Внешнеторговая политика России
В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело право ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма, государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.
Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях.
Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.
В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.
Важным вопросом является определение конкурентных преимуществ России, которые она должна реализовывать в мировой торговле. Как представляется, к ним могут быть отнесены:
1) значительные запасы природных ресурсов (1 место в мире по запасам природного газа, железной руды, 2 место – по запасам нефти, 3 место – по разведанным запасам угля, а с учетом прогнозных ресурсов – первое место и с большим отрывом);
2) многочисленные трудовые ресурсы с высоким уровнем образования, с достаточно высокой квалификацией и способностью к переподготовке, с высокой мобильностью;
3) наличие значительных производственных мощностей, часть которых в целом отвечает требованиям НТП (космические технологии, ряд производств оборонного комплекса), что позволяет снижать инвестиционные затраты;
4) выгодное геополитическое и транспортное положение страны, соединяющей посредством своей территории Европу и Азию, что могло бы позволить при разумном подходе переориентировать транспортные потоки из Юго-Восточной Азии в Европу (и обратно) с морского транспорта на железнодорожный через территорию России.
Следует отметить, что только одно из перечисленных преимуществ российский бизнес и российское государство как один из хозяйствующих субъектов сумели реализовать – продавать за рубеж запасы исчерпаемых природных ресурсов. В экономике доминируют отрицательные черты: значительный износ основных производственных фондов (по самым оптимистичным оценкам не менее 70%); неконкурентоспособные технологии; высокая ресурсоемкость и энергоемкость производства; низкая производительность труда; нерациональное размещение производительных сил.
Как указывалось выше, одним из показателей внешней торговли является экспортная квота. За 90-е годы она существенно выросла с 4 до 20% в начале XXI в. и продолжает увеличиваться, что не соответствует отраслевой структуре России, объемам производства и во многом говорит лишь о превращении страны в сырьевой придаток развитых стран и Китая. Растет необходимость проведения более сбалансированной внешнеторговой политики, учитывающей необходимость защиты отечественного производства, использования преимуществ международного разделения труда и реализации абсолютных преимуществ России в мировой торговле. Динамика внешней торговли России приведена на рис.1.
Рис.1. Динамика внешней торговли России (без учета стран СНГ)
На протяжении последних лет Россия, как видно из рис. 1, имеет устойчивое положительное сальдо торгового баланса и входит в число стран-лидеров по этому показателю. В 2005 г. объем экспорта составил $245,3 млрд. (рост на 34% по сравнению с 2004 г.), а доля страны в мировом экспорте – 2,4% или 13 место в мире. На 12 месте находится Южная Корея с объемом экспорта $284,7 млрд.
Большое значение имеет также товарная структура экспорта/импорта страны. Преобладание в экспорте машин и оборудования свидетельствует о высоком научном и техническом уровне развития страны, и наоборот, преобладание в экспорте топлива и сырья свидетельствует о слабости положения страны в международном разделении труда, поскольку рынки таких товаров сильно подвержены конъюнктурным изменениям цен, а длительное преобладание устойчивого предложения ведет к падению мировых цен.
Товарная структура экспорта/импорта России также вызывает большую тревогу. В экспорте России решительно – 85% – преобладает продукция топливно-сырьевого сектора (минеральное сырье и топливо – 54,4%, металлы – 18%, химическая продукция – 6,7%, лес – 4,5%, сельскохозяйственное сырье – 1%). Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике – 2-3, сфере обращения – 1-1,5 года.
За 90-е годы и в начале XXI в. экспорт машин и оборудования резко сократился – с 17,5% в 1990 г. до 7,5% в 2000 г. Главной причиной, вызвавшей сокращение экспорта машин и оборудования, является их низкая конкурентоспособность на мировом рынке, вызванная отсталостью основных производственных фондов страны. СССР длительное время был оторван от основных мировых рынков машин и оборудования, экспорт его машин и оборудования был ориентирован на страны Восточной Европы, составлявшие с ним общий рынок, и на те развивающиеся страны, которые были политически связаны с курсом на строительство социализма и коммунизма. В 90-е годы все эти связи развалились. В настоящее время экспорт машин и оборудования не превышает 1 млрд. долл. (20% к уровню СССР 80-х годов).
