Судоходство и мировая торговля

Около 90% мировой торговли осуществляется международной судоходной отраслью. Без судоходства импорт и экспорт товаров на уровне, необходимом современному обществу, был бы невозможен. Морская торговля продолжает расширятся, принося выгоды потребителям по всему миру за счет низких конкурентоспособных затрат на перевозку. Благодаря растущей эффективности судоходства как вида транспорта и растущей экономической либерализации, перспективы отрасли в будущем остаются светлыми.

В мире около 53 000 торговых судов, перевозящих все виды грузов. Мировой флот зарегистрирован в более чем 150 странах, обслуживается более чем миллионом моряков практически всех национальностей. Судоходство, возможно, является наиболее интернациональной из всех мировых крупных отраслей. Судоходство всегда являлось единственным низкозатратным методом грузовых перевозок на большие расстояния, и развитие судоходства и становление мировой системы торговли шли параллельно, рука об руку.

Данные торговых морских перевозок традиционно исчисляются в тоннах или тонно-милях, и, следовательно, не сопоставимы с монетарными показателями статистики объемов мировой экономики. Однако, UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) оценивает, что деятельность торговых судов создает около $380 млрд. во фрахтовых ставках, что эквивалентно 5% мировой торговли. Оценивается, что в 2008 году отраслью судоходства было перевезено 7,7 тыс. млн. тонн грузов, что эквивалентно объему мировой торговли морем более 32 тыс. млрд. тонно-милей.

В течение прошлого века судоходная отрасль проходила период общего увеличения объемов торговли. Рост индустриализации и либерализации национальных экономик способствовал развитию свободной торговли и росту спроса на потребительские продукты. Продвижение в технологии также сделало судоходство более эффективным и быстрым методом транспортировки. За последние 4 десятилетия общий объем морской торговли увеличился в 4 раза с 8 тыс. млрд. тонно-миль в 1968 до более 32 тыс. млрд. тонно-миль в 2008.

Как и в других секторах, однако, судоходство подвержено влиянию экономических спадов. Действительно, вслед за несколькими годами невероятного роста на рынках судоходства, для многих лучших за всю жизнь, большая часть международной судоходной отрасли стала жертвой мирового экономического спада. Судоходство находится на службе экономики, следовательно, сокращение торговли вслед за началом «кредитного спада» в конце 2008 года вызвало резкое и существенное сокращение спроса на морские перевозки.

Несмотря на теперешнее подавленное состояние отрасли, долгосрочные перспективы остаются очень хорошими. Население мира продолжает расти, в развивающихся странах продолжает расти потребность в товарах и материалах, которые морские суда перевозят безопасно и эффективно. В долгосрочной перспективе тот факт, что суда являются наиболее эффективным в использовании топлива и экологически безопасным видом транспорта, будет работать в пользу роста доли мировой торговли, осуществляемой морскими путями.

Продукция и услуги компании

Перевозки будут производиться между двумя портами по простому одностороннему грузопотоку Гладстон (Австралия) – Далянь (Китай).

Объем грузопотока составит 1200 тыс. тонн в год. Перевозимый груз – уголь.

Флот компании будет работать в рейсовом чартере на протяжении 5 лет, так как это является наиболее выгодным и стабильным вариантом работы в данных условиях.

7.Маркетинг-план

Основными приоритетами развития компании являются:

· Развитие флота компании посредством строительства и приобретения высокотехнологичных, специализированных судов, обеспечивающих ее конкурентоспособность на международном рынке перевозок грузов морским транспортом;

· обеспечение эффективной деятельности дальнейшего развития ОАО «Новошип» в интересах акционеров;

· обеспечение активного участия ОАО «Новошип» в национальных

· программах и проектах связанных с морскими перевозками внешнеторговых и каботажных грузов;

· специализация и развитие ОАО «Новошип» как преимущественно танкерной компании, осуществляющей свою деятельность на международном и российском рынках.

Управление и организация

После слияния компаний ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип», получившаяся компания вошла в десятку крупнейших мировых судовладельцев и одним из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации.

