Первичные данные и формы отчётности по таможенной статистике

Первичные данные таможенной статистики формируются на основе данных специальной таможенной статистики, в которую входят:

- статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых статистикой внешней торговли;

- статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета. При этом учёт ведётся по видам платежей: сборы за таможенное оформление, ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы;

- статистика валютного контроля, ведущая учёт экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении, в привязке к срокам поступления и суммам валютной выручки;

- статистика товаров, обращённых в федеральную собственность, характеризующая случаи нарушения таможенных правил (НТП) во внешнеторговом обороте и контрабанды, стоимость конфискованных предметов, суммы взысканных штрафов;

- статистика международных почтовых отправлений, выпущенных из РФ и пропущенных в РФ;

- статистика международных перевозок, отражающая учёт транспортных средств, следовавших из РФ или в РФ;

- статистика пассажирооборота, отражающая учёт физических лиц, проследовавших через границу РФ.

Данные специальной таможенной статистики используются исключительно для таможенных целей. Под таможенными целями в данном случае понимаются такие цели, как усиление таможенного контроля, сопряжённое с упрощением процедур таможенного оформления, повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности, усиление борьбы с преступлениями и нарушениями таможенных правил, оптимизация структуры таможенных органов, корректировка программ профессиональной подготовки должностных лиц, определение приоритетных задач деятельности научных центров таможенной службы и иные задачи подобного характера.

Анализ сведений специальной таможенной статистики позволяет определить сильные и слабые стороны функционирования таможенной службы, установить направления дальнейшего совершенствования и выявить примеры успешной деятельности отдельных таможенных органов, требующие распространения на практику работы всей таможенной службы.

Используют материалы, полученные в результате анализа данных специальной таможенной статистики, в первую очередь, руководители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Это позволяет организовать надлежащее управление деятельностью таможенных органов, определить стратегию их деятельности. Вместе с тем данные материалы используются руководителями нижестоящих таможенных органов, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, предприятий и организаций, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.

Ведение специальной таможенной статистики осуществляется таможенным органом на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающих формы статистической отчётности по различным направлениям анализа, порядок заполнения таких форм, периодичность их представления. Поскольку специальная таможенная статистика ведётся исключительно для использования таможенными органами, приоритет в разработке методологии ведения такой статистики отдан федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела.

Нормативными правовыми актами ФТС России, регламентирующими вопросы структуры таможенных органов, предусмотрено выделение в составе отделов таможенной статистики и анализа региональных таможенных отделений, которые занимаются исключительно ведением специальной таможенной статистики.

Статистика ведётся на основе документов и сведений, представляемых лицами в соответствии с положениями Таможенного кодекса (ТК) РФ. Это означает, что таможенные органы не могут требовать от лиц представления документов и сведений, предназначенных исключительно для ведения специальной таможенной статистики, если представление таких сведений не предусмотрено ТК РФ в связи с помещением товаров под соответствующий таможенный режим.

Необходимо отметить, норма, которая допускает использование специальной таможенной статистики только для таможенных целей, не ограничивает возможность передачи отдельных сведений Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В целях организации отчётности таможенных органов РФ по основным направлениям деятельности перед ФТС России, оперативного информирования руководства ФТС России о результатах деятельности таможенной структуры утверждается сборник форм статистической отчётности, методических рекомендаций к ним и сроков отчётности таможенных органов перед ФТС России.

Начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечивают с 1 января отчётного года сбор, формирование и своевременную передачу данных по утверждённым формам статистической отчётности в соответствующие структурные подразделения ФТС России и ГНИВЦ ФТС России.

Структурные подразделения ФТС России осуществляют обработку поступающих данных по утверждённым формам, подготовку на их основе аналитических материалов (таблица 1):

Таблица 1

Формы отчетности, поступающие в структурные подразделения ФТС России

Структурное подразделение ФТС России Формы отчётности
Главному организационно-инспекторскому управлению по форме 2 – «загрузка»
Главному управлению организации таможенного контроля по формам 8 – «таможенный режим 76», 14 – «количество таможенных деклараций», 15 – «СУП», 46 – «регламент», 16 – «контроль таможенных деклараций», 47 – «ВТТ-МТТ», 48 – «ВТТ-МТТ», 49 – «МДП 1», 50 – «МДП 2», 53 – «МДП 3», 52 – «МТТ 1», 53 – «МТТ 2», 54 – «ВТТ (платежи)», 55 – «ВТТ», 78 – «СУР» раздела II, «ВБ-1», «ВБ-2», 4 – «пп», 8 – «МБТ», 12 – «разрешения», 13 – «разрешения», 17 – «брокер»
Главному управлению товарной номенклатуры и торговых ограничений по формам 2 – «ТНР», 19 – «ТНР», 3 – «ТНР», 34 – «ТНР», 35 – «ТНР», 37 – «ТНР», 10 – «ТНР», 3 – «ограничения»

Продолжение таблицы 1

Главному управлению федеральных таможенных доходов по формам 2 – «тст», 12 – «гражд», 13 – «оборон», 11 – «штраф», 13 – «остаток», 5 – «льготы ТО», 9 – «льготы», 11 – «ДОЛГ», 12 – «ТОФС», 24 – «БГ (действ)», 25 – «залоги», 26 – «поручительства»
Главному финансово-экономическому управлению по формам 20 – «материалы, отходы», 58 – «эффективность», 4 – «пенс (льготы)», 5 – «пенс (льготы)», 6 – «пенсии», 14 – «пенс (льготы)»
Контрольно-ревизионному управлению по формам 1 – «КРР», 2 – «КРР»
Управлению таможенных расследований по формам 1 – «УТРД», 4 – «УТРД», 5 – «УТРД» (крим), 6 – «УТРД», 16 – «прок», 18 – «прок»
Управлению кадров по формам 1 – «кад», 4 – «кад», 17 – «кад»
Управлению валютного контроля по формам 21 – «займ», 18 – «контроль», 1 – «вал (физические лица)», 2 – «вал (юридические лица)»
Управлению таможенной инспекции по формам 40 – «проверочные мероприятия», 60 – «результаты проверочных мероприятий», 62 – «Реестр», 63 – «выписка из реестра»

Продолжение таблицы 1

Региональному таможенному управлению организации силового обеспечения по формам 21 – «СОБР (мероприятия)», 22 – «МС 1», 23 «АС», 24 – «АС (план)», 25 – «АС (техника)», 26 – «охр», 27 – «ОДС (происшествия)», 28 – «вооружение» и т. д.
Правовому управлению по формам 9 – «ведомственный контроль», 10 – «суд», 14 – «суд», 17 – «прок», 19 – «прок»
Управлению таможенной статистики и анализа по форме 3 – «декл»
Управлению делами по формам 6-«ДОУ», 7 – «граждане», 21 – «ДОУ»

Начальники перечисленных структурных подразделений ФТС России обеспечивают сбор и обобщение материалов, а также представление в течение месяца, следующего за месяцем поступления в ФТС России информации из таможенных органов, сводных данных руководству ФТС России и другим структурным подразделениям ФТС России по их запросу.

Наши рекомендации