Следует отметить, что топливно-сырьевая ориентация может принести успех только при наличии двух факторов: огромных запасов и малой численности населения. Очевидно, что Россия, имеющая более 140 млн. чел., не может ориентироваться только на экспорт сырья. Кроме того, следует учитывать постоянное ухудшение условий добычи нефти и газа – главных экспортных товаров страны – на Севере и в Западной Сибири, где растут затраты на разведку, добычу, изнашиваются основные производственные фонды. Проявившиеся в последние годы тенденции к увеличению доли продукции металлургии, целлюлозно-бумажной и химической продукции также невыгодны, поскольку ставят Россию по экологическим показателям в невыгодное положение в международном разделении труда. Страна берет на себя неоправданно большие экологические риски.
Еще одной из проблем, с которой сталкивается Россия на мировом рынке, является протекционистская политика, прежде всего, промышленно развитых стран: высокие таможенные пошлины для российских товаров тех отраслей и видов продукции, где она имеет выраженные конкурентные преимущества; ограничение доступа к передовым технологиям «двойного назначения»; использование стандартов, процедур сертификации и технических барьеров, которые делают невозможным экспорт российской продукции (гражданское авиастроение – в страны ЕС). Вступление России в ВТО могло бы открыть рынки западных стран, но оно одновременно откроет и российский рынок, что может привести к гибели большинства отечественных отраслей и производств, чья продукция сегодня не конкурентоспособна. Всего в отношении России действует 106 ограничений со стороны 46 стран, по большей части ЕС.
В импорте России ранее главную роль играли машины и оборудование, СССР старался по мере сил идти в ногу с научно-техническим прогрессом. За 90-е годы доля машин и оборудования в импорте страны снизилась с 45% в 1990 г. до 36,3% в 2000 г. При этом, если СССР ввозил машины и оборудование промышленного назначения, то сейчас в импорте преобладают легковые автомобили и бытовая электроника. Импорт переориентировался на потребительские товары (24%), химическую продукцию (20%), конечную продукцию лесного комплекса (4,5%). Непомерно большую долю – 40% – составляет импорт продовольствия, страна потеряла продовольственную безопасность, порог которой эксперты проводят на уровне 30%.
Таким образом, Россия вывозит главным образом сырье, в лучшем случае – продукты его первичной переработки, а ввозит готовую продукцию, главным образом, потребительского назначения. Например, Россия экспортирует в Финляндию лес (в бревнах), а ввозит мебель и бумагу, произведенные из этого леса, которые стоят значительно дороже вывезенного сырья. Обновление основных производственных фондов, для чего нужен постоянный и устойчивый ввоз машин и оборудования промышленного назначения, откладывается до лучших времен. Общий вывод – страна уже сегодня является сырьевым придатком промышленно развитых стран и Китая.
До распада СССР его основными торговыми партнерами были социалистические страны, на долю которых в 1987 г. приходилось 67% внешней торговли, в том числе на страны СЭВ – 61,7%. В настоящее время доля этих стран во внешней торговле России не превышает 10%. Основными торговыми партнерами России являются промышленно развитые страны (более 50% внешнеторгового оборота), прежде всего, европейские. Доминируют торговые связи с Германией. На страны СНГ приходится совсем небольшая доля товарооборота, прежде всего, с Украиной, Белоруссией и Казахстаном (не более 15%). На Востоке главный торговый партнер России – Китай.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.
Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон «О таможенном тарифе» и Таможенный Кодекс. В Законе «О таможенном тарифе» установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию. Существует пять методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:
1) оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);
5) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида).
Могут быть случаи, когда указанные методы не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом Закона о таможенном тарифе является порядок определения страны происхождения товара. А также указаны возможные тарифные льготы и порядок их предоставления.
В России применяются пошлины: адвалорные, специфические, комбинированные, сезонные и особые. Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ на срок не более 6 мес. для более точного регулирования ввоза и вывоза товаров, например, в период уборки урожая. К особым видам пошлин относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. К товарам, происходящим из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные станки базовых импортных пошлин.
Специальный режим таможенных пошлин распространяется в отношении товаров из развивающихся стран. Для этих стран применяются базовые ставки, уменьшенные в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России – Китай, Индия. Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.
Таким образом, в РФ основной является минимальная пошлина; максимальная равна удвоенной минимальной, а преференциальная составляет 75% минимальной, нулевая же ставка применяется по отношению к беднейшим странам (с которыми никаких торговых контактов и нет), и по отношению к странам СНГ. Таможенные поступления приносят более 30% доходной части федерального бюджета.
Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров, в первую очередь, нефти и газа. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ. Так, например, в целях защиты аграрного сектора в 2004 г. были введены квоты на импорт мяса птицы – 1,05 млн. т, мяса свинины – 450 тыс. т, мяса говядины – 420 тыс. т. В мае 2006 г., пользуясь ситуацией с птичьим гриппом, Россия ввела полное эмбарго на импорт мяса птицы.
Кроме того, Россия квотирует ввоз текстиля, субсидирует угольную промышленность и сельское хозяйство, применяет систему государственных закупок, использует разветвленную систему технических барьеров.
Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики является принятие в октябре 1995 г. Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями Закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В Законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России.
Внешнеторговая политика России осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются, более того, в законе указывается, что экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений, которые могут вводиться только в порядке исключения в целях обеспечения национальной безопасности страны и выполнения ею международных обязательств. В Законе также определены активные меры по содействию развитию внешнеторговой деятельности. В целях стимулирования роста экономики Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ способствуют развитию внешней торговли. В том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.
ТЕМА 4. международные Валютные отношения
Понятие и виды валют
Валютный курс играет важную роль в рыночной экономике и оказывает большое влияние на многие макроэкономические процессы, происходящие в стране. С помощью валютного курса сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в разных странах. От уровня валютного курса зависит конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, объемы экспорта и импорта, состояние баланса текущих операций.
Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, которая зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса.
Валютный курс наряду с процентной ставкой сам по себе выступает ценой актива. При наличии развитых финансовых рынков сегодняшняя стоимость актива, получение которого ожидается в будущем, определяется дисконтированием его будущей стоимости в соответствии с процентной ставкой и ожидаемым уровнем валютного курса. Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателями экономической и политической стабильности общества.
Валютный курс выступает объектом макроэкономической политики. С его помощью нередко происходит урегулирование платежного баланса. Валютный курс играет важную роль при разработке и проведении кредитно-денежной политики, поскольку поддержание определенного уровня валютного курса может потребовать использования официальных валютных резервов, что неизбежно отразится на предложении денег в экономику.
Национальная денежная единица страны – это валюта (currency) в узком смысле слова. Например, валюта России – это рубль, валюта США – доллар, валюта Бразилии – крузейро. Но в широком смысле к категории валюты относятся различные средства обращения, выраженные в соответствующих денежных единицах. Это – наличные деньги в форме монет, банкнот, казначейских билетов, платежные документы (чеки, векселя) денежные средства на счетах и вкладах в банках. Еще более широким является понятие валютных ценностей, которое включает также фондовые ценные бумаги (акции, облигации) в той или иной валюте и драгоценные металлы.
Иностранная валюта – иностранные банкноты (денежные знаки других государств), монеты, векселя, чеки.
Резервная валюта (reserve currency) – иностранная валюта, в которой центральные банки стран размещают свои резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям, по движению ссудного капитала, по инвестициям. В Бреттон-Вудской валютной системе статус резервной был закреплен за долларом США и (фактически) за английским фунтом стерлингов. В настоящее время официальный статус резервной валюты не закреплен ни за одной из денежных единиц, но на практике эту роль играют доллар, английский фунт, евро, йена, и в последнее время – китайский юань.
Статус резервной валюты дает возможность стране-эмитенту покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой и способствовать экспансии своих национальных компаний на международном рынке. В то же время статус резервной валюты вынуждает страну-эмитента поддерживать стабильность своей валюты, не прибегать без крайней необходимости к девальвациям и ревальвациям, строго контролировать состояние платежного баланса.
Региональная валюта – совместная валюта группы стран. Ныне такой валютой является евро. 12 стран ЕС (без Дании, Швеции, Великобритании) объединяются в Экономический валютный союз. Используются также арабский доллар, андское песо.
Евровалюта– валюта, переведенная на счета в иностранные банки и используемая для расчетов со всеми странами, кроме страны-эмитента. Такая валюта уходит из-под контроля национального правительства и является более дешевой, чем иностранная валюта или национальная валюта. Шире всего в качестве евровалюты используется доллар США, а также евро, фунт, йена. При этом название евровалюта не означает, что они обращаются на рынке Европы, это могут быть рынки любых стран.