Действующий Совет Директоров ОАО «Новошип»:

Сведения о составе Совета директоров ОАО "Новошип", избранного на внеочередном общем собрании акционеров 25 сентября 2009 года

1. Амбросов Евгений Николаевич ОАО «Совкомфлот» Первый заместитель генерального директора

2. Колесников Николай Львович ОАО «Совкомфлот» Первый заместитель генерального директора – финансовый директор

3. Манасов Марлен Джеральдович ЗАО «Ю Би Эс Секью-ритиз» и ООО «Ю Би Эс Банк» Член совета директоров

4. Медников Владимир Александрович ОАО «Совкомфлот» Заместитель генерального директора – административный директор

5. Поправко Сергей Геннадьевич Unicom Management Services Ltd. Управляющий директор

6. Роберт Сассон (Robert Sasson) группа компаний «Ю Эф Джи Эссет Менеджмент» Старший управляющий партнер фонда прямых инвестиций

7. Костюк Евгений Владимирович ОАО «Новошип» Советник президента

8. Тонковидов Игорь Васильевич ОАО «Новошип» Президент

9. Франк Сергей Оттович ОАО «Совкомфлот» Генеральный директор

Приоритеты – развитие российского флота, соблюдение интересов акционеров, безопасность, наличие высококвалифицированного персонала, социальная ответственность.

Наличие высококвалифицированного персонала предполагает постоянные курсы повышения квалификации для сотрудников компании.

Каждый год штат сотрудников пополняется за счет выпускников МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, что вливает в коллектив новые, креативные силы.

9.Финансовый план

Фактически методика обоснования эффективности бизнес-плана сводится к нахождению вектора:

X=(DSF,PbP,RR,NPV,IRR) (1)

Где DSF - чистый дисконтированный доход

PbP - срок окупаемости инвестиций

RR – индекс прибыльности

NPV – чистая дисконтированная прибыль

IRR – внутренняя норма прибыльности

Предварительно производится расчет времени рейса, числа рейсов каждого типа судна за год и его годовой провозной способности по общеизвестным формулам.

Для начала сведем данные о выбираемых судах в таблицу 1.

Таблица 1

Основные характеристики приобретаемых судов

Показатели Варианты показателей
Тип судна Panamax Dw=60 тыс.с Handymax Dw=40 тыс.т
Возраст новое 5лет 10 лет новое 5лет 10 лет
Рын. цена судна млн.$ 34-36 22-24 16-18 22-24 14-16 11-13
Эксплуатационный период, сут.
Средняя эксплуатационная скорость, миль/сут
Средняя загрузка судна, тонн
Тайм-чартерная ставка на 1-ый год, $/сут
Цена судна на момент окончания проекта, млн.$ 25-27 16-18 11-13 16-18 11-13 8-10

Рассчитаем время ходовое:

tх=(lгр+lб)/Vср (2)

tх=(4200+4200)/330=25,45 (сут)

Время стояночное:

tст=Dч/Mпогр+Dч/Mвыгр (3)

tст=55000/6000+55000/4600=21,12 (сут)

Время рейса:

tр= tх+ tст (4)

tр=25,45+21,12=46,58 (сут)

Количество рейсов за год:

r=Tэ/ tр (5)

r=360/46,58=7 (рейсов)

Провозная способность судна за год:

∑Q=Dч*r (6)

∑Q =55000*7=385000 (т)

Результаты вычислений по формулам 2-6 для всех рассматриваемых вариантов сведем в таблицу 2.

Таблица 2

Эксплуатационные показатели работы судов

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
tх 25,45 26,25 27,10 25,45 26,25 27,10
tст 21,12 21,12 21,12 16,35 16,35 16,35
tр 46,58 47,37 48,22 41,80 42,60 43,44
r
∑Q

Далее производится расчет экономических показателей.

При работе судна по рейсовому чартеру:

Доходы за рейс:

GFv=fcт*Dч - Br (7)

Где fcт - фрахтовая ставка, Br – брокерская комиссия.

GFv=19,0*55000-39710=1005290 ($)

Операционные расходы за рейс:

OCv=OCd* tр (8)

OCv =4560*46,58=212404,8 ($)

Чистый доход за рейс:

CFv=GFv-VCv- OCv (9)

CFv=1005290-361000-212404,8=431895,53 ($)

Тайм-чартерный эквивалент за рейс:

ТСЕv= GFv- VCv (10)

ТСЕv=1005290-361000=644290 ($/рейс)

Тайм-чартерный эквивалент за сутки эксплуатации:

ТСЕd= ТСЕv/ tр (11)

ТСЕd=644290/46,58=13832,58 ($/cут)

Чистый доход за год при работе судна по рейсовому чартеру:

CFvYS= CFv*r-(365-Tэ)*OCd (12)

CFvYS=431895,53*7-(365-360)*4560=3000469 ($)

Количество судов необходимых для покрытия грузопотока:

NvS=Q/∑Q (13)

Где Q-объём грузопотока, ∑Q-провозная способность судна за год

NvS=1200000/385000=3 (судна)

Чистый доход за год работы всех судов по рейсовому чартеру:

CFvY= CFvYS* NvS (14)

CFvY=3000469*3=9001406 ($)

При работе судна по тайм-чартеру:

Чистый доход за год при работе судна по тайм-чартеру:

CFTYS=TCR*Tэ-365* OCd (15)

Где TCR-тайм-чартерная ставка

CFTYS=15500*360-365*4560=3915600 ($)

Для реализации выбирается тот вариант работы судна, при котором годовой чистый доход максимален.

