Занятие 12. Россия в XVIII веке
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 218-241.
1. Соотнесите:
Император | Период правления |
А) Петр II | 1) 1682 - 1725 |
Б) Иван VI Антонович | 2) 1725 – 1727 |
В) Петр I | 3) 1727 – 1730 |
Г) Елизавета Петровна | 4) 1730 – 1740 |
Д) Екатерина II | 5) 1740-1741 |
Е) Павел I | 6) 1741 – 1761 |
Ж) Петр III | 7) 1761 - 1762 |
З) Екатерина I И) Анна Иоанновна | 8) 1762 – 1796 9) 1796 – 1801 |
Запишите ответ
2. Соотнесите восстания и их даты, заполните таблицу:
Дата | Восстание | Характер | Причины |
А) 1705 – 1706 -__ ) | 1) Восстание под предводительством К. Булавина | А) | А) |
Б) 1705 – 1711 -__ ) | 2) Стрелецкое восстание в Астрахани | Б) | Б) |
В) 1707 – 1708 -__ ) | 3) Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | В) | В) |
Г) 1773 – 1775 -__ ) | 4) Восстание башкир | Г) | Г) |
3. Соотнесите:
Дата | Событие |
А) 1703 | 1) Основание Санкт-Петербурга |
Б) 1705 | 2) Введение ежегодной рекрутской повинности |
В) 1708 | 3) Реформа административного управления. Разделение России на губернии |
Г) 1711 | 4) Учреждение Правительствующего Сената |
Д) 1714 | 5) Указ царя Петра I о единонаследии |
Е) 1718 – 1721 | 6) Ликвидация Приказов, учреждение Коллегий |
Ж) 1721 | 7) Учреждение Святейшего Синода (вместо патриаршества) |
З) 1722 | 8) Издание «Табели о рангах» |
И) 1726 | 9) Учреждение Верховного тайного совета |
К) 1731 | 10) Упразднение Верховного тайного совета и учреждение Кабинета министров |
Л) 1741 | 11) Упразднение Кабинета министров, восстановление полномочий Сената |
М) 1762 | 12) Манифест о вольности дворянства. Манифест об уничтожении Тайной канцелярии. |
Н) 1764 | 13) Начало реформ в области образования по проекту И. И. Бецкого |
О) 1765 | 14) Указ о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь |
П) 1765 | 15) Создание Вольного экономического общества |
Р) 1767 – 1768 | 16) Деятельность Уложенной комиссии |
С) 1769 | 17) Выпуск ассигнаций (первых бумажных денег в России) |
Т) 1775 | 18) Издание «Учреждения для управления губерний Российской империи». Разделение страны на 51 губернию |
У) 1785 | 19) «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» |
Ф) 1797 | 20) Введение престолонаследия по генеалогическому старшинству |
Запишите ответ
4. Соотнесите сражения и их даты, заполните таблицу:
Дата | Сражение | Война | Значение |
А) 1700 - __ ) | 1) Взятие Дербента, Баку | А) | А) |
Б) 1702 - __ ) | 2) Взятие крепости Измаил | Б) | Б) |
В) 1703- __ ) | 3) Взятие Кёнигсберга | В) | В) |
Г) 1704- __ ) | 4) Гангутское морское сражение. | Г) | Г) |
Д) 1708- __) | 5) Занятие Крыма | Д) | Д) |
Е) 1709- __) | 6) Взятие крепости Очаков | Е) | Е) |
Ж) 1710- __) | 7) Взятие крепости Ниеншанц | Ж) | Ж) |
З) 1711- __ ) | 8) Взятие крепости Хотин | З) | З) |
И) 1714- __) | 9) Победа русского флота при Чесме | И) | И) |
К) 1720- __) | 10) Взятие русскими войсками Риги, Ревеля, Выборга | К) | К) |
Л) 1723- __) | 11) Окружение русской армии на р. Прут | Л) | Л) |
М) 1757- __) | 12) Осада и взятие крепости Нотебург (Орешек) | М) | М) |
Н) 1770, 26 июня- __) | 13) Осада и взятие русскими войсками крепостей Дерпт и Нарва | Н) | Н) |
О) 1770, июль- __) | 14) Победа при Рымнике | О) | О) |
П) 1771- __) | 15) Победы при Ларге и Кагуле | П) | П) |
Р) 1772 | 16) Победа при Фокшанах | Р) | Р) |
С) 1788, сен. – окт. – __) | 17) Победы под Карасу и Кючук-Кайнарджи | С) | С) |
Т) 1788, 18 сен - __) | 18) Победа над турецким флотом при Синопе | Т) | Т) |
У) 1788, 6 дек. - __) | 19) Полтавская битва | У) | У) |
Ф) 1789, 21 июля- __) | 20) Поражение под Нарвой | Ф) | Ф) |
