Исторический аспект зарождения торговых отношений
Купля-продажа была одной из первых, после обмена, форм экономического общения между людьми. Договор купли-продажи упоминается в самых ранних законодательных актах древнего мира: Законах Хаммурапи, Среднеассирийских законах. Относясь к виду договоров, который предусматривал отчуждение вещи, договор купли-продажи в древнем Египте и Месопотамии обставлялся множеством условий: письменный вид, принесение клятвы, наличие свидетелей. Договор купли-продажи требовал точного обозначения вещи и подтверждения собственнических прав на нее со стороны продавца, чтобы покупатель мог избежать иска от третьих лиц или от государства и не был обвинен в воровстве. Договор мог содержать взаимный или односторонний отказ от иска. В Древней Греции договор купли-продажи играл значительную роль в силу развитой торговли между городами-государствами, но уровень юридической техники договора купли-продажи, как и всего обязательственного права, в Греции не получил дальнейшего развития.
Существенное развитие договор купли-продажи получил в эпоху классического римского права. В классическом римском праве существовало четыре формы договоров: вербальные, литеральные, реальные и консенсуальные. Наиболее близкими к современному пониманию договора являлись реальные и консенсуальные договоры. Договор купли-продажи принадлежал к консенсуальному типу договоров. Обязательства в консенсуальных договорах возникали в силу достижения договоренности между сторонами (consensus – лат.) Римское право давало контракту emptio-venditio (договор купли-продажи) следующие определение: купля-продажа есть договор, по средствам которого одна сторона – продавец (venditor) обязуется передать другой стороне – покупателю (emptor) вещь, товар (merx), а другая сторона – покупатель обязуется уплатить за нее продавцу определенную денежную цену, pretrium.
Предметом договора купли-продажи по классическому римскому праву могло являться все, что не изъято из оборота. В первую очередь это телесные вещи, существующие в натуре и принадлежащие продавцу. Однако ни существование вещей в натуре к моменту заключения договора, ни принадлежность их в этот момент продавцу не являлись препятствием для заключения договора. Так мог быть заключен договор купли-продажи на чужую вещь (Ульпиан считал, что право продать чужую вещь не может подвергаться какому-либо сомнению). В этом случае продавец принимал на себя обязательства получить эту вещи у собственника и передать ее покупателю. Заключались договоры купли-продажи с отлагательными условиями, например на покупку будущего урожая. Существовала также такая форма договора купли-продажи, как emptio spei (покупка надежды, шанса.) В силу того, что возникновение обязательств не связанно с непосредственной передачей вещи в собственность к покупателю, договор купли-продажи следует отличать от реальных договоров в классическом римском праве. Предметом договора могла являться и res incorporalis (бестелесная вещь), например, право требовать. Цена была вторым, важным условием договора. Гай считал, что договор следует считать заключенным, когда стороны договорились о цене. Цена должна выражаться в денежной сумме, в противном случае это будет договор мены. Цена должна быть определенной. Но определенность цены толковалась по-разному. Юристы сходились во мнении, что цена не может определяться по формуле: quanti velis или quanti aequum putaveris (сколько пожелаешь или сколько признаешь справедливым.), возможным считалось определить цену путем ссылки на заключения эксперта.
Обязательства продавца заключались в обязанности передать вещь покупателю, но не обязательно в собственность. Праву собственности противопоставлялось «беспрепятственное, свободное и прочное обладание купленной вещью». Однако, вводя такое определение, римские юристы не забывали о цели договора купли-продажи, поэтому в сочинениях говорилось, что продавец совершает в пользу покупателя traditio. Обязательства возникали у продавца в случаи эвикции вещи. Право эвикационого иска признавалось за покупателем во всех случаях, когда купленная вещь отчуждалась третьим лицом, на основании права, возникшего до передачи вещи продавцом покупателю, за исключением случаев: когда отчуждение произошло, а вещь фактически осталась за покупателем, когда отчуждение было вызвано нерадивостью и неразборчивостью покупателя. В древнейшую, эпоху римского права, когда купля-продажа проходила по средствам манципации, если третье лицо предъявляло иск к покупателю, то продавец обязан был помочь покупателю в отражении этого нападения. Если продавец не оказывал содействия, или покупатель все равно лишался вещи, то он мог требовать с манципанта двойную сумму в качестве штрафа. Развитие этого института гражданского права выразилось в итоге в праве покупателя в случаи эвикции вещи требовать с продавца возмещения убытков в порядке регресса, независимо от заключения специальной стипуляции.
