Но у нас уже заложена по «Базису» стоимость всего зала, как мы ее можем изменить?

ИРИНА ПАГИЕВАНо вы же потом готовите отчет, я уже говорила ранее об этом. Если вдруг проводится, например, акция с таким сайтом, который продает скидку и приводит вам новую аудиторию, и если аншлаговая стоимость до этого утверждена, а так и есть, если спектакль поступил в продажу, то издается на основании служебной записки. Во всех театрах по-разному, но, допустим, пишется какой-то запрос на имя дирекции с просьбой разрешить заключить контракт с такой-то компанией на размещение информации на сайте, потом подсчитывается количество купонов, принесенных в кассу, делается итоговый отчет по номерам серий купонов, делается итоговый отчет по продажам фактическим, по переоценке, и делается акт, в котором указывается стоимость переоценки.

То есть, стоимость мы не изменяем?

ИРИНА ПАГИЕВАСтоимость изменяем в базе. Они приносят купон, мы принимаем его к отчету, и стоимость билетов – это 50% для зрителя. 50% переоценка, 50% стоимость для зрителя. И потом в отчете это все фигурирует, если работаете в «Тонлайне», там достаточно все просто.

Мы должны заранее назначить еще какую-то очередную сетку?

АНДРЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВВ «Базисе», в котором вы работаете, этой функции переоценки мест, насколько я знаю, нет. То есть, там нет дополнения к приказу. Системы в деталях всегда отличаются. Вы должны понимать, что «Базис» – это система городского масштаба, и проблемы отдельно взятого театра не очень там детально рассмотрены. Мы же шли, наоборот, от театра к театру, и агентскую версию мы выпускали буквально 4 года назад. Соответственно, у нас вопросы отдельно взятого театра проработаны лучше, и с точки зрения бизнеса, который касается городских касс, это вполне логично, они реализуют билеты других театров, их вопрос переоценки вашего отдельно взятого театра целевого пользователя такой системы не так сильно беспокоит.

АНДРЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ

Рассказав о каких-то основных преимуществах, я хотел бы кратко как-то обозначить тему недостатков, к которым, я считаю, нужно отнести два, по крайней мере, момента. Для того чтобы запустить автоматизированную систему у себя в театре, должен быть компьютерно грамотный персонал. Требования компьютерной грамотности минимальны, то есть, сотрудники должны уметь мышкой попадать в нужное место, и на сегодняшний день трудностей глобального характера в той области нет вообще. Если лет 7-8 назад наблюдались такие трудности, сейчас, на мой взгляд, это не является объективной причиной. И второе, конечно, компьютерный парк и другая компьютерная техника, принтеры, которые необходимы, чтобы все это функционировало. Вот, пожалуй, два момента.

Что требуется для того, чтобы внедрить в театр билетную систему. Естественно, требуется компьютерный парк, требования к компьютерам минимального по современным меркам уровня, и в ценовом, и в техническом плане. Фактически, если вас не испугает слово «сервер», нужен выделенный сервер тоже достаточно низкого ценового диапазона и компьютеры, если это новые свежие компьютеры, то порядок цены из того, что мы брали недавно для каких-то заказчиков, порядка 12-13 тысяч рублей. Соответственно, компьютерно грамотный персонал, билетные принтеры, либо лазерные, которые не все системы позволяют использовать. Тиражи билетов из термокартона выгодно заказывать от 20-25 тысяч билетов. Если театр небольшой или не имеет своей площадки, то он может совершенно спокойно в обычной типографии заказать нарезанные отдельные бланки и печатать на лазерных принтерах. Также нужно приобрести соответствующее программное обеспечение. Кстати, если вы подключаетесь к какой-то готовой системе, фактически все те же самые составляющие вам нужны, единственное, вы не приобретаете программное обеспечение, а как бы арендуете его. Соответственно, если вы подключаетесь просто к какому-то интернет-приложению, как «Кассир.ру», то, как правило, «Кассир.ру» и подобные организации являются коммерческими, они вам должны, на мой взгляд, предоставить все необходимое оборудование, чтобы вы могли в он-лайн режиме с ними функционировать. Про билетные киоски я уже говорил, достаточно дорогая пока на сегодняшний день штука и для отдельно взятого театра это пока перспектива; перспектива, когда они станут дешевле, либо жизнь станет дороже.

