Экономическое развитие США в первой половине XIX века.
Не успев освободиться от колониальной зависимости, правительство США стало осуществлять политику широчайшей территориальной экспансии. В состав США вошли Луизиана (1803), Флорида (1819), Техас (1845), Новая Мексика (1849), Верхняя Калифорния (1848), Орегон (1846). В 1823г. США провозгласили «доктрину Монро» - любое вмешательство европейских стран в дела Америки рассматривалось как угроза США.
Постоянные войны в Европе способствовали быстрому росту американского капитализма. США, находившееся за океаном, в этих войнах не участвовали, а поэтому избегали крупных расходов на армию, не знали военных опустошений и получали доходы от торговли со всеми воюющими странами Европы. Поставляя им оружие и товары, американские капиталисты значительно обогатились.
Происходит увеличение численности населения за счет естественного прироста, притока иммигрантов и ввоза рабов. Среди иммигрантов были сотни тысяч квалифицированных ремесленников, инженеров, рабочих, изобретателей. Помимо создания армии наемного труда массовая иммиграция и рост численности населения способствовали созданию емкого внутреннего рынка, что, в свою очередь, вело к росту спроса на промышленные товары, т.е. служило стимулом для развития производства. В южных штатах основной производительной силой были рабы. Углубление общественного разделения труда привело к росту городского населения.
В первой половине XIX в. в экономике США основной отраслью оставалось сельское хозяйство: выращивалась кукуруза, пшеница, развивалось скотоводство. В числе факторов, определявших развитие этой сферы хозяйства, были следующие: колонизация Запада, использование труда рабов, специализация районов. В 1832 г. размер продаваемого земельного участка был снижен до 40 акров. Была разрешена система свободной заимки поселенцами-колонистами. Профиль северо-восточных штатов — интенсивное сельское хозяйство, снабжающее растущие промышленные центры. В первой половине XIX в. южные штаты специализировались на выращивании хлопка.
Проблема рабства все ещё стояла остро. В поисках решения проблемы в 1820 г. был заключен так называемый Миссурийский компромисс, в соответствии с которым рабство не распространялось за 36°30' северной широты.
В США активно формировался фермерский путь развития сельского хозяйства — с применением наемного труда и техники. Он получил название американского пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
В XIX веке завершается промышленный переворот, который охватывает все страны — и Европу, и Америку.
Вступив в машинную стадию позже Англии, США использовали английский технический опыт, при этом внеся свой собственный и значительный вклад. Этот синтезный путь позволил США провести промышленный переворот в сравнительно непродолжительный срок 40—50 лет.
Основные особенности промышленного переворота в США:
Активная роль американской инженерной мысли
Природные условия страны
Изобилие в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля
Промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства
Крайняя территориальная и отраслевая неравномерность
Промышленный переворот начался на Северо-Востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная (хлопкоочистительная машина Э. Уитни. Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-Востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик. В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Другое важное направление промышленного переворота в США — развитие транспорта: строительство каналов, развитие судоходства (колесный пароход «Клермонт» Р. Фултона); строительство железных дорог.
Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался второй этап промышленного переворота.
В середине XIX в. в США уже имелись крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного переворота в завершающую стадию — создание производства машин машинами (машиностроение).
США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах.
В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной. Вместе с тем США еще не во всем могли удовлетворить свои внутренние потребности и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции. Внешняя торговля США бурно развивалась.
(Про деньги и банковскую систему читайте в конце главы 23.3 в учебнике Поляка и Марковой)