Международный рынок услуг: структура и особенности. Виды услуг по классификации ВТО. Способы международной торговли услугами. Современные тенденции развития рынка услуг.
В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов: 1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг. 2. Услуги связи — 25 видов. 3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 в. 4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов. 5. Общеобразовательные услуги — 5 видов. 6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида. 7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 в. 8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида. 9. Туризм и путешествия — 4 вида. 10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов. 11. Транспортные услуги — 33 вида. 12. Прочие услуги.
Услуги — нематериальные активы, производимые для целей сбыта. По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) — это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку.
Услуга – целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:
-регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства.
-отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта.
-услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются.
-производство и реализация услуг находятся под большей госзащитой, чем сфера материального производства.
-международная торговля услугами оказывает большое влияние на торговлю товарами.
-не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли.
- в отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.
ГАТС содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. В ходе Уругвайского раунда 1986-1994 гг. было достигнуто соглашение о недискриминационной торговле в сфере услуг, куда включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций.
Термин «торговля услугами»подразумевает перемещение:
-услуги, с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена.
-услуги с территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм).
-услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории другой.
Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движение рабочей силы, временные меры по изъятию из секторов финансовых услуг, телекоммуникации.
По сравнению с рынком товаров, рынок услуг характеризуется следующими чертами: 1) Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении. 2) На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные. 3) Высокая степень дифференциации производства услуг.
4) Предложение и спрос более эластичны. 5) Услуга не существует до её предоставления. 6) Услугам присуща высокая степень неопределенности. 7) В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению.
Глобализация рынков услуг: О параметрах глобализации рынков услуг обычно судят по трансграничной торговле. Хотя только за 1990-2003 гг. экспорт услуг увеличился более чем в 2 раза, их доля в общей стоимости экспорта товаров и услуг стабилизировалась на уровне 20%. Во-вторых, сфера внешнеторговых операций на рынках услуг не сводится к трансграничной торговле. В отличие от товаров, поставки услуг на мировой рынок осуществляются также путем передвижения потребителей в страну, где предоставляется услуги, учреждения поставщиком услуги коммерческого присутствия на территории других стран, а также оказания услуг стране зарубежными производителями- физическими лицами. Специфика внешнеэкономических операций на рынках услуг в последние два десятилетия заключается в быстром расширении торгового пространства вне трансграничных операций. Наибольшим динамизмом отличается экспорт капитала в виде прямых иностранных инвестиций.
23. Международный туризм: динамика и основные направления. Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран. Международный (въездной и выездной) туризм России. Децентрализация туристического бизнеса.
Международный туризм - специфическая отрасль услуг, международные перемещения людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного места жительства. Этот туризм имеет несколько особенностей: оформление выездных документов; ограничение на обмен валюты; обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при выезде и въезде; медицинский осмотр, оказание медицинской помощи туристам.
Другая особенность международного туризма носит экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежные балансы страны. Иностранные туристы, оплачивая товары, услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.
В международном туризме выделяют две формы: въездной и выездной. Различают страну происхождения туриста и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном туризме, во втором – о въездном туризме.
Различают 3 основных вида международного туризма: 1. Рекреационный, 2. Научный, 3. Деловой. Рекреационный туризм – связан с отдыхом в широком смысле слова. Научный туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях. Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок.
Динамика. Международный туризм является одной из 3-х крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями.
Россия – огромная страна с богатейшим туристическим потенциалом. В доперестроечный период наша страна в силу плановости экономики являлась страной, преимущественно принимавшей иностранных туристов, но начиная с 1992 г. российские граждане стали достаточно активно выезжать за рубеж.
В результате, в 1995-2000 гг. сложился дисбаланс между количеством въезжающих в РФ иностранных туристов и количеством российских туристов, выезжающих за рубеж. Динамика этих двух потоков представлена в таблице 1.
Большой разрыв между показателями въездного и выездного потоков приводит к еще более серьезному дисбалансу притока и оттока средств. По оценке экспертов, отрицательное сальдо туристского платежного баланса в 2002 г. составляло около 3 млрд. дол. США, что свидетельствует об утечке из России огромного количества валютных средств. Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
нестабильность внутренней политики;
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам;
завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов;
отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран. Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями.