Методы и критерии оценки результатов труда персонала
Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
Оценку результатов труда необходимо проводить для всех категорий работников, но легче оценить результаты для категории рабочих и намного сложнее — для руководителей и специалистов.
Группы показателей используемых при оценке результативности труда:
- прямые показатели (количественные);
- косвенные показатели - характеризуют факторы, косвенным образом влияющие на достижение результатов.
Показатели оценки результатов труда по некоторым должностям:
- Руководитель организации – прибыль, ее рост, рентабельность производства, показатели оборачиваемости капитала, доля на рынке, конкурентоспособность продукции;
- Линейные руководители (начальники производств, цехов, мастера) - выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре, динамика объема производства, динамика производительности труда, снижение издержек производства, показатели качества выпускаемой продукции, величина и потери от простоев, коэффициент текучести кадров;
- Менеджер по персоналу - количество вакантных мест в организации, количество претендентов на одно вакантное место, коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям.
Основные методы оценки результативности труда:
- Управление по целям - оценка достижения работником целей, намеченных совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период.
- Метод шкалы графического рейтинга - проставление соответствующей оценки каждой черте характера оцениваемого работника.
- Вынужденный выбор - отбор наиболее характерных для данного работника характеристик, соответствующих эффективной и неэффективной работе.
- Описательный метод - преимущества и недостатки поведения работников по критериям.
- Метод оценки по решающей ситуации - использование списка “правильного” и “неправильного” поведения работника в отдельных ситуациях.
- Метод анкет и сравнительных анкет - набор вопросов или описаний поведения работника.
- Метод шкалы рейтинговых поведенческих установок - использование решающих ситуаций из которых выводятся характеристики результативности труда.
- Метод шкалы наблюдения за поведением - фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее.
Особенности оценки результатов труда административно-управленческого и торгово-оперативного персонала
Оценка результатов труда руководителей и специалистов значительно сложнее, поскольку она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах.
Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует, учитывать, что они оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации; занимают значительную часть рабочего времени персонала.
Показатели оценки результатов труда по некоторым должностям:
- Руководитель организации – прибыль, ее рост, рентабельность производства, показатели оборачиваемости капитала, доля на рынке, конкурентоспособность продукции;
- Линейные руководители - выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре, динамика объема производства, динамика производительности труда, снижение издержек производства, показатели качества выпускаемой продукции, величина и потери от простоев, коэффициент текучести кадров;
- Менеджер по персоналу - количество вакантных мест в организации, количество претендентов на одно вакантное место, коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям.
Показатели, по которым оцениваются работники, разнообразны. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.