Приглашение участников на конкурс
Этот этап очень важен. Если вы некачественно пригласите людей на конкурс, к вам не явятся 75 % приглашенных (если приглашение будет удачным, не придет половина). Обзванивать участников конкурса придется в несколько заходов В рабочее время и после работы из дома, минимум два дня
Обычно конкурс начинается в 17:00. К этому времени приглашается основное количество участников – 20–25 человек Остальные (особенно те, кто в такой час работает) приглашаются к 18:00. Тех, кто не может уйти со своей работы раньше 18:00, пригласите чуть позже, к 18:30–19:00.
Сразу же пошлите приглашения по e-mail всем, в чьих резюме нет других контактов. Электронная почта может сработать не сразу. Кто-то читает письма один раз в день, кто-то – раз в два-три дня Вечером первого дня пошлите приглашение по e-mail также тем, до кого не смогли дозвониться в первый день На следующий день позвоните им все равно, для надежности
Когда звоните по телефону, указанному в резюме, прежде всего убедитесь, что разговариваете с нужным человеком. Представьтесь, порадуйте собеседника, что он успешно выиграл первый этап отбора Пригласите его на конкурс. Подробно расскажите, когда и где будет проходить конкурс, как туда добраться Продиктуйте ему под запись дату, время и место проведения конкурса А также ваше имя и контактные телефоны, чтобы он мог с вами связаться Попросите соискателя прочесть записанное. При необходимости внесите коррективы Если в резюме не отмечено, откуда ваш собеседник узнал о конкурсе, спросите это и отметьте в резюме.
На вопросы участника отвечайте так, как написано выше. Вместе с тем дайте собеседнику почувствовать, что он вам симпатичен и вы хотели бы видеть его на конкурсе. В конце разговора поблагодарите его и искренне скажите, что будете очень рады увидеться с ним на конкурсе. Разговор должен быть коротким, не более 2–5 минут.
Что делать, если вы звоните по домашнему телефону, нужного человека нет дома, а других телефонов нет? Попросите его домочадцев составить для него записку Продиктуйте все необходимое под запись. Не забудьте указать свое имя, должность, компанию и телефоны, чтобы вам могли перезвонить. Когда все продиктуете, попросите прочитать вам записку. При необходимости скорректируйте информацию Потом спросите: «Можете ли вы гарантировать мне, что информация будет передана сегодня же? Или мне лучше перезвонить?» Если не услышите уверенного ответа, что все будет о'кей, – перезванивайте позднее.
Сделав очередное приглашение, отметьте это на резюме: например, «Приглашен 17.02.2005 к 17:00». Если пригласить лично не удалось, отметьте: «Приглашен по e-mail 17.02.2005 к 17:00» или «Приглашение передано 17.02.2005 к 17:00» Разложите резюме всех приглашенных на конкурс в две стопки: тех, кто будет к 17:00, и тех, кто придет к 18:00 или позже.
Проведение конкурса
Есть несколько основных принципов.
• На конкурсе вы не увидите ни одного подходящего вам сотрудника. Поэтому ваша цель – отобрать наименее неподходящих из всех пришедших. Они – глина, из которой вы будете лепить нужных вам бойцов.
• Минимум половина тех, с кем вы ударите по рукам и договоритесь о приеме на работу, не явятся. Или придут – и уйдут через несколько часов/дней Причины могут быть любыми и совершенно не важны Избежать этого вы не в состоянии. Все, что вы можете сделать, – принять на работу в два раза больше бойцов, чем нужно И не прикипайте душой к тем, кто будет на конкурсе! Это преждевременно
• Конкурс построен на эффекте дефицита Как работает наш российский менталитет? Если что-то предлагают – значит, ерунда А вот там, где толпа народу давится в очереди, наверняка дают что-то ценное. Срочно туда, в очередь, – дефицит дают! Поэтому на конкурсе необходимо поддерживать толпу народа с начала и до конца Часто приглашают явно слабых кандидатов, для создания тусовки. Если их не будет, не удержатся и свалят нужные вам бойцы А сбросить балласт никогда не поздно.
• С начала и до конца конкурса вы должны каждым словом и действием показывать, что изнемогаете под потоком желающих работать у вас Пусть участники конкурса думают только о том, как продать вам себя! Иначе они будут думать о том, на что им сдалась ваша работа. К примеру, вы хотите заинтересовать кого-то из участников Не рисуйте ему золотые горы! Вместо этого хорошенько припугните его сложностями работы Результат будет как раз тот, что нужен
• Изматывающая пятичасовая процедура конкурса обеспечивает эффект «садо-мазо» Принцип прост. Чем дороже платит сотрудник за возможность работать в вашей компании, тем больше он ее ценит Чем больше мучений на конкурсе, тем лояльнее сотрудник на выходе. Конкурс – еще и тренинг по командообразованию.
• В финале используется эффект «оттяжки». После всех мучений, когда решение о приеме на работу уже принято, покажите новому бойцу, как сильно вы рады видеть его в своей команде! Сделайте так, чтобы он это действительно запомнил Пусть он уйдет счастливым. Ему невероятно повезло – он будет работать в вашей команде! Ведь вы тоже рады, что хоть кого-то удалось принять на работу, не так ли?