Х) 1789, 11 сентября- __) | 21) Разгром шведского корпуса у Лесной | Х) | Х) |
Ц) 1790 - __) | 22) Сражение у острова Гренгам | Ц) | Ц) |
5. Заполните таблицу (поставьте крестик в нужном столбике):
Произведения и годы их создания | Эпоха барокко (40-50-е гг. XVIII в.) | Эпоха классицизма (вторая пол. XVIII в.) |
Большой дворец Петергофа (1714-1755) | ||
Смольный монастырь (1748-1835) | ||
Екатерининский дворец (1752-1756) | ||
Зимний дворец (1757-1762) | ||
Благородное собрание (1775-1792) | ||
Сенатский дворец (1776-1787) | ||
Здание МГУ на Моховой (1782-1793) | ||
Пашков дом (1784-1786) | ||
Большой Царицинский дворец (1786-1796) | ||
Михайловский замок (1797-1801) | ||
Таврический дворец (1783-1789) |
6. Отметьте знаком «+» черты, характерные для России XVI-XVIII вв
Феодализм | |
Развитие экономики | |
Рост мануфактурной промышленности | |
Развитие промышленного капитализма | |
Появление новых отраслей производства | |
Развитие мелкотоварного производства | |
Развитие хозяйственной специализации районов | |
Лишение власти божественной санкции | |
Расширение международной торговли | |
Развитие внутренней торговли | |
Гос. монополия на основные товары | |
Становление буржуазных отношений | |
Политика меркантилизма | |
Гипертрофированная роль государства в экономике | |
Ограниченный рынок рабочей силы | |
Наличие традиционных политических институтов | |
Экстенсивное развитие сельского хозяйства | |
Подушная подать | |
Паспортная система | |
Экономическое отставание | |
Принцип выслуги на гос. службе | |
Консолидация дворянства | |
Сословность | |
Модернизация |
7. Какое событие произошло позже других?
1) подписание Ништадского мира
2) основание Санкт-Петербурга
3) присоединение к России Крыма
4) Великое посольство Петра I
7. Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе, созданный в 1711 г., получил название:
1) Сенат
2) Синод
3) Юстиц-коллегия
4) Кабинет министров
8. Причиной вступления в России в Семилетнюю войну являлся (-ась):
1) угроза интересам России в Центральной Европе со стороны Пруссии
2) необходимость получения выхода к незамерзающим портам
3) захват части территории России
4) борьба за "польское наследство"
9. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания:
«Глава II
9. <…> Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с пространством толь великаго государства.
Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальных стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно.
Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
Какий предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы действия их направить к получению самаго большего ото всех добра.
Итак, правление, к сему концу достигающее лучше прочих, и при том естественную вольность меньше других ограничивающее, есть то, которое наилучше сходствует с намерениями, в разумных тварях предполагаемыми, и соответствует концу, на который в учреждении гражданских обществ взирают неотступно.
Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.
Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел, и столько споспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <…>
19. <…> Государь есть источник всякия государственный и гражданский власти.
Глава XI
260. Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных. <...>
263. Причем однако весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в непослушание рабов против господ своих; не узнав же сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойствие одних и других от того зависит. <...>
Глава XIII
293. О рукоделии и торговле.
Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится.
Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственнаго.
Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другий у него отымет».
Земледелие есть самый больший труд для человека; чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны. <...>
299.Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои
влучшее пред прочими приведшим состояние.
300.И рукоделам, употребившим в трудах своих рачение превосходнейшее.
Сие установление в всех земли странах произведет успехи. Оно послужило и в наши времена к заведению весьма важных рукоделий. <…>
Земледелие есть первый и главный труд, к которому поощрять людей должно, вторым есть рукоделие из собственнаго произращения.
Махины, которые служат к сокращению рукоделия, не всегда полезны. Если что сделанное руками, стоит посредственной цены, которая равным образом сходна и купцу и тому, кто се сделал, то махины, сокращающие рукоделие, то есть уменьшающие число работающих, во многонародном государстве будут вредны. <…>
317.Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется там, где ея спокойствия не нарушают.
Во многих землях, где все на откупу, правление государственных сборов разоряет торговлю своим неправосудием, притеснениями и чрезмерными налогами; однако оно ее разоряет, еще не приступая к сему затруднениями, оным причиняемыми, и обрядами, от оного требуемыми.
В других местах, где таможни на вере, весьма отличная удобность торговать, одно слово письменное оканчивает превеликия дела. Не надобно купцу терять напрасно времени, и иметь на то особливых приставников, чтобы прекратить все затруднения, затеянныя откупщиками, или чтоб покориться оным.
Вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят; сие было бы больше рабство оные. Что стесняет торгующаго, то не стесняет торговли. В вольных областях купец находит безчисленныя противуречия, а там, где рабство заведено, он никогда столько законами не связан. Англия запрещает вывозить свою волну и шерсть; она узаконила возить уголье в столичный город морем; она запретила вывозить к заводам способных лошадей, корабли, из ее американских селений торгующие в Европу должны на якорях становиться в Англии: она сим и сему подобным стесняет купца, но все в пользу торговли.
Истинное правило есть не исключать никакого народа из своей торговли без важных причин.
Во многих государствах учреждены с хорошим успехом банки, которые, доброю своею славою изобретши новые знаки ценам, сих обращение умножили. Но чтоб в единоначальном правлении таковым учреждениям безопасно верили, должно сии банки присовокупить кустановлениям, святости причастным, независящим от правительства и жаловальными грамотами снабденным, к которым никому не можно и не должно иметь дела, как то: больны, сиротские домы и прочее, чтобы все люди были уверены и надежны, что государь денег их не тронет никогда, и кредита сих мест не повредит.
Некоторый лучший о законах писатель говорит следующее: «Люди, побужденные действиями, в некоторых державах употребляемыми, думают, что надлежит установить законы, поощряющие дворянство к отправлению торговли; сие было бы способом к разорению дворянства без всякой пользы для торговли. Благоразумно в сем деле поступают в тех местах, где купцы не дворяне; но они могут сделаться дворянами: они имеют надежду получить дворянство, не имея в том действительнаго препятствия; нет у них другаго надежнейшаго способа выйти из своего звания мещанскаго, как отправлять оное с крайним рачением, или иметь в нем счастливые успехи,— вещь, которая обыкновенно присовокуплена к довольству и изобилию. Противно существу торговли, чтобы дворянство оную в самодержавном правлении делало; погибельно было бы сие для городов, так утверждают императоры Онорий и Феодосий, и отняло бы между купцами и чернью удобность покупать и продавать товары свои. Противно и существу самодержавного правления, чтобы в оном дворянство торговлю производило. Обыкновение дозволившее в некоторой державе торги вести дворянству, принадлежит к тем вещам, кои весьма много способствовали к приведению там в безсилие прежняго утвержденнаго правления».
Есть люди сему противнаго мнения, рассуждающие, что дворянам неслужащим дозволить можно торговать с тем предписанием, чтобы они во всем подвергали себя законам купеческим. <…>
Глава XV
357. О дворянстве.
Земледельцы живут в селах и деревнях и обработывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякаго состояния людей: исей есть их жребий.
В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках.
Дворянство есть нарицание в чести различающее от прочих тех, кои оным украшены.
Как между людьми одни были добродетельнее других, а при том
И заслугами отличались, то принято издревле отличать добродетельнейших и более других служащих людей, дав им сие нарицание в чести; и установлено, чтоб они пользовались разными преимуществами, основанными на сих выше сказанных начальных правилах.
Еще и далее в сем поступлено: учреждены законом способы, каким сие достоинство от государя получить можно, и означены те поступки, чрез которые теряется оное.
Добродетель с заслугою возводит людей в степень дворянства. Добродетель и честь должны быть оному правилами предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к государю, и беспрестанно внушающими, не делать никогда безчестного дела.
Мало таких случаев, которые бы более вели к получению чести, как военная служба, защищать отечество свое, победить неприятеля онаго, есть первое право и упражнение приличествующее дворянам.
Но хотя военное искусство есть самый древнейший способ, коим достигали до дворянского достоинства, и хотя военныя добродетели необходимо нужны ко пребыванию и сохранению государства.
Однако же и правосудие не меньше надобно во время мира, как и в войне; и государство разрушилося бы без онаго.
А из того следует, что не только прилично дворянству, но и приобретать сие достоинство можно и гражданскими добродетелями так, как и военными.
Из чего паки следует, что лишити дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил онаго своими основанию его достоинства противными поступками, и сделался чрез то звания своего недостойным.
И уже честь и сохранение непорочности дворянскаго достоинства требуют, чтоб такий сам чрез поступки свои, основание своего звания нарушающий, был по обличении исключен из числа дворян и лишен дворянства.
Поступки же, противные дворянскому званию, суть измена, разбой, воровство всякаго рода, нарушение клятвы и даннаго слова, лжесвидетельство, кое сам делал или других уговаривал делать, составление лживых крепостей, или других тому подобных писем.
Одним словом, всякий обман, противный чести, а наипаче те действия, кои за собою влекут уничижение.
Совершенство же сохранения чести состоит в любви к отечеству и наблюдении всех законов и должностей, из чего последует:
Похвала и слава, особливо тому роду, который между предками своими считает более таких людей, кои украшены были добродетелями, честию, заслугою, верностию и любовию к своему отечеству, следовательно, и к государю.
Преимущества же дворянския должны все основаны быть на вышеписанных начальных правилах, составляющих существо дворянскаго звания.
Глава XVI
О среднем роде людей.
Сказано мною в XV главе: в городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. В котором государстве дворянам основание сделано сходственное с предписанными правилами XV главы; тут полезно также учредить основанное на добронравии и трудолюбии, и к оным ведущее положение, коим пользоваться будут те, о коих здесь дело идет.
Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от котораго государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний.
Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам.
К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах.
Сверх того, всех тех, кои выходить будут, не быв дворянами, изо всех нами и предками нашими учрежденных училищ, и воспитательных домов, какого бы те училища звания ни были, духовный или светския.
Также приказных людей детей. А как в оном третьем роде суть, разныя степени преимуществ: то не входя в подробность оных, открываем только дорогу к разсуждению об нем.
Как все основание к сему среднему роду людей будет иметь в предмете добронравие и трудолюбие: то напротив того, нарушение сих правил, будет служить к исключению из онаго, как то на пример, вероломство, неисполнение своих обещаний, особливо, если тому причина лень или обман.» / URL: http://www.studfiles.ru/preview/2439278/page:20/
Вопросы к тексту:
1. Какая форма власти, с точки зрения Екатерины II, является наилучшей для России? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова цель самодержавной власти?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что Екатерина II думает о крепостном праве?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие идеи Екатерина II высказывает в отношении торговли?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Под чьим влиянием написан «Наказ» Екатерины II?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как можно охарактеризовать взгляды Екатерины II?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________