Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке ХХ- ХХ1 веков она стала мощным инструментом ускоренного развития мировой экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Под МЭИ понимают процесс сращивания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

В основе всех теорий развития международной экономической интеграции лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страны и кооперировании усилий в экономических, социальных и политических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства недостаточно.
Предпосылки МЭИ:
- Близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой
- Географическая близость, сложившихся экономических связей
- Общность экономических и иных проблем
- Демонстрационный эффект
- Эффект «домино»

2) Основные этапы экономической интеграции:
I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве
II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:
• Несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран
• Полная свобода действий в экономической связи с третьими странами
III. Таможенный союз
• Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам
• Упразднение внутренних таможенных границ
• Полная свобода перемещения товаров и услуг
• Создание систем межгосударственных органов
IV.

Общий рынок:
• Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила)
• Межгосударственные перемещения
• Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики
V. Экономический союз:
• Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах
• Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза
VI. Валютный политический союз:
• Проведение единой экономической политики
• Использование единой валюты
• Наднациональные органы урегулирования
• Подготовка к образованию м/н конфедерации

Формы (стадии) экономической интеграции:

Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. К началу 2008г. будет завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин). Режим свободной торговли уже распространяется на товары, произведенные в странах ЕврАзЭс.

Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.

5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).

Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.)

Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости, которым легче решать транспортные, языковые и другие проблемы.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде.
Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались:
1) демократические принципы,
2)принципы свободы и уважения прав человека,
3) также принцип правового государства.
Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.[16]

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония, Сербия и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения.[17] Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.[18]

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия,[nb 2] Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

В декабре 1991г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский Договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992г. там же состоялась официальная церемония его подписания всеми государствами-членами. (Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., дав Сообществу новое название – Европейский Союз).

5) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, англ. European Free Trade Association, EFTA) была создана в 1960 году с целью создания зоны свободной торговли, первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия,Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 году стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн присоединился в 1991 году (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Великобритания (1973), Дания (1973), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция (1995) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950—1960-х годов сделали невозможным её вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 года как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.

Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена Вадуцской конвенцией. Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 году путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.

ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕЭС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement,— соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой.. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами — Северной Америкой, Западной Европой и Японией — но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц — в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993—2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл. до 408 млрд долл., товарооборот между США и Мексикой — с 80,5 млрд долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996—1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США.

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» — своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

7) Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. — бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

· установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

· ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

· поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели[2

8) МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем(членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.[5]

МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE . Программа также предложила Гаучо[en] в качестве валюты для региональной торговли.[8]

Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.[3]

В декабре 2004 года, на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 году.[3]

Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу в настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.[11]

9) Ассоциация государств Карибского бассейна, созданная в 1973 г., чтобы способствовать дальнейшему развитию экономического сотрудничества между странами Карибского Общего рынка, координировать внешнюю политику стран-членов Ассоциации и совместными усилиями развивать здравоохранение, образование и культуру, систему коммуникаций и промышленность в регионе.В Ассоциацию входят: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины и Тринидад и Тобаго.

· Договор, действующий и поныне, провозглашал образование К.с., а в его рамках — Карибского общего рынка. Население стран КАРИКОМ составляет всего 6 млн человек.

· В июле-августе 1990 г. на встрече глав государств и правительств КАРИКОМ были приняты решения об ускорении интеграции. Страны договорились о введении общих тарифов на импорт товаров из третьих стран, то есть создании таможенного союза, отмене всех нетарифных барьеров в торговле товарами, производимыми внутри субрегиона, создании общего рынка со свободным движением капиталов, с общей денежной единицей, согласованной политикой в области финансов, в отношении иностранных инвестиций.

· С января 1991 г.единый внешний тариф (ЕВТ) заменил систему количественных ограничений импорта как основного инструмента защиты внутреннего рынка КАРИКОМ.

10) Центральноамериканский общий— торгово-экономический союз стран Центральной Америки. Соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа было заключено 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа. Соглашение было ратифицировано и начало действовать в 1961 г. В 1963 к соглашению присоединилась Коста-Рика. Организация распалась в 1969 из-за Футбольной войны между Гондурасом и Сальвадором, но была восстановлена в 1991. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).

В 2004 году министрами обороны Сообщества были одобрены предложения по созданию к 2010 году боеспособного миротворческого контингента ЭКОВАС, в который войдут силы постоянной готовности (1,5 тыс.чел.) и основная миротворческая бригада (5 тыс.чел.).

Цели

· борьба с бедностью;

· обеспечения мира и безопасности в «горячих точках» (Либерия, Гвинея-Бисау), борьба с преступностью и незаконным распространением легкого стрелкового оружия, разоружение, борьба с контрабандой. Для этого была создана Группа мониторинга.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — торгово-экономический союз стран Юга Африки, создан в 1992 году на базе Конференции по координации развития Юга Африки, сокр. САДКК (Southern African Development Coordination Conference, сокр. SADCC), образованной 11 странами субрегиона в 1980 году. Главная цель САДК — либерализация торговых связей стран-членов. В настоящее время в САДК осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях. Сообщество существенно продвинулось на пути создания зоны свободной торговли.

Лидерами государств, входящих в SADC было подписано соглашение о создании в Южной Африке зоны свободной торговли с целью повышения конкурентоспособности африканских товаров на мировом рынке. Соглашение предусматривает постепенное снятие таможенных барьеров в южной части африканского континента. Сроки создания зоны свободной торговли 2008 г., таможенного союза 2010 г. В 2015 г. должен быть создан общий рынок стран Союза.

·
Ботсвана,

· Лесото,

· Свазиленд,

· Намибия,

· Зимбабве,

· Ангола,

· Мозамбик,

· Малави,

· Мадагаскар,

· Танзания,

· Замбия,

Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (сокр. КОМЕСА, Community of East and South Africa, сокр. COMESA) — интеграционное объединение в форме зоны преференциальной торговли, предусматривающее поэтапное создание вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка, учреждённое в 1993 году.

Членами КОМЕСА являются 19 государств: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Египет, Кения, Коморские Острова, Ливия, Маврикий,Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия.

Конец формы

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке ХХ- ХХ1 веков она стала мощным инструментом ускоренного развития мировой экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Под МЭИ понимают процесс сращивания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

В основе всех теорий развития международной экономической интеграции лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страны и кооперировании усилий в экономических, социальных и политических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства недостаточно.
Предпосылки МЭИ:
- Близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой
- Географическая близость, сложившихся экономических связей
- Общность экономических и иных проблем
- Демонстрационный эффект
- Эффект «домино»

2) Основные этапы экономической интеграции:
I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве
II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:
• Несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран
• Полная свобода действий в экономической связи с третьими странами
III. Таможенный союз
• Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам
• Упразднение внутренних таможенных границ
• Полная свобода перемещения товаров и услуг
• Создание систем межгосударственных органов
IV.

Общий рынок:
• Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила)
• Межгосударственные перемещения
• Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики
V. Экономический союз:
• Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах
• Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза
VI. Валютный политический союз:
• Проведение единой экономической политики
• Использование единой валюты
• Наднациональные органы урегулирования
• Подготовка к образованию м/н конфедерации

Формы (стадии) экономической интеграции:

Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

Наши рекомендации