Производственные кооперативы, унитарные предприятия и некоммерческие организации

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе личного трудового участия и объединения его членами имущественных взносов (паев). Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность участия в производственных кооперативах лиц, вносящих лишь имущественный вклад, но не привлекающихся к личному трудовому участию в его деятельности. Однако в уставах кооперативов должно быть установлено ограничение на такое участие по количеству паев и голосов, имеющихся у этих «финансовых участников».

Структура управления производственным кооперативом построена с учетом принципа кооперативной демократии и преследует цель обеспечения участия в управлении делами кооператива всех его членов.

В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные коммерческие организации. Имущество их находится либо в государственной, либо в муниципальной собственности, является неделимым и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Руководство предприятием, как правило, осуществляется на основе единоначалия, его руководитель назначается и освобождается собственником, но, зачастую, по согласованию с трудовым коллективом.

Организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли, либо не имеющие целью распределение ее между участниками, являются некоммерческими и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

ВИДЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Розничная торговая сеть представляет собой совокуп­ность большого числа розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров и оказание ус­луг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Основными являются следующие виды торговой сети: стационарная, нестационарная (передвижная), посылочная.

К стационарной торговой сети относятся торговые предприятия, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строе­ниях (магазины, магазины-склады, павильоны, киоски). Магазин — специально оборудованное стационар­ное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины распола­гают комплексом торговых и неторговых помещений, не­обходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них сред­ства механизации трудоемких операций, создает благо­приятные условия труда торговых работников, способству­ет повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэто­му желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины. Магазины-склады осуществляют торговлю лес­ными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплекта­ми деревянных деталей для жилых и садовых домов, топ­ливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и админист­ративные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.

В настоящее время к магазинам-складам относят и предприятия розничной торговли, реализующие продо­вольственные или непродовольственные товары методом самообслуживания преимущественно из транспортной та­ры (ящиков, контейнеров и др.) населению, а также пред­приятиям или индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи, использования в мелком про­изводстве или оказания услуг населению.

Павильоны и киоски относятся к мелкорозничной тор­говой сети. Павильон представляет собой оборудованное стро­ение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько ра­бочих мест. Киоск — оснащенное торговым оборудованием строе­ние без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товар­ный запас.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах разносной и развозной торговли. Она относит­ся к мелкорозничной торговой сети и представлена па­латками, автомагазинами, автоприцепами, автоцистер­нами и т. п. Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торго­вого зала и помещений для хранения товаров, рассчитан­ная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Специальные средства, приспособленные для торговли вразвоз (автомагазины, автоприцепы, автоцистерны) или вразнос (лотки, корзины, тележки), применяются в основ­ном для обслуживания жителей населенных пунктов, в ко­торых отсутствуют магазины (например, в связи с нецелесообразностью их строительства из-за небольшой числен­ности населения). В последние годы средства передвижной торговли стали использовать и в крупных городах в местах большого ско­пления людей.

Посылочная торговля осуществляется специализиро­ванными организациями, в том числе и некоторыми мага­зинами, путем пересылки по почте товаров, выбираемых и заказываемых покупателями по образцам, каталогам и т. п. Оплата таких товаров производится либо предвари­тельно, либо во время их получения покупателем.

Наши рекомендации