Международный коммерческий арбитражный суд(МКАС) при ТПП РФ, его Регламент.
Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ является тем органом, который помогает российским предпринимателям и не только российским разрешать споры, возникающие из внешнеторговых контрактов, без привлечения государственных органов судебной власти.
МКАС в своей работе основывается на Законе РФ от 7 июля 1993 года «О международном коммерческом арбитраже», Положении о МКАС при ТПП РФ, а также на Регламенте, который вступил в силу 1 мая 1995 года. Регламент отразил не только основные представления об арбитраже, но и многолетний опыт, арбитражную практику. Впервые регламент изменил характер списка арбитров, сделав его факультативным. Спорящим сторонам предоставлена возможность избирать арбитров не только из списка. Новшеством является и то, что из 150 арбитров одну треть составляют зарубежные специалисты.
Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) относится к числу наиболее известных и авторитетных арбитражных органов во всем мире. Такое положение объясняется как продолжительной активной деятельностью этого арбитражного института и значительным количеством рассматриваемых им международных коммерческих споров, так и традиционно высоким профессионализмом их разрешения.
Уже в 1932 году при Всесоюзной торговой палате был создан специальный орган для разрешения споров в области внешнеторговой деятельности - Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК). В 1988 году ВТАК получила новое название - арбитражный суд. После прекращения деятельности Торгово-промышленной палаты СССР Арбитражный суд перешел под эгиду ТПП РФ и в 1993 году получил свое нынешнее наименование - МКАС
Одной из наиболее характерных черт определения подведомственности споров МКАС является то, что он рассматривает споры, когда имеется письменное соглашение между сторонами о передаче на разрешение МКАС уже возникшего или могущего возникнуть спора. Наиболее распространенный случай такого соглашения - арбитражная оговорка, включаемая сторонами в контракт. Хотя на практике встречаются случаи, когда спорящие стороны согласовывают арбитражный порядок рассмотрения после того, когда у них уже возник спор.
По своему субъективному составу споры, подведомственные МКАС, включают в себя две категории споров, а именно:
- споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также
- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.
Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть предметом разбирательства. Это – отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, сооружению промышленных и других объектов, инвестициям, страхованию, совместному предпринимательству.
Помимо добровольной передачи споров на разрешение МКАС основанием юрисдикции МКАС могут быть также и международные договоры. В данном случае имеются в виду межгосударственные договоры, устанавливающие обязательную компетенцию определенных арбитражных органов. В настоящее время РФ является участницей Конвенции 1972 года «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» (Московская конвенция), предусматривающей обязательную подсудность хозяйственных споров между организациями стран - участниц Конвенции арбитражным органам при торговой палате в стране ответчика или по договоренности сторон в третьей стране - участнице Конвенции.
Характерной чертой арбитражного разбирательства является предоставляемая сторонам возможность самим сформировать суд, который будет рассматривать спор. Образование арбитражного состава является важным этапом арбитражного процесса.
Арбитрами могут быть лица, обладающие необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС. Выполняя свои функции, арбитры должны действовать беспристрастно и быть независимыми. Следует подчеркнуть, что арбитры не являются представителями сторон, даже если они были назначены спорящими сторонами.
В целях обеспечения указанного статуса арбитров Регламентом предусмотрено, что лицо, принимающее на себя функции арбитра, должно сообщить в МКАС о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором, в разрешении которого предполагается его участие.
В целях оказания помощи сторонам, участвующим в арбитражном разбирательстве в МКАС, в выборе лиц, обладающих необходимыми качествами для выполнения функций арбитров, Торгово-промышленной палатой РФ сроком на 5 лет утверждается список арбитров, в котором указываются имя и фамилия арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание, специальность.
Возглавляет МКАС председатель, имеющий двух заместителей. Они избираются сроком на пять лет общим собранием входящих в список арбитров (§3 Регламента). Регламентом (§4) предусмотрено создание нового органа - Президиума МКАС.
