Методы и маршруты доставки товаров в розничную торговую сеть.
Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, предприятий АПК и т.д.).
Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.
Само-вывоз обязывает работников розничной ‘торговли выполнять несвойственные им функции по транспортировке товаров, что снижает объем товарооборота и уровень культуры обслуживания в магазинах.
Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров, оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим само-вывоз может применяться в исключительных случаях.
Централизованная доставка товаров это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.
Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:
устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нем и более эффективное его использование;
уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов;
освобождение руководящих работников магазина от организации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;
регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;
устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости;
высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала;
сокращение документооборота и упрощение расчетов с поставщиками товаров.
При организации централизованной доставки необходим ряд подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей:
Аналитическая часть. Включает первичные данные о состоянии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментом профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.
Расчетная часть. Содержит расчеты грузооборота (в тоннах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров поставки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.
Технологическая часть. Предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и составление технологических карт товароснабжения.
Организационная часть. Определяет формы и методы управления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности товаров, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля над ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).
Экономическая часть. Включает расчеты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.
При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.д.
Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза — путь перевозки товара от места его отправки до магазина. Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить карту-схему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации магазинов, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.
Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются линейными.
Разновидностью линейных маршрутов являются маятниковые, когда грузы перевозятся автомобилями с прицепами. Прицеп остается для разгрузки в одном магазине, а автомобиль следует в другой. После разгрузки он возвращается и первый магазин и забирает разгруженный прицеп.
Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются одна и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности автомобиля.
При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (решение транспортной задачи).