Результаты вычислений по формулам 7-15 для всех судов за каждый из 5 лет проекта приведем в таблицах 3-9.

Таблица 3

Экономические показатели работы судов за 1-ый год проекта

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рейсовый чартер
GFv 671860,8 671860,8 671860,8
VCv
OCd
CFv 431895,53 417478,4 400834,2 322243,8 307540,3 293115,1
ТСЕv 461860,8 453860,8 448860,8
ТСЕd 13832,58 13452,55 13112,62 11048,91 10654,78 10332,01
CFvYS
NvS
CFvY
Тайм-чартер
TCR
CFTYS
NTS
CFTY
max CFYS
DCFtYS
                   

Таблица 4

Индексы изменения исходных данных по годам

Наименование показателя Индексы изменения
1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
ТЧС 1,03 1,23 1,07 1,1
Фрахт ставка 1,2 1,13 1,06 1,09
Рейс расх 1,04 1,09 1,11 1,17
Операцион расх 1,02 1,06 1,06 1,08

Таблица 5

Экономические показатели работы судов за 2-ой год проекта

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рейсовый чартер
GFv
VCv
OCd 4651,2 4732,8 3406,8 3503,7 3656,7
CFv 661917,6 647072,2 629995,1 477270,7 462113,1 447299,4
ТСЕv
ТСЕd 18862,23 18391,84 17961,03 14824,35 14352,21 13952,77
CFvYS
NvS
CFvY
Тайм-чартер
TCR
CFTYS
NTS
CFTY
max CFYS
DCFtYS
                 

Таблица 6

Экономические показатели работы судов за 3-ий год проекта

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рейсовый чартер
GFv
VCv
OCd 4833,6 4918,4 3540,4 3641,1 3800,1
CFv 562221,9 546729,7 528936,8 396472,3 381031,5
ТСЕv
ТСЕd 16904,21 16459,31 16057,25 13403,64 12948,63 12570,79
CFvYS
NvS
CFvY
Тайм-чартер
TCR
CFTYS
NTS
CFTY
max CFYS
DCFtYS
                 

Таблица 7

Экономические показатели работы судов за 4-ый год проекта

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рейсовый чартер
GFv
VCv
OCd 4833,6 4918,4 3540,4 3641,1 3800,1
CFv 481851,9 466219,7 448326,8 343224,3 327683,5
ТСЕv
ТСЕd 15178,71 14759,83 14385,54 12133,64 11698,59 11342,82
CFvYS
NvS
CFvY
Тайм-чартер
TCR
CFTYS
NTS
CFTY
max CFYS
DCFtYS
                 

Таблица 8

Экономические показатели работы судов за 5-ый год проекта

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рейсовый чартер
GFv
VCv
OCd 4924,8 5011,2 3607,2 3709,8 3871,8
CFv 471093,5 452667,7 364769,7 348169,9 332140,6
ТСЕv
ТСЕd 15386,75 14955,51 14571,56 12333,44 11883,39 11517,11
CFvYS
NvS
CFvY
Тайм-чартер
TCR
CFTYS
NTS
CFTY
max CFYS
DCFtYS
                 

Рассчитаем показатели работы судов по проекту в целом, для этого необходимо рассчитать чистый дисконтированный доход:

DSFt=CFt/(1+d/100)t (16)

Где d-норма дисконта, t-расчетный год

DSFYS=3915600/1,1+4610168/(1,1)2+5099136/(1,1)3+4206336/(1,1)4+4340448/ (1,1)5=16768809 ($)

Таблица 9

Экономические показатели работы судов по проекту в целом

Показатели Варианты показателей
Panamax, Dw=60 тыс.т. Handymax, Dw=40 тыс.т.
Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
MAX CFYS 22171687,5 20799057,2 19308125,4 16104911,6 14849060,6 13969456,0
DSFYS 16768809,3 15744513,3 14631334,2 12220433,0 11278325,5 10607620,8
∑CFY 66515062,5 62397171,7 57924376,3 64419646,5 59396242,6 55877824,0
DSFY 50306427,9 47233540,0 43894002,5 48881732,2 45113301,8 42430483,1

Наши рекомендации