Нетарифные методы протекционизма
После второй мировой войны роль нетарифных методов существенно возросла. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин, и расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.
Во-вторых, усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей.
В-третьих, резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран.
В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов.
Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Один из главных способов регулирования внешней торговли – квотирование (quotation) – ограничение экспорта/импорта определенным количеством или суммой на установленный период времени.
Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты(которые применяются в настоящее время с разрешения ВТО). Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.
Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты.
Импортная квота – это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени. Например, импортная квота на японские автомобили в США – 2,3 млн. шт. в год. Кроме того, в США существуют импортные квоты на мясо-молочные продукты, табак.
Преимущества использования квот заключаются в следующем. Во-первых, квота позволяет фиксировать затраты на импорт, что особенно важно при жесткой иностранной конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность правительству проводить более гибкую внешнеторговую политику. Поскольку международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины, легче установить более строгие импортные квоты.
Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.
В мировой торговле установился запрет на квоты по промышленным товарам. Разрешается квотировать сельскохозяйственную продукцию и некоторые виды промышленных товаров в том случае, если свободный ввоз угрожает нанести ущерб национальной экономике. Выделяет следующие виды квот.
Глобальные – устанавливается на определенный период времени (обычно – год) лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать. Как правило, глобальные квоты не разбиваются по странам, а лишь ограничивают общее количество товара. Основная цель таких квот – обеспечение необходимого уровня потребления, они рассчитываются как разность внутреннего производства и потребления.
Индивидуальные – либо сезонные, с учетом доли экспортеров/импортеров в прошлом году, либо в отношении отдельных стран, связанных с данной страной экспортно/импортными отношениями.
Естественная квота – связана с ограниченной пропускной способностью нефтепроводов, газопроводов, терминалов в портах и т.п.
Экспортная квота – ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.
Импортная квота – устанавливает количество, разрешенное для ввоза.
Исключительная квота – вводится в особых случаях в целях обеспечения безопасности государства, выполнения международных обязательств, защитой внутреннего рынка.
Следует отметить, что в настоящее время на долю квот приходится 2/3 всех нетарифных ограничений торговли.
Особый вид регулирования в мировой торговле – добровольные ограничения экспорта (voluntary export restraint). По своей сути это добровольные квоты. Так, например, Япония добровольно ограничивает экспорт в Европейский Союз станков(устанавливается минимальная цена); автопогрузчиков(минимальная цена и объем экспорта); в США – станков(устанавливается минимальная цена) и автомобилей (ограничивается объем экспорта). Добровольные ограничения экспорта охватывают более 7% мирового экспорта. Как правило, добровольные ограничения экспорта только номинально являются добровольными, на самом деле страну вынуждают прибегнуть к этой форме ограничения экспорта под угрозой различных экономических санкций. Кроме того, в ряде случаев зарубежные фирмы устанавливают на свои товары более высокие цены, тем самым компенсируя ограничения в количестве товара.
Крайней формой ограничения является эмбарго (trade embargo) – полный запрет ввоза/вывоза какого-либо товара, групп товаров или по отношению к определенной стране (группам стран). Так, например, после агрессии Ирака в Кувейт в 1990 г. ООН ввела эмбарго на импорт товаров из Ирака. Обычно эмбарго вводится на наркотики, порнографию, а также импорт слоновьей кости, шкур молодых животных. США упорно продолжают экономическую блокаду Кубы, приняв в 90-е годы Закон об экономических санкциях со стороны США по отношению к тем фирмам, которые все-таки ведут с островом Свободы коммерческие отношения, и который, в нарушение всех международных норм, они пытаются применять в отношении фирм не из США. В ряде стран эмбарго вводится по религиозным соображениям (запрет на импорт свинины и алкогольные напитки в Саудовской Аравии, Пакистане).
Лицензирование (licensing) – выдача внешнеторговым фирмам разрешений на экспорт/импорт. Практика лицензирования достаточно широко применяется в отношении тех фирм, которые занимаются или хотят заниматься внешнеторговой деятельностью.
Выделяют несколько видов лицензий:
· генеральная – постоянно действующее разрешение на экспорт/импорт без ограничений по количеству и по времени;
· индивидуальная – разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт/импорт) с конкретным видом товара; она является очень жестким видом регулирования внешней торговли;
· открытая индивидуальная – разрешение без ограничения количества товара;
· автоматическая – выдается немедленно, по упрощенной форме, что позволяет государству осуществлять контроль за торговлей определенными видами товаров и быстро вводить при необходимости ограничительные меры.
Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке.
Непрямые ограничения (технические барьеры) – это и требования соблюдения стандартов страны ввоза, ее налоговой системы, аттестация, проверка качества импорта, закрытие отдельных портов, предписание об использовании определенной доли национального сырья и т.п. Такие запреты или полностью перекрывают доступ на внутренний рынок какого-либо товара, или существенно поднимают его цену за счет доработки и переработки. Так, только в США применяется 20 тыс. промышленных стандартов, примерно столько же – в Европе, в результате чего под действие этих барьеров попадает до 1/3 товаров. Используются также внутренние налоги и сборы как средство повысить цену импортного товара и сделать его неконкурентоспособным.
Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США – 42% импорта.
Особое место в системе протекционистских мер занимает субсидирование экспорта (export subsidy). Это обусловлено усилением зависимости экономического роста страны от участия в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического развития.
Государственные субсидии – денежные выплаты экспортерам с целью поддержки отечественных производителей и дискриминации импорта.
Виды субсидий:
· прямые – в размере разницы издержек экспортера и полученного им дохода (категорически запрещены ВТО);
· косвенные (скрытые) – льготы экспортерам по налогам, возврат пошлин, льготное страхование и т.п.;
· государственные заказы – покупка государством отечественной продукции, даже если она дороже импортной. Так, например, в США с 1933 г. действует закон о преимущественной покупке американских товаров (Buy American). Иностранная фирма может получить заказ только в том случае, если ее цены ниже американских на 50%.
В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты по стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя рекламу и предоставляя другие маркетинговые услуги. Налоговая система также может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельское хозяйство. Ведущие страны проводят государственные программы поддержки доходов фермеров посредством гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплачивают премии за неиспользованные посевные площади. В частности, страны Европейского сообщества, чтобы снизить бюджетные затраты на поддержку фермеров, продавали себе в убыток избыточную продукцию по заниженным ценам Советскому Союзу.
Субсидии по своему экономическому механизму отличаются от пошлин. Пошлины ведут к повышению цены товара, а субсидия дает отечественному товаропроизводителю возможность снизить внутренние цены и повысить конкурентоспособность товара. Это дает возможность другим национальным товаропроизводителям покупать дешевле и снижать собственные издержки.
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг – это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Различают следующие виды демпинга:
· «разбойничий» демпинг (predutory dumping) – это временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен;
· постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время по цене ниже справедливой;
· спорадический демпинг – разовая продажа излишков товара на внешнем рынке по заниженным ценам;
· обратный демпинг – повышение цен на экспорт по сравнению со справедливыми ценами;
· взаимный демпинг – взаимная торговля нескольких стран одними и теми же товарами по заниженным ценам.
Как правило, демпинг обретает экономический смысл, когда фирма, занимающая на каком-то рынке монопольное положение, может продавать там товар по завышенным (монопольным) ценам, тогда как на других рынках она прибегает к снижению цен с целью вытеснения конкурентов за счет увеличения объема продаж.
К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е годы XX в. правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой Sony в 1970 г. Как показало расследование, Sony продавали произведенные в Японии телевизоры на рынке США за 180 долл. А японские потребители платили за ту же модель 333 долл. ВТО разрешает в случае демпинга применять антидемпинговые пошлины, которые способны свести на нет сверхприбыль фирмы, использовавшей демпинговые цены, чему должно предшествовать антидемпинговое расследование. Как показывает практика, зачастую фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, объявляют о демпинге, хотя его и нет, а более низкая цена объясняется низкими издержками у импортера. Тем самым антидемпинговые меры превращаются в мощный протекционистский механизм, ведущий к росту цен на внутреннем рынке и сокращению международной конкуренции.
Применяется и такая мера регулирования, как импортные депозиты. Импортный депозит – это определенная сумма, равная части стоимости импортной сделки, которую импортер в качестве залога вносит в банк перед совершением импортной сделки. Никаких процентов не полагается. Через несколько месяцев, если все в порядке, залог возвращается. Смысл импортных депозитов в том, чтобы снизить импорт, они увеличивают денежные издержки импортеров, оказывая примерно тот же эффект, что и импортные пошлины.
Сравнительный анализ тарифных и нетарифных методов регулирования свидетельствует в пользу последних. Они позволяют фиксировать объем ввозимых товаров, не позволяя ему расти вслед за ростом потребления, тогда как при применении только пошлин всегда сохраняется возможность, что импортер ввезет товар, не взирая на расходы по уплате пошлины.