплексный подход. Для феодализма характерно
• основной вид богатства – земля
• крестьяне – держатели земли, феодалы – собственники земли
• внеэкономическое принуждение крестьян феодалами
• соединение собственности с политической властью
• условный характер собственности (аллод – безусловная наследуемая собственность, бенефиций – условная собственность за военную службу, феод – наследственная условная собственность за военную службу и других обязательств в пользу сеньора)
• иерархия
• рост значения ремесла в обществе, господство мелкого производства
• корпоративный характер собственности (ограничения коллектива на личность)
Социальная структура феодального общества
• класс крупных земельных собственников – феодалы
• городское сословие
• крестьянство
Основные занятие общества – сельское хозяйство (луга, поля, пастбища и огороды)
Селились в деревнях с невысокой застройкой, 9-11 в.в. – феодальные замки, церкви с колокольнями, 11-13 в.в. массовая застройка городов
Основные социальные институты
• вотчина (складывается с 8 в) – комплекс крупной земельной собственности, который делился на домен (господская часть) и отданную в держание крестьянам землю
• крестьянская община – организация, регулировавшая крестьянские отношения по земле
• средневековый город –центр ремесла и торговли,
Сословия утверждали свои права и привилегии в письменных хартиях, воспроизводя и закрепляя корпоративизм в сфере социально-политической жизни средневекового общества.
Средневековый человек реализовывал свои права через сословную общность, по принадлежности к ней.
Периодизация СВ для Западной Европы
• Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья
феодализм складывался как общественная система.
экономика-аграрный сектор
натурально-хозяйственные отношения
города сохранились как экономические центры
варварские и раннефеодальные гос.образования (королевства)
временный упадок культуры сменялся подъемом
синтез с римской культурой
утверждение христианства
• Середина XI — конец XV в.
расцвет феодальных отношений,
массовый рост городов
развития товарно-денежных отношений, складывания бюргерства
формируются централизованные государства
новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством
развитие городской культуры, становлению рационализма и опытного знания
оформление уже идеологии раннего гуманизма.
• XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени.
разложение феодализма, генезис раннекапиталистических отношений
антифеодальные общественные движения с участием народных масс
третий тип феодального государства — абсолютная монархия раннебуржуазные революции, поздний гуманизм
Реформация и контрреформация
Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее:
в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов,
крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.;
колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв.
Франция в ХI-ХШ вв.
Во Франции, как и повсюду в Европе, процессу централизации предшествовал довольно длительный период ослабления королевской власти и политической раздробленности.
До XII в. положение французского короля было крайне затруднительным по нескольким причинам
-ограниченные материальные возможности правящей династии
-компактная структура земельных владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их политической автономии.
-домен - сравнительно небольшая полоса земли по Сене и Луаре, от Компьеня до Орлеана, окруженная со всех сторон феодальными княжествами — герцогствами Нормандия, Бургундия, Бретань и графством Шампань
-Специфика вассальной системы во Франции позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов.
-Отсутствовал в обществе дополнительный социальный резерв.
-Своеобразие экономического и политического развития юга и севера
-политическая раздробленность.
Факторы централизации
-Возник политический союз городов и королевской власти. Союз городов с королевской властью, как осознанная монархией линия ее внутренней политики, оформился в результате освободительного движения городов.
-изменения в расстановке сил внутри слоя феодалов. Феодалы были вынуждены сплотится вокруг короля.
Рост королевского домена.
Начало XII в. - переломный момент в укреплении королевской власти. Людовик VI (1108—1137) и его канцлер аббат Сугерий положили конец сопротивлению феодалов — сеньоров Монтлери, Пюизе и Томаса де Марль в королевском домене. Их замки были разрушены или заняты королевскими гарнизонами.
Людовик VII (1137—1180) начал увеличивать королевский домен, присоединив города Бурж и Сане. Благодаря браку с Элеонорой Аквитанской он распространил свое влияние и на юг страны. Затем, однако, последовал их развод и новое замужество наследницы богатой Аквитании с Генрихом Плантагенетом, графом Анжуйским, вассалом французского короля.
Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа II Августа (1180—1223). Наибольших успехов Филипп II добился в борьбе с английским королем Иоанном II Безземельным. Объявив его владения во Франции конфискованными, он завоевал в 1202-1204 гг. Нормандию, которая считалась самой ценной жемчужиной английской короны (в 1214 г. французы разгромили англичан в битвах при Ларош-о-Муане близ Анжера и при Бувине (во Фландрии)). Большую помощь королю оказали города домена и крестьянство. Не случайно от этого времени сохранилось большое число коммунальных хартий, дарованных Филиппом И.
Альбигойские войны.Следующее значительное увеличение домена произошло за счет южных областей страны, которые до начала XIII в. жили почти обособленно от северной ее части. Задачу присоединения юга к домену облегчила сложившаяся там внутренняя обстановка.
Идеологическая борьба, вызванная развитием еретических учений вальденсов и катаров в 40-е годы XII в. Центр активного распространения ереси на юге Франции — город Альби — дал ей название «альбигойской ереси», вскоре превратившейся в массовое народное движение с антифеодальной и антицерковной направленностью(суть:дуалистическая идея о добре и зле, катары считали земной мир и католическую церковь созданием дьявола, требовали ликвидации церковной Иерархии, церковного землевладения и десятины. Вальденсы ратовали за возвращение евангелической простоты и равенства раннехристианских общин. Часть их выступала с проповедью бедности и отказа от богатств).
Движение давало удобный повод для вмешательства. В 1209 г. папе Иннокентию III удалось организовать крестовый поход против альбигойцев с участием северофранцузских феодалов. Их военным предводителем являлся барон Симон де Монфор. В 1213 г. в битве при Мюрэ крестоносцы одержали решительную победу. После ожесточенного сопротивления были взяты города Безье и Каркассон. После гибели Симона де Монфора в борьбу вмешался французский король Людовик VIII. В итоге двух успешных походов в 1224 и 1226 гг. он присоединил к домену графство Тулузское и часть земель по Средиземноморскому побережью (1229), крепость Монтсегюр (1244).
Война нанесла жестокий удар по экономическому могуществу южных городов, от которого они постепенно оправились, хотя и потеряв прежнюю независимость от королевской власти.