Мировой транспортный комплекс и транспортная система. Международные транспортные коридоры.

По объему перевозок в мире лидирует автомобильный транспорт. По грузообороту лидирует морской транспорт. Режимы морских перевозок: 1). Линейные перевозки перевозки по определенному маршруту: порты обязательного захода; факультативные (опционные) порты у судов есть право туда зайти, но они могут и не заходить; порты, куда, суда не заходят; 2). Трамповые перевозки (чартерное судоходство) каждый раз договариваются по-новой, составляется индивидуальный договор чартера. Линейные перевозки: 1). Регулярное судоходство указываются только периоду захода; 2). Срочное судоходство подразумевает указание точной даты захода. Фрахтовая единица единица веса или объема груза, предназначенная для расчета провозных платежей. Фрахтовщик компания, представляющая транспортное средство в пользование (перевозчик). Фрахтователь заказчик. Паушальная провозная плата ("сразу и за все" оплата за полную грузовместимость (грузоподъемность) транспортного средства (напр., можно заказать огромный контейнер и везти в нем один телевизор, а платить за весь контейнер полностью). Виды чартеров: I). Рейсовый чартер: 1). Фрахтование за один рейс; 2). Фрахтование на последовательные рейсы; 3). Фрахтование на круговой рейс (напр., железная руда => каменный уголь => железная руда =>+); 4). Фрахтование по генеральному контракту. Фрахтовщик обязуется за определенное время перевезти определенное количество груза (напр., 5 млн тонн угля за 5 лет), но необходимо оговорить перерывы между перевозками. Оговорка о субституте оговорка о замене судна (право замены судна однородным); II). Тайм-чартеры: 1). Бербоут-чартер судно берется на какой-то срок, но без команды; все расходы лежат на фрахтователе (страхование и т. д.); 2). Димайз-чартер берется не только судно на время, но и команда; зарплату команде платит фрахтовщик; фрахтователь сам рассчитывается за топливо, расходный материал и т. д. Договор чартера договор морской перевозки груза, согласно которому перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и передать уполномоченному на его получение лицу, а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить установленную плату (фрахт). Структура чартера: 1). Наименование судна; 2). Тоннаж; 3). Судовладелец; 4). Фрахтователь; 5). Порты; 6). Величина фрахтовой ставки; 7). Сталийное время время, отведенное на обработку груза в порту; 8). Демередж штраф за превышение сталийного времени; 9). Диспач премия за сокращение сталийного времени (как правило, в два раза ниже демереджи). В настоящее время в мире сформировалось три мировых экономических полюса: 1). Евросоюз, 2). Северо-Восточная, Восточная и Юго-Восточная Азия, 3). Северная Америка. Россия в число экономических полюсов не входит. Основными международными транспортными маршрутами, связывающими Европу и Азию и не проходящими через Россию, являются: 1). Южный водный маршрут, проходящий через три океана: Тихий, Индийский, Атлантический, огибающий Африку; 2). Южный водный маршрут, проходящий также через три океана, но уже через Суэцкий канал; 3). Международный транспортный коридор "Южный": Юго-Восточная Европа - Турция - Иран с ответвлениями на: Центральную Азию - Китай и Южную Азию - Юго-Восточную Азию - Южный Китай; 4). Строящийся международный транспортный коридор ТРАСЕКА: Восточная Европа - Черное море - Кавказ - Каспийское море - Центральная Азия. Международные транспортные коридоры, проходящие в границах России: "Восток-Запад" или "Транссиб": Европа-Российская Федерация-Япония с ответвлениями из Российской Федерации на: Казахстан-Китай; Монголию и Китай; Корейский полуостров; другие коридоры. Функциями международных транспортных коридоров являются обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита. Типы вагонов: 1). Хоппер вагоны для сыпучих грузов (цемент, мука); 2). Транспортеры вагоны для тяжеловесных грузов; 3). Думпкар вагоны саморазгруживающиеся вагоны; 4). Полувагон без крыши.

