Тема 2. Регулирование международной торговли
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по специальности 1-26 01 03 «Государственное управление
и экономика»
специализации 1-26 01 03 02 «Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности»
Минск 2012
СОСТАВИТЕЛИ:
Абухович Ю.К., заместитель заведующего кафедрой международных отношений;
Войтович А.И., старший преподаватель кафедры международных отношений;
Дзикович Н.Г., доцент кафедры международных отношений, канд. техн. наук, доцент;
Паночина Е.М., старший преподаватель кафедры теории и практики государственного управления.
Программа составлена на основе учебных программ по дисциплинам «Международная торговля», утвержденной 18.06.2010, рег. № УД-18/2.П/уч., «Управление внешнеэкономической деятельностью», утвержденной 18.06.2010, рег. № УД-41.П/уч., «Государственное регулирование национальной экономики», утвержденной 06.06.2007, рег.№ ТД-У.012/тип.
РЕЦЕНЗЕНТ
кафедра финансов УО «Частный институт управления и предпринимательства»
(протокол № 5 от 14.12.2012).
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой международных отношений
(протокол № 4 от 21.11.2012);
Учебно-методической комиссией факультета управления Института управленческих кадров
(протокол № 2 от 28.11.2012);
Научно-методическим советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь
(протокол № 2 от 18.12.2012).
Ответственный за редакцию
Ответственный за выпуск Н.М. Максимова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с учебным планом специальности 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика» специализации 1-26 01 03 02 «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» и утвержденных в установленном порядке учебных программ по дисциплинам: «Международная торговля», «Управление внешнеэкономической деятельностью» и «Система государственного регулирования экономики».
Цель государственного экзамена– проверка уровня и качества теоретической и практической готовности выпускника к выполнению задач в профессиональной и социальной деятельности.
Студентам рекомендовано использовать по подготовке к государственному экзамену курсы лекций по данным дисциплинам, перечень основной и дополнительной литературы, примерный перечень вопросов к государственному экзамену.
Специалист должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность, уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных, экономических и экологических последствий, постоянно пополнять свои знания, анализировать тенденции экономического и социального развития общества.
Специалист должен владеть государственными языками (белорусским, русским) в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один иностранный язык, владеть основными проблемами современного социально-гуманитарного знания, иметь потребность в постоянном профессиональном, культурном и физическом самосовершенствовании.
Уровень компетентности выпускника на государственном экзамене оценивается по следующим блокам компетенций.
1. Академические компетенции:
· владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
· владеть системным и сравнительным анализом;
· владеть исследовательскими навыками;
· уметь работать самостоятельно;
· быть способным порождать новые идеи;
· владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
· иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;
· иметь лингвистические навыки;
· уметь учиться, повышать свою квалификацию.
2. Социально-личностные компетенции:
· иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
· быть способным к социальному взаимодействию;
· обладать способностью к межличностным коммуникациям;
· знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
· быть способным к критике и самокритике;
· уметь работать в коллективе.
3. Профессиональные компетенции:
· анализировать и оценивать собранные данные;
· пользоваться информационными ресурсами;
· использовать современные средства телекоммуникаций;
· уметь работать с плановыми, программными и прогнозными документами, отражающими социально-экономическое развитие страны;
· анализировать конъюнктуру и емкость рынков сбыта;
· развивать внешнеэкономические связи;
· владеть методиками получения и обработки информации;
· обеспечивать управление научно-исследовательской деятельностью в области государственного управления, развития экономических и социальных процессов;
· исследовать состояние и направление развития системы государственного управления.
Информационно-методическая часть содержит полный перечень литературных источников, необходимых для подготовки к государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
По дисциплине «Международная торговля»
Тема 1. Международная торговля на современном этапе: содержание, основные направления, тенденции развития, особенности организации
Сущность и содержание понятия «международная торговля». Международная торговля в системе современных международных экономических отношений: итоги, особенности и тенденции развития. Основные направления международной торговли. Понятие и современные тенденции развития мирового рынка. Соотношение понятий «мировой», «международный», «национальный» и «внутренний» рынок. Состояние и тенденции развития международной торговли товарами и продукцией в материально-вещественной форме, международной торговли услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Классификация форм международной торговли. Важнейшие черты и отличительные особенности организации международной торговли в современных условиях.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по специальности 1-26 01 03 «Государственное управление
и экономика»
специализации 1-26 01 03 02 «Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности»
Минск 2012
СОСТАВИТЕЛИ:
Абухович Ю.К., заместитель заведующего кафедрой международных отношений;
Войтович А.И., старший преподаватель кафедры международных отношений;
Дзикович Н.Г., доцент кафедры международных отношений, канд. техн. наук, доцент;
Паночина Е.М., старший преподаватель кафедры теории и практики государственного управления.
