Нетарифные инструменты внешнеторговой политики.
Не предполаг исп тамож пошлин.
1) колич ограничения
-)квоты (max объем разреш ввоз/вывоза): экспортные/импортные, глобальные – уст кол-во товаров, разр ввоза и вывоза на опред период, индивидуальные. Различие импорт пошл и импорт квоты
Импортная пошлина | Импортная квота |
Доходы перераспред от потребителей в бюджет | От потребителей импортирующим компаниям |
Рост внутр спроса приводит к повыш росту импорта | Рост внут спроса приводит к повыш внутр цен |
Достаточно компакт тамож орг | Требует системного распред лицензий |
Огранич эф-т зависит от колебаний импорт цен | Точно огранич импорт желаемого кол-ва |
-) лицензии – регул внеш эк деят разреш гос органов на импорт и экспорт: разовые (1 год – 1 сделка), генеральная (1 год – кол-во сделок неогр), глобальные – без огранич) автомат (выд после подачи опред документов)
-) «добровольные экспортные ограничения» - огранич экспортн квота, основ на обязанности одного из партнеров по торговле ограничить или не расшир объем экспорта
2) скрытый протекционизм
-)технич барьеры – возникают в силу того, что админист тех требования служат
-) политика в рамках гос закупок – гос обязывает покупать товары отеч произв, даже если цены очень высокие
-) внутр налоги и сборы
-) требования о содержании местных компонентов
3) финансовые
-) субсидии – ден ср-ва, напр на поддержку отеч пр-ва (прямые – выплаты экспортеру, разница выручки – изд-ки, косвенные – скрытое дотирование экспортеров, внутренние, экспортные)
-) экспортное кредитование, гос кредиты иностр потреб
-) демпинг – продажа товаров по ценам ниже рыночных
Изменение нетариф методов
1 – индекс частости – доля тариф позиций не покрыт нетарифными ограничениями
2 – индекс покрытия торговли – стоимостная доля экспорта и импорта покрыта нетариф ограничениями
3 – индекс воздействия на цены – соотнесение цены мир рынка, внутр цены на товар, экспорт\, импорт кот подвергается нетариф огранич
Прем-ва нетариф методов
-) не явл доп налог бременем населения
-) более удобно в достиж искомого р-та
-) не рег м/н соглашениями
Международная торговая политика.
Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.
Регулирование международной торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.
1)универсальные – занимаются торговлей в целом
-) ВТО (1994 г) – 103 страны
-) ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию. Цель – содействие интегр РС, стран с перез эк-кой в мир эк и содействие развитию по средствам торговли и нивестиций.
-) м/н торг палата – 1919г. объед частн предприятия из 140 стран мира. Цель – содействие развитию частного предпр-ва как наиболее эффект формы бизнеса. Документы:
*) инкотерма – унифиц торговые темины, принципы кот приняты в м/н торговле. В нем уст сферы отв-ти и риски м/у покупателем и продавцом, в некот странах имеют силу закона.
*) арбитражный регламент МТП
*) типовые м/н контракты
-) Всемир тамож орг (ВТАО) – вопр тамож дел, унификация тамож тарифов. 170 стран.
Классиф Т в м/н торговле, оценка тамож ст-ти, тамож сборы, без-ть цепи поставок, упрощение процедур м/н торговли, борьба с коррупцией, с правонаруш в тамож сфере и с контрафактной продукцией.
2)специализ – торговля конкрет товарами
ОПЕК 12 стран, 1 м – Сауд Аравия. Цель: координация и выработка общ политики в отнош добычи нефти, поддержание стабил цен на нефть, получение отдачи от инв в нефтедоб отрасль. Механизм регулирования нефт рынка – уст квот
Понятие и причины международной миграции.
С 60 гг кол-во мигр увелич, 214 млн чел – 2010, 3,1% населения мира, 10% - ПРС, 49% мигр – женщины, 15,2 млн. беженцы (7,5% всех мигрантов)
Мигр раб силы (МРС) – переселение трудоспособ населения из одних стран сроком больше чем на год
Имиграция. Эмиграция. И-Э = Мигр сальдо
Реэмигр – возвр мигрантов на родину на пмж.
Образоват уровень уезжающих выше.
Причины:
-) эк-кие (уровень жизни населения, высокая оплата труда, безработица)
-) внеэк (полит, соц, культ)
Факторы, влияющ на МРС:
-)быстр рост населения планеты: 2011 – 6,9 млрд, к 2050 – 9,2 млрд
-) неравн-ть эк разв стран – мотивация для поиска лучших усл жизни
-) соц-полит разн-е некот стран и регионов