И истец, и ответчик обязаны по новому Регламенту избрать запасного арбитра. В соответствующих случаях запасного арбитра назначает Председатель Суда.
Обеспечивается сохранение коммерческой тайны сторон. С этой целью слушание дел проводится при закрытых дверях (§ 27). Установлено, кроме того, что арбитры, докладчики и сотрудники Секретариата обязаны не разглашать ставшую им известной информацию о спорах, разрешаемых МКАС, разглашение которой может нанести ущерб интересам сторон.
Законодательство о МКА содержит ряд императивных положений, призванных обеспечить справедливое и беспристрастное рассмотрение спора и вынесение квалифицированного окончательного решения. Для того, чтобы обеспечить такое решение, арбитры, рассматривающие спор, должны быть не только независимы, но и нейтральными.
Основной целью такой системы избрания и назначения состава арбитража является обеспечение эффективности арбитражного разбирательства, прежде всего в части независимости арбитров и исключения издержек, которые могут возникнуть в случае назначения стороной в споре лица, которое стало бы действовать в качестве ее адвоката, а другая сторона могла бы заявить ему отвод, а также в случае, если стороны просто пытаются затянуть время, не выдвигая новой кандидатуры арбитра.
В процессе ведения разбирательства арбитраж в первую очередь применяет положения Регламента МКАС. При решении вопросов, не урегулированных ни Регламентом, ни соглашением сторон, арбитраж, основываясь на российском законодательстве о международном коммерческом арбитраже, ведет разбирательство таким образом, который он сам считает надлежащим, соблюдая при этом равное отношение к сторонам и предоставляя каждой стороне необходимые возможности для защиты своих интересов.
Для изложения сторонами своих позиций на основе представляемых доказательств и для проведения устных прений осуществляется устное слушание дела. Слушание проводится при закрытых дверях. Лица, не являющиеся участниками арбитражного разбирательства, могут присутствовать на слушании с разрешения состава арбитража и с согласия сторон.
Слушание дела в МКАС ведется на русском языке. С согласия сторон слушание может быть проведено и на другом языке. Если сторона не владеет языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика.
Стороны могут договориться о разбирательстве спора только на основе письменных материалов, без проведения устного слушания. Состав арбитража может, однако, назначить устное слушание, если представленные материалы окажутся недостаточными для разрешения спора по существу.
Любая сторона до окончания устного слушания дела может без необоснованной задержки изменитьилидополнитьисковыетребованияиливозраженияпо иску. В случае если состав арбитража признает необоснованной задержку, допущенной стороной в изменении исковых требований, он может возложить на нее возмещение дополнительных расходов МКАС и издержек другой стороны, вызванных этой задержкой. Кроме того, арбитраж может признать нецелесообразным разрешить такое изменение исковых требований с учетом допущенной задержки.
На стороны возлагается обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Вместе с тем, арбитраж может потребовать представления сторонами и других доказательств. Он вправе также по своему усмотрению назначить проведение экспертизы и испрашивать представление доказательств третьими лицами, а также вызывать и заслушивать свидетелей.
Оценка доказательств осуществляется арбитрами по их внутреннему убеждению. Непредставление стороной надлежащих доказательств не препятствует арбитражному суду продолжить разбирательство и вынести решение на основе имеющихся у него доказательств.
Размер арбитражных сборов, порядок их уплаты и распределения, а также порядок других расходов по арбитражному разбирательству устанавливаются Положением об арбитражных расходах и сборах, являющемся неотъемлемой частью Регламента МКАС.
Издержки сторон. Сторона, в пользу которой состоялось решение, может потребовать возложение на другую сторону возмещения понесенных ею разумных издержек, возникших в связи с арбитражным разбирательством, в частности, расходов, связанных с защитой своих интересов через юридических представителей.
С учетом обстоятельств конкретного дела МКАС может взыскать в пользу одной стороны сумму излишних расходов, понесённых ею вследствие нецелесообразных или недобросовестных действий другой стороны.