Программа составлена на основе учебных программ по дисциплинам «Международная торговля», утвержденной 18.06.2010, рег. № УД-18/2.П/уч., «Управление внешнеэкономической деятельностью», утвержденной 18.06.2010, рег. № УД-41.П/уч., «Государственное регулирование национальной экономики», утвержденной 06.06.2007, рег.№ ТД-У.012/тип.
РЕЦЕНЗЕНТ
кафедра финансов УО «Частный институт управления и предпринимательства»
(протокол № 5 от 14.12.2012).
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой международных отношений
(протокол № 4 от 21.11.2012);
Учебно-методической комиссией факультета управления Института управленческих кадров
(протокол № 2 от 28.11.2012);
Научно-методическим советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь
(протокол № 2 от 18.12.2012).
Ответственный за редакцию
Ответственный за выпуск Н.М. Максимова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с учебным планом специальности 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика» специализации 1-26 01 03 02 «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» и утвержденных в установленном порядке учебных программ по дисциплинам: «Международная торговля», «Управление внешнеэкономической деятельностью» и «Система государственного регулирования экономики».
Цель государственного экзамена– проверка уровня и качества теоретической и практической готовности выпускника к выполнению задач в профессиональной и социальной деятельности.
Студентам рекомендовано использовать по подготовке к государственному экзамену курсы лекций по данным дисциплинам, перечень основной и дополнительной литературы, примерный перечень вопросов к государственному экзамену.
Специалист должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность, уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных, экономических и экологических последствий, постоянно пополнять свои знания, анализировать тенденции экономического и социального развития общества.
Специалист должен владеть государственными языками (белорусским, русским) в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один иностранный язык, владеть основными проблемами современного социально-гуманитарного знания, иметь потребность в постоянном профессиональном, культурном и физическом самосовершенствовании.
Уровень компетентности выпускника на государственном экзамене оценивается по следующим блокам компетенций.
1. Академические компетенции:
· владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
· владеть системным и сравнительным анализом;
· владеть исследовательскими навыками;
· уметь работать самостоятельно;
· быть способным порождать новые идеи;
· владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
· иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;
· иметь лингвистические навыки;
· уметь учиться, повышать свою квалификацию.
2. Социально-личностные компетенции:
· иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
· быть способным к социальному взаимодействию;
· обладать способностью к межличностным коммуникациям;
· знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
· быть способным к критике и самокритике;
· уметь работать в коллективе.
3. Профессиональные компетенции:
· анализировать и оценивать собранные данные;
· пользоваться информационными ресурсами;
· использовать современные средства телекоммуникаций;
· уметь работать с плановыми, программными и прогнозными документами, отражающими социально-экономическое развитие страны;
· анализировать конъюнктуру и емкость рынков сбыта;
· развивать внешнеэкономические связи;
· владеть методиками получения и обработки информации;
· обеспечивать управление научно-исследовательской деятельностью в области государственного управления, развития экономических и социальных процессов;
· исследовать состояние и направление развития системы государственного управления.
Информационно-методическая часть содержит полный перечень литературных источников, необходимых для подготовки к государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
По дисциплине «Международная торговля»
Тема 1. Международная торговля на современном этапе: содержание, основные направления, тенденции развития, особенности организации
Сущность и содержание понятия «международная торговля». Международная торговля в системе современных международных экономических отношений: итоги, особенности и тенденции развития. Основные направления международной торговли. Понятие и современные тенденции развития мирового рынка. Соотношение понятий «мировой», «международный», «национальный» и «внутренний» рынок. Состояние и тенденции развития международной торговли товарами и продукцией в материально-вещественной форме, международной торговли услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Классификация форм международной торговли. Важнейшие черты и отличительные особенности организации международной торговли в современных условиях.
Тема 2. Регулирование международной торговли
Международная торговая политика на современном этапе и тенденции развития. Торговая политика, торгово-политические меры, торговый режим. Понятия протекционизма и либерализма. Тенденции протекционизма и либерализма в международной торговле. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Многостороннее регулирование международной торговли. Унификация правил и условий международной торговли.