Платежный баланс: структура, факторы формирования. Регулирование платежного баланса. Паритет покупательной способности. Платежный баланс-отчет о междунар.комер.операц.страны за опред.период времени,в кот учитыв.внешнеторг.сделки,инвестиции между странами.Он предст.собой кол-ое и кач-ое выраж-е масштабов,стру-ры и хар-ки внешнеэк.связей.При учете внешнеторг.операций по междунар.класс-и различ.счет текущих операций и счет движения капитала.К счету текущ.операций относят все экон.операции,в кот.между национ.экономикой и заграницей обмениваются товары,услуги и факторы про-ва.Покз-т взаимод.страны со всем миром.Счет тек.операций делят:операции с това-ми,с услугамим,движение дохода и текущие трансферты(межднр.передача матер.рес-в,когда в обмен одна сторона не получает денег.)Счет операций с капиталом вкл.в себягруппу статей платежного баланса,фиксир-х междун.вижен-е кап-ла,за счет чего финан-ся эксп и импт.Счет операц-й с капит-ом вкл группу статей,фиксир-е кап.трансферты,финн.счет,охват-й все операции,в рез.кот.происх.передача прав собстве-ти на внешние финн.активы и обязат-ва данной страны.Взаимосв.текущ.счета и счета движ-я кап-ла: Y=C+I+G+NX,где Y-доход,C-потреблениеI-инвестицииG-гос.расходы.NX-чистый экспрт.Если инвестиц.прев.национ.сбереж,то излишек ивестиций д.финансир-ть изза рубежа.Счет движения капитала и счет текущих операций уравновеш др.др.Фа-ры:1)Неравном.экон и пол.развития стран,конкуренция.2)циклически.колебания эк-ки.В плат.балансах находят выраж-я колебания,подъемы и спады хоз.актив-ти в стране.3)Рост загранич-х гос.расходов.Тяжким для платежного баланса явл.вншние прав-ые расходы,кот. Преследуют разн.эконом.и полит.цели.4)усиление междун.фин.взаимозав.5)влияние валют-финх факторов на плат-й баланс.Девальвация обычно поощряет экспорт,а ревальвация стимули-ет импорт.Нестаб-ть мир-й вал-й сис-мы ухудш.условия междун.торговли.6)отриц.влияние инфляции набаланс.Если повыш-е цен тсниж-ет конкуренто-сть национ-х тов-в,затрудняя их экспорт,поощряет импорт тов-в и способст. Бегству кап-ла заграницу.7)Чрезв.ситуаци-неурожай,бедствия.8)Торгово-полит.дискримин-я опред-х стран. Балансы реагир-ют на торгов-полит дискрим-ю опред-х стран,сохдающ.искусствен.барьеры

Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках. Внешнеэкономический комплекс страны.Необходимо выдел-ть 3 аспекта мотивации нац компаний осущ-ть м\нар бизнес: расшир-ие сбыта,приобрет-ие рес-ов,диверсификация (одна из форм концентрации капитала; увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг), производимых отдельными предприятиями в новых для них сферах.) источников снабжения и сбыта. М\нар компания отлич от нац-ой тем,что ее Т в форме промежуточ или готов продукта м перемещ-ся м\д странами, а не только внутри стр.Для выбора внеш рынка фирме надо опред-ть свои сильн и слаб стороны внутри стр.Освоение нов заруб рынка-компромисс м\д использ-ем уже испытанных на внутр рынке решений и адаптацией к нов рынкам.Стандарт-ия обеспеч выигрыш в производит-ти труда, а адаптация-плата за закрепление позиций фирмы на заруб рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой, активно участвующих в международной торговле, нет принципиальных различий в правилах коммерческой работы внутри страны и за рубежом. В российских условиях существование таких различий объяснялось объективными причинами.

В 1990-е годы был взят курс на интеграцию в мировое хозяйство, что потребовало постепенного выравнивания условий коммерческой работы на внутреннем и внешних рынках. Это изменение требует от российских коммерсантов серьезного изучения правил работы на внешнем рынке, адаптирования к новым, непривычным для них, условиям внешнего рынка, учета специфики национальных рынков конкретных зарубежных стран.

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны.

ВЭК включает следующие звенья;

* государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

* хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;

* хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;

* организации, содействующие ВЭД;

* заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

Наши рекомендации