Исторический экскурс в историю государственного регулирования внешней торговли
Если остановиться вкратце на истории возникновения таможенных методов регулирования, то можно обозначить несколько этапов.
В ХVI были введены «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонения от уплаты.
В ХVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну.
Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года, в который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.
Перейдя в эпоху Петровских преобразований можно отметить основные тенденции. Это односторонняя фискальная направленность российской таможенной политики.
Для Петра I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Вероятно поэтому до конца первой четверти ХVIII века протекционистские меры применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.
После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение, и как следствие проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, фритредерства. В новом тарифе предусматривалось что:
во-первых, все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;
во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находились в зачаточном состоянии;
в-третьих, ввозные пошлины на сырье, служившей основой для отечественного производства также отличались умеренностью;
в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной по сравнению с полуфабрикатами;
в-пятых высокой 30% пошлиной облагались товары, производство которых в стране уже было освоено.
В девятнадцатом веке вновь приобрели популярность фритредерские идеи и настроения. В 1817 году в Одессе была введена зона порто франко. Затем был принят умеренный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров. Эта тенденция преобладала на протяжение всего века.
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.
Возвращаясь назад в краткий исторический экскурс, можно придти к выводу, что основным регулятором внешнеэкономической деятельности предшествующих эпох был таможенный тариф.