Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма».

Развитие экономики и экономическая политика правительства США (1980-1990-е). «Рейганомика»

Вариант гос-ного регулирования 80-х получил название «рейганомика». Среди важнейших задач правительства выделялись: рационализация пр-ва, структурная и технологическая перестройка, усиление интернационализации капитала. Предполагалось активно использовать фискальную систему. Гос-ная программа включала следующие основные положения:

– сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

– сокращение федеральных расходов и дефицита бюджета;

– дерегулирование предпринимательской деятельности;

– проведение жесткой кредитно-денежной политики.

Первым шагом правительства было сокращение подоходных налогов в течение трех лет. Предполагалось, что это увеличит инвестиции в пр-во, создаст новые рабочие места, в результате чего возрастет национальный продукт. В то же время подрывался принцип прогрессивного налогообложения, при котором лица с высокими доходами должны платить по более высокой процентной ставке, чем лица с низкими доходами. Новая налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, инфляция упала до 4%, безработица снизилась, наблюдался рост личного потребления. Налоги повысили статус самых богатых американцев, их доходы удвоились. Улучшение материального положения среднего класса было не столь значительным. Острой проблемой начала 90-х стал дефицит гос. бюджета и растущий гос-ный долг. Это привело к снижению инвестиционной активности в стране. Программа правительства по стабилизации экономики середины 90-х включала следующие важные направления:

– сокращение бюджетного дефицита;

– активизация инвестиционной деятельности посредством льгот и стимулов для частных инвесторов, привлечение иностранного капитала;

– использование государственного регулирования в поддержке НИОКР, развитии инфраструктуры, малого бизнеса, решении социальных проблем.

Экономика Великобритании (1980-1990-е). Реформы М. Тэтчер

В 1979–1981 наступил эк-кий кризис. Новое правительство во главе с Тэтчер приступило к реформам, в основу которых был заложен принцип эк-кого либерализма. В системе денежного обращения правительство жестко ограничило денежную массу в обращении. Бюджетно-налоговая политика была основана на сокращении гос. расходов. Налоговая система реформировалась в направлении поощрения предпринимательства, а также изменения налогообложения по группам населения. Предусматривалось снижение ставок подоходного налога и увеличение косвенных налогов (в частности, НДС). Основной упор был сделан на ускоренное развитие новых прогрессивных отраслей – микроэлектронику, волоконную оптику, пр-во роботов. Важным шагом в реализации принципа эк-кого либерализма была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). Денационализация сопровождалась дерегулированием. За годы правления Тэтчер был упразднен контроль над ценами, з/платой и дивидендами, движением валюты. Изменялась социальная политика. Она была направлена на сокращение социальных выплат, уменьшение издержек предпринимателей на рабочую силу, усиление зависимости з/платы от размера получаемой прибыли. Реформы затронули также внешнеэкономическую деятельность. Были отменены существовавшие в течение 40 лет ограничения на экспорт капитала, после чего он стал быстро увеличиваться. Основная часть капитала направлялась в США, Канаду, страны ЕЭС. Среди импортеров капитала ведущее место занимали американские компании. В результате реформаторской деятельности произошли значительные положительные сдвиги в экономике. Повышались темпы роста пр-ва и уровня потребления, снизились темпы инфляции. Активно проводилась модернизация оборудования, внедрение новых технологий. Большое внимание уделялось с/х.

Содержание экономических реформ Н.С. Хрущева и Н.А. Косыгина.

В начале 1957 г. на февральском пленуме ЦК, Хрущев провел проект децентрализации управления экономикой, он предусматривавший переход от прежнего вертикального управлении (через отраслевые министерства) к территориальному, через создаваемые на местах советы народного хозяйства (совнархозы). Была упразднена значительная часть союзных министерств и ведомств. Далее просто прочитать: Одним из негативных последствий введения системы совнархоз стало нарушение единого руководства отраслями промышленности, неизбежное при сохранении плановой экономики. Промышленные предприятия и строительные организации вынуждены были работай в условиях сформировавшейся в это время системы трех- и даже четырехступенчатого подчинения (местным органам власти, совнархозу, сохранявшимся союзным министерствам, партийному аппарату). Всё вело к неразберихе в деятельности управленческого аппарата. Вместо преодоления бюрократизма произошло дальнейшее его усиле­ние за счет создания наряду с существовавшими бюрократическими структурами множества новых в лице совнархозов.

В конце 1950-х гг. был осуществлен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959—1965). В 1962 г. Хрущевым была задумана и осуществлена широкая партийная реформа, Основной ее смысл заключался в перестройке партийного руководства народным хозяйством на основе производственного принципа. Все партийные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. В соответствии с этим перестраивалась система советских органов: вместо единых Советов и их исполкомов создавались сельские и промышленные Советы и исполкомы, что еще больше усиливало неразбериху в управлении. В октябре 1964 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев был отстранен от управления партией и страной и отправлен на пенсию «по состоянию здоровья» в связи с «преклонным возрастом». Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г, генеральным секретарем) был избран Л.И. Брежнев, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.

Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

-Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства

-Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство

-Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности.

-Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2).

Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Наши рекомендации