Организация конкурса
Необходимо учесть несколько важных мелочей.
• Нужны два помещения: для жюри и для участников конкурса – «зал ожидания» Если в вашем офисе толькоодна комната, организуйте «зал ожидания» в коридоре.
• В помещении жюри – стол С одной стороны полукругом сидят члены жюри Каждому нужен стул С другой стороны – стул для соискателя. И один стул запасной
• В жюри конкурса должно быть минимум 2 человека. Например, организатор и заказчик. Лучше, если в жюри 3–5 человек Главное – жизненный опыт и умение разбираться в людях. Знание специфики работы приветствуется
• У всех членов жюри должны быть вопросы конкурса (см ниже), ручки, чистые листы А4, напитки (чай/кофе/минералка) и стаканчики (горячительное будете пить после конкурса!).
• Положите на стол жюри 10 комплектов анкет для второго этапа конкурса (см ниже) и резюме приглашенных на конкурс
• Для «зала ожидания» потребуется 10 стульев и ваш сотрудник –администратор конкурса. Его задача – следить за порядком, обеспечивать участников всем необходимым, помалкивать, наблюдать и слушать. Свой среди чужих, чужой среди своих Еще лучше, если этот человек общается с соискателями и поддерживает с ними личный контакт Важно, во-первых, сообщать позитивную информацию о вашей компании. Но не раскрывать лишнего (например, размера окладов) И, во-вторых, необходимо снимать напряжение среди участников конкурса, чтобы они не сбегали сами, пока вы сами их не «пристрелите» На роль такого человека идеально подходит наблюдательная, неглупая и не слишком яркая женщина. Периодически приглашайте ее к себе Она доложит вам, кто о чем говорит и кто чем дышит.
Начальное объявление
Конкурс начинается в 17:05–17:10. Жюри в полном составе выходит в «зал ожидания». Организатор объявляет:
– Добрый вечер! Мы рады видеть вас в нашей компании – Торговом доме «Богатырь» Мы – эксклюзивный дистрибьютор производителя пива № 1 в мире корпорации MoonInterdrink. Мы поставляем пиво таких известных марок, как «Алтайская корона», «Переклинское» и «Толстобрюхов». Сегодня мы проводим конкурс по приему на работу торговых представителей
У меня для вас есть несколько плохих новостей и одна хорошая Начну с плохих.
Во-первых, конкурс, как всегда, очень сильный. У нас огромное количество резюме. Сегодняшний конкурс только один из нескольких Сейчас собрались не все, кто приглашен, многие подойдут к 18:00 Выиграть конкурс и попасть к нам на работу будет нелегко
Во-вторых, мы очень серьезно относимся к отбору кадров. Конкурс будет тяжелым. Обычно наши конкурсы занимают пять часов – до десяти вечера. Разумеется, тот, кто отсеется на ранней стадии, уйдет раньше А вот те, кто будет иметь серьезные шансы получить у нас работу, раньше десяти отсюда не уйдут. У вас будет возможность предупредить родных
В-третьих, сама работа не подарок. Она строится по известному принципу «волка ноги кормят». Разъезды, встречи на территории клиента. Оплата большей частью от полученных результатов Как потопаешь – так и полопаешь.
Хорошая новость: если несколько человек покажут себя хорошими и перспективными профессионалами, мы имеем возможность принять на работу их всех!
Представляю вам жюри нашего конкурса. Меня зовут Иван Поддубный, я коммерческий директор компании Представляю вам Кирилла Мефодьевича – нашего начальника отдела продаж, Нельсона Манделу-младшего – профсоюзного босса и Юлию Тимошенко – финансового директора Председатель жюри – наш генеральный директор – Майкл Р Абрамович.
Все ключевые люди нашей компании собрались сегодня вечером, чтобы отобрать лучших из лучших для нашей команды. Кроме того, с вами весь вечер Мария Иванова. Она администратор нашего конкурса. Вы можете обращаться к ней с любыми вопросами
Сейчас мы начинаем с первого этапа конкурса – короткого собеседования Его цель – начальное знакомство Каждое собеседование займет от 2 до 5 минут Вы по очереди его пройдете, после чего возвращаетесь сюда и ждете. По результатам этого собеседования мы примем решение: кого отпустить домой к семьям, а с кем поработать поплотнее. Наша общая цель – провести первый этап конкурса четко, эффективно и как можно быстрее Раньше сядем – раньше выйдем!
Вопросы, пожелания, замечания? Нет? Отлично! Тогда – кто первый?
Когда вы стоите перед толпой участников конкурса и заставляете их подчиниться вашей воле, вы напоминаете укротителя в цирке Перед вами львы и тигры. С помощью кнута и револьвера, заряженного холостыми, вы должны заставить их подчиняться и выполнять нужные трюки. Если вы не будете сильнее духом, чем хищники, они вас сожрут.
Перепишите этот текст под себя и заучите наизусть. После того как вы произнесете его первые 10–20 раз, он пойдет легко, на автомате
А пока вы с коллегами и первым участником конкурса проходите в комнату жюри и занимаете места Начинается первый этап конкурса!