Продавец нес ответственность за недостатки вещи. По цивильному праву продавец отвечал за свои dicta et promissa, заявления и обещания. Dictum – простое заявление, сделанное во время серьезного разговора, а promissum – прямое обещание, оформляемое в виде отдельного приложения к договору. Продавец нес ответственность перед покупателем: если он прямо обещал положительные качества вещи, а их не оказалось или говорил, что в вещи отсутствуют определенные изъяны, а они проявились. Иногда продавец нес ответственность, если он намеренно скрывал недостатки вещи, не известные покупателю, но по общему правилу в цивильном праве продавец не обязан был заботиться об интересах покупателя и сообщать ему о недостатках вещи. Это полностью соответствовало принципам цивильного права. Но в интересах покупателей было установление более твердых гарантий своих прав на возмещения ущерба за некачественную вещь, поэтому преторскими эдиктами были введены два иска: actio redhibitoria и actio quanti mi-noris. Actio redhibitoria – это иск, направленный на расторжение сделки. Вещь считалась не купленной, покупатель возвращал ее продавцу, а продавец возвращал покупателю цену, полученную за вещь. Actio redhibitoria можно было предъявить в шестимесячный срок со дня продажи. Actio quanti minoris – с помощью этого иска можно было добиться снижения цены на купленную вещь. Этот иск предъявлялся в течение одного года по тем же правилам исчисления, что и предыдущий.
Обязательства покупателя: покупатель был обязан уплатить покупную цену. Платеж покупателем цены, если не была предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, являлся необходимым условием для приобретения права на купленную вещь. Если после заключения договора купли-продажи проданная вещь погибнет по случайной причине, без вины продавца или покупателя, то неблагоприятные последствия ложились на покупателя. Periculum est emptoris – риск случайной гибели лежит на покупатели. Однако, безусловно, договором могли быть предусмотрены и иные положения.
Таким образом, по договору emptio-venditio возникали два взаимных обязательства. Продавец был обязан предоставить покупателю проданную вещь, отвечать за недостатки и эвикции, покупатель был обязан уплатить цену договора. Продавец имел actio ven-diti для принуждения покупатель к исполнению обязательства, покупателю для этих целей предоставлялся actio empti.
Договор купли-продажи в ранее средневековье почти полностью утратил свое значения в виду существования в Европе натурального хозяйства. На смену купле-продаже пришла мена. Характерно также было увеличение обязательств покупателя, он обязан был доказывать, что купил вещь, в противном случае его могли обвинить в воровстве. Возрождение договорного права в западной Европе (за исключением Англии, которая в значительно меньшей степени была подвержена влиянию римского права), и договора купли-продажи, связанно с двумя явлениями: развитие в городах городского и становления на его основе торгового права и рецепции римского права для нужд развивающихся капиталистических отношений. Итогом развития городского и рецепции римского права стало принятие уже в новое время двух законодательных актов: Гражданского кодекса 1804 г. во Франции («Гражданский кодекс французов», 1804г.) и Германского гражданского уложения 1896г (вступило в силу 1 января 1900г). В кодексе Наполеона идет речь о различных договорах: дарении, мены, купли-продажи, найма. Но наибольшее внимание кодекс уделяет купле-продаже как договору, имеющему важнейшее значение в буржуазном праве. Видное место в договоре занимает характеристика вещи и установление цены. Последнее определяется усмотрением сторон. Как только достигается соглашение по поводу вещи и цены, договор считается заключенным (ст. 1583 ФГК). Одновременно происходит переход права собственности на покупателя, даже если вещь еще не была передана, а цена уплачена. Пристальное внимание Кодекс Наполеона уделяет вопросу об эвикции вещи. Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекут ответственности продавца, а за скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан дать гарантию (ст. ст. 1641, 1642 г. ФГК). Авторы этих законодательных актов в положениях о договоре купли-продажи, как и во многом другом, осуществили возврат к римскому праву, как в общих принципах гражданского законодательства, так в отдельных институтах.
Таким образом, мы можем сказать, что все основные положения договора купли-продажи были разработаны еще в цивильном и преторском праве древнего Рима, и на протяжении последующего времени юристы европейских стран возрождали и адаптировали положения римского права для местных условий.
Изучив исторические предпосылки появления договора купли-продажи, мы считаем необходимым, рассмотреть особенности законодательного регулирования купли-продажи в нашей стране. Этому посвящен следующий раздел данного исследования.