Что мешает перейти на работу от ручного способа продажи билетов на автоматизированный? Я считаю, что ничего не мешает, кроме стихийных бедствий и каких-то форс-мажорных обстоятельств, ибо если есть желание, то, как правило, находятся спонсоры, деньги, инвесторы, не так много нужно всего, и все это запускается в достаточно короткие сроки. Более того, могу сказать однозначно, что из всех, кто перешел на работу от ручного способа на автоматизированный, нет ни одного, кто бы вернулся обратно на ручной способ продажи билетов.

Фактические сроки и ориентировочная стоимость. Наш опыт показывает, что запустить, внедрить систему при проведении подготовительной работы, когда у вас готов тираж билетов, есть необходимая компьютерная техника, персонал на месте, можно совершенно спокойно в течение одной недели. Это неоднократно уже подтверждалось в прошлом году, когда мы запускали около 26 проектов в течение года в разных регионах. Трех-четырех дней обучения вполне достаточно, чтобы люди освоили систему, то есть, на четвертый день они работают, как правило, самостоятельно под нашим наблюдением, если какие-то вопросы возникают, мы им что-то подсказываем, но зачастую не возникает и вопросов. Система разработана как клиентоориентированная, то есть, она рассчитана на простого пользователя, не продвинутого инженера-специалиста-программиста, а обычного работника кассы, билетного стола. Там все наглядно, есть подсказки, и, собственно, три дня, когда мы учим, достаточно, чтобы освоить все это. Бывают ситуации, что тот или иной театр не может закупить все необходимое одновременно, и тогда проекты затягиваются на несколько месяцев вплоть до того, что есть заказчики, которые, начав закупать компьютерную технику или какую-то составляющую из всего проекта, запускаются только через год, но таких единицы.

Что касается стоимости, то минимальная стоимость в районе 80 тысяч рублей по программному обеспечению и максимальная пока что в районе 180-200 тысяч рублей, это для больших объектов, у которых порядка 8-10 рабочих мест. Что касается стоимости оборудования, то цена на компьютеры и в Москве, и в регионах примерно одинакова. В среднем проект обходится в 100-120 тысяч с обучением, с выездом и так далее. Это совершенно нормальная практика, потому что средний объем автоматизации по количеству рабочих мест внутри театра – это 3-4 места, как правило, касса, билетный стол, бухгалтер и еще кто-то там, администратор, замдиректора, и так далее. Бывает больше, бывает меньше, но в среднем так.

Хотелось свое мнение сказать по поводу источников финансирования, которые в наибольшей степени известны, естественно, вам как работникам театров,. Когда возникает вопрос, где искать деньги, происходит иногда коллапс с тем, что денег как бы нет. На самом деле, деньги есть всегда, как говорил персонаж один известный, достаточно наклониться, не поленившись, чтобы их поднять, они лежат где-то рядом. Тем не менее, если вы покупаете программу, а программа может быть поставлена, не программа даже, а проект в целом и его составляющие, на совершенно разных условиях, которые с бухгалтерской и финансовой точки зрения существуют. Это покупка, то есть, вы купили один раз, все передается вам, и вы спокойно с этим живете. Это может быть покупка в рассрочку полностью или частично. Мы со своей стороны достаточно спокойно идем на рассрочку по оборудованию. То есть, те же самые билетные принтеры, которые стоят достаточно дорого, иногда до 55 тысяч, могут быть переданы в рассрочку с дальнейшим оформлением на театр. Это может быть просто аренда, то есть, у вас нет статьи, допустим, на покупку, но есть деньги на аренду оборудования, и тоже здесь можно найти совместное решение. Естественно, существуют банки, в которых есть кредиты, инвесторы и спонсоры. И совершенно точно могу сказать, что среди наших заказчиков были те, кому инвесторы и спонсоры оплачивали полностью или частично проект. Их тоже немного, не более 10%, но они есть. Соответственно, есть еще способ поэтапного запуска системы, то есть, когда вы берете минимальную поставку, рассчитанную на один компьютер, при этом на одном компьютере может работать весь перечень ваших сотрудников, единственное, поочередно, это и билетный стол, и касса, и, соответственно, бухгалтерия может прийти получить отчетность, с дальнейшим расширения системы по мере появления финансовых возможностей до необходимого количества автоматизированных мест.

Есть также городские, государственные программы, под которые выделяется финансирование, в том числе сейчас в области культуры: «электронный город», «электронный регион», и ряд еще других направлений оказания услуг населению в электронном виде, под которое, в принципе, попадает и создание билетных систем, тем более, что они связаны с сайтами, как правило, театров, где совершенно логично электронные услуги населению оказывать.

ВОПРОС

Наши рекомендации