СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА В 80-90-е
На смену циклических кризисов пришли структурные.
Переход от Кейнсианской к неоклассической теории факторов пр-ва.
- постулаты предложения, монетаризма и рац ожиданий.
1) Монетаризм (из-за инфл 70-х): поддержание опред ден предложения независимо от реальной ситуации. Бюджет должен быть сбалансирован. Свободные курсы- внешняя стабильность.
2) Структурная политика
- раньше было поддержание спроса, но оно не спасало от шоков предложения
- поэтому политика напр на повышение конкур-ти и укреплению положения страны
3) Вместо бюджетно-налоговой кредитно-ден мех-м на первый план.
- Антиинфляционная направленность + сокращение гос расходов и бюдж дефицита
4) Либерализация эк-ки.
- снижение налоговых ставок на прибыль – надо стимулировать инвестиции
- приватизация гос соб-ти и ограничение роли гос-ва. С 9% ВВП до 7% (82-88)
- большое внимание гос-ва НИОКР
- забили на соц политику и благоденствие – денег нет. Прекратили круто повышать МРОТ.
5) Политика на рынке труда
- политика отстранения от работы малопроизводительных работников.
- увеличилось предложение на рынке труда
- опять расходы гос-ва на борьбу с берзаботицей (расх увел в среднем на 2% от ВВП)
Основные направления внешнеэкон политики ПРС.
Внешний рынок нужен для специализации, получения доп конкур преимуществ.
Общая политика 50-60х. Бреттон-Вуддская система
- после войны страны тянулись в совместной координации. США – руководит
- валютная система была основана на долларе и фик валютных курсах
- торговля была основана на тарифах
- были между странами соглашения о помощи.
- далее пошел аспект на либерализацию, снижение пошлин и тд, тк все лезли на чужие рынки.
Тенденции 70-90х
- кризисы: все пытались защититься протекционизмом скрытым
- технические, экологические ограничения, и тд
- 80-90-е:
- дерегулирование (в валютной и кредитной сферах): расширение фин потоков
- с отменой Бреттон-Вуда курсы стали больше колебаться (2-4% в мес).
- 1985 – соглашение "Плазы" (вроде бы о совм валютной политике)
- рост протекционизма (в товарной)
Отношения с бывшими социалистическими странами
- вначале: политика сдерживания:
- план Маршалла – помощь зап европы, бойкот восточной вообще
- 60-70 – наведение мостов
- конец 70-х – развивалось понемногу, а потом поехало в 91-93
Политика с РС
- надо было не отпускать их после развала колониальной системы
- налаживали торговлю, влияние через ТНК.
- система преференций привязывала экспортные отрасли
- надо было поддерживать в них жизнь.
- официальная помощь.
- теория большого толчка (Розенштейн-Родан) – нужно сдвинуть РС с мертвой точки
- стратегические цели помощи – США признало открыто
- 13% помощи – через общественные организации в этих странах
- в 90-х помощь перестала расти. Интерес пропал.
Общая характеристика экономического развития США.
Цифры по США…
25% ВМП. ВВП США больше ВВП Японии в 1,5, Германии – 4р, GBR – 6р.
Но США уступает Швйц, Яп, Швеции по показателю ВВП на душу населения.
Высокая степ самообесп сырьем: нефть, газ, каменный уголь, цветные и драг. металлы.
Климат – хорош для с.х.: от ржи до цитрусовых.
Периоды развития, (по хар-ру технолог, целям гос. регул эк-ки, положению США в мир.эк.)
Период — WWII - конец 50-х.
- послевоенная переориентация эк-ки США на гражданские нужды,
- восстановление и расширение потребительского спроса как двигателя эк. роста,
- программы антикризисного гос. регулирования.
- абсолютное эк. превосходство США (1953 г. — 55,3% мировой обрабатывающей пром-ти).
- содействие странам Европы (Маршалл)
Завершение этапа - кризис 1957—1958 гг.
Период кризис 1957—1958гг. – кризис 1973—1975 гг.
- расширяется поточное производство (выпуск стандартной продукции для массового потребителя).
- Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы
- Гос. регулирование эк-ки – приверженностью кейнсианской доктрине.
- Доля США в мировом производстве сократилась с 26% в 1960 г. до 23% ВНП в 1970 г., а производство продукции обрабатывающей промышленности — с 30,2% в 1963 г. до 24,5% в 1970-1973 гг.
Кризисы 70-х:
-Страны З. Европы и Япония — активные конкуренты для США.
- Наряду с $ статус межд расчетных и резервных валют приобретают DM, иена и ряд других валют.
3 период с конца 70-х годов:
- рост мировых цен на сырье вынудил эк-ку переходить на новые технологии.
- Повысилась роль денежной политики
– резкий рост учетных ставок
- огромному притоку иностранного капитала
- снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов.
Особенности развития.
- относит ослабл позиций США в мир х-ве, в основе которого – целый ряд факторов:
- сокращение технологич. разрыва новейших отраслях пром-ти США и другими странами
- рост пр-ва в Вост Азии
- Во внутренней сфере:
1) дефицитность гос. бюджета – увеличение военных расходов + сокращение налогов = увел бюдж дефицитов с 74 млрд. (80) à 290 млрд. (92) и 164 млрд в (95) (хотя в последнее время – снижение военн. расходов);
2) рост и гос. внутр. долг, для покрытия которого отвлекались ден инвестиции
Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80—90-е годы более чем в пять раз.
1995: гос. долг = 68% ВВП (выше, чем в Гер, Фра или ВБ).
- Дефицит собственных денежных ресурсов - повышение процентных ставок, => в США устремился ин. капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке.
- 80-е гг. –инфл в пределах 5%. В 90-х годах уровень инфляции = 2,6—4% в год.
Темпы роста производит. труда с 1960 г. снижались более быстрыми темпами, чем в странах З. Европы и Японии. => страны приблизились к уровню США по производит. труда, но до сих пор США опережает на 20% Японию и З. Европу.
Среднегодовые темпы роста капиталоотцачи в США - положительные. В 70—80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в З. Европе и Японии. Рост капиталоотдачи не компенсировал падение темпов роста производит. труда. Рост совокупной факторной производительностив США оставался ниже среднего уровня стран Европы.
ИТОГ
Несмотря на негат тенденции, за посл 20 лет амер эк-ка стала более продуктивной и конкур-й, реальная з\п фактически не повышалась, возросло нер-во доходов, но возросла и занятость.
- В 90-е годы уровень безработицы составлял 6,3%. Ниже, чем в других ПРС.