Перспективы торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР.

Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах.

Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется в следующем:

- Неизменна общая тенденция к постоянному углублению отношений между двумя странами.

- Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия на пути развития китайско-российских связей.

Решение «в основном» территориального спора, что геополитически гарантирует долголетнюю дружбу между двумя государствами. «Дальновидная позиция и взаимопонимание, достигнутое Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают чрезвычайно успешное развитие отношений между двумя странами и способность сохранения им долгосрочной стабильности».

- Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отношений, основанных на равенстве.

Одна из самых главных особенностей китайско-российских отношений заключается в том, что с самого начала в основание их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования.

Китайский фактор для российской экономики приобретает все большее значение. Задача о доведении российско-китайского товарооборота до 60 млрд. долл. к 2010 году, поставленная руководством РФ и КНР, выполняется успешно. В 2007 г. российско-китайская внешняя торговля превысила (по китайским источникам) 48 млрд. долл. Однако баланс двусторонней торговли для российской стороны впервые стал отрицательным: российский импорт из Китая превысил экспорт.

Китай обладает огромными людскими ресурсами, его экономика быстро растет. Российский Дальний Восток и Сибирь - малонаселенные районы, где не хватает рабочей силы. Лидеры России и Китая подписали «Совместную декларацию», в которой в пункте о китайских мигрантах на российском Дальнем Востоке, говорится, что главы государств договорились совместно противостоять нелегальной миграции, создавать благоприятные условия для физических и юридических лиц, работающих в приграничных районах легально. В регионе было зарегистрировано уже 43,5 тыс. китайских граждан, работавших в разных отраслях экономики.

В правовом регулировании иностранцев на территории РФ пока еще много пробелов — неразвитость механизмов и процедур контроля за пребыванием мигрантов. Визовая политика, неправомерные и даже репрессивные формы регистрации, выталкивают законопослушных мигрантов в ряды нелегалов и в теневую сферу занятости.

В международном разделении труда в СВА за российским Дальним Востоком закрепились две ниши: 1) это поставки топливно-энергетических и лесных ресурсов; 2) преодоление услуг по транзиту грузов, в первую очередь топливно-энергетических.

Стабильно развиваются связи между РФ и КНР в лесном комплексе. КНР ограничена в лесных ресурсах, из-за наложения на них вырубку, в связи с эрозией почвы на Северо-Востоке Китая. Наблюдается рост экспорта с Дальнего Востока России в КНР.

В среднесрочном периоде в лесном комплексе Дальнего Востока России будет реализован комплекс по превращению России из поставщика древесного сырья в поставщика полуфабрикатов и изделий конечного пользования, что изменит взаимосвязи РФ с КНР.

Привлечение прямых инвестиций – дело достаточно трудное, до настоящего времени общий объем инвестиционного сотрудничества между Китаем и Россией был небольшим и до наступления экономического кризиса. Российских предприятий в Китае мало, крупные российские предприятия только недавно стали проявлять интерес к инвестициям в китайскую экономику. Но с другой стороны есть ряд незавершенных проектов, работу над которыми необходимо завершить.

Об инвестиционном сотрудничестве. КНР вложила 96,6 млн.долл.в инвестиционные проекты на территории Дальнего Востока и Забайкалья. Вместе с тем, на фоне партнёрства наблюдается снижение заинтересованности Китая в реализации совместных проектов. Так из 14 заявленных проектов по итогам российско-китайских инвестиционных форумов с китайским участием на Дальнем Востоке реализуются только два (по добыче облицовочного камня и рудного золота в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Маянском районах с Хэйлунцзянской инвестиционной горнопромышленной компанией).

Необходимо улучшить инвестиционный климат, привлечь китайскую сторону к участию в инвестиционных проектах по таким направлениям сотрудничества, как создание лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий, ориентированных на экспорт; строительство рыбозаводных ферм по выращиванию марикультуры; развитие промышленности строительных материалов.

Развивается сотрудничество в области культуры. С 1997 по 2011 гг. проведён культурный обмен 115 группами, в которых участвовало 1735 деятелей культуры, искусства, СМИ, кинематографа. Активизации культурных обменов способствует деятельность Межправительственной Подкомиссии по сотрудничеству в области образования и культуры. Российская Федерация 2011 год планируется как год китайского языка. Увеличивается число людей в России, изучающих китайский язык, их насчитывается более 10 тысяч человек. Необходимо увеличить количество учебных заведений конфуцианской и русской направленности; создать китайские центры в России и русские центры в Китае, активизировать деятельность Обществ российско-китайской и китайско-российской дружбы; проводить культурные обмены на постоянной основе.

В настоящее время китайской стороной ведётся работа по проектированию Многофункциональных комплексов с учётом допущенных ранее ошибок. Предполагается создание 20 различных комплексов на территории РФ, среди которых: торговая зона Забайкальск – Манчжурия; создание таможенного перехода, а в последствии транспортно-логического центра на приграничном Большом Уссурийском острове, упрощающего прохождение товаров; строительство района торгово-экономического сотрудничества «Канцзи» в г.Уссурийске; Создание локальной зоны экономического роста на базе пограничного перехода Покрова – Жаохэ.

Россия является экспортёром энергетических ресурсов в Китай. В нефтяной сфере заключено межправительственное соглашение о поставках нефти из России в КНР, которые должны к 2011 году достичь 30 млн.тонн нефти. Также намечено строительство ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на Китай. Кроме того, в сфере энергетики осуществляются и планируются следующие проекты: строительство Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие отношений между северо-восточными провинциями Китая и дальним Востоком России, является неразвитость инфраструктуры.

Запреты и ограничения, а также необходимость уплачивать пошлины усиливали контрабандную торговлю, которая становилась достаточно распространенным явлением и на западном участке забайкальской границы, и на восточном. Нелегальная торговля к середине XIX в. приняла столь широкие масштабы, что жители Забайкалья удовлетворяли свои потребности в чае и хлопчатобумажных изделиях за счет контрабандного обмена товарами с китайцами в различных пограничных пунктах. Разгул приграничной нелегальной торговли явился одной из причин начавшегося в середине XIX в. застоя официальной торговли.

Приграничными территориями Востока РФ вносились предложения по развитию на региональном уровне трансграничной инфраструктуры. Часть предложенных проектов получили развитие, но большинство осталось нереализованными. Главные причины: сложность переходного периода РФ, отсутствие стратегии развития Востока России; существующие в России; опасения по поводу «китайской угрозы»; попытки крупных корпораций не допустить на российский рынок конкурентов из Азии.

Ведущиеся между нашими странами переговоры о взаиморасчетах в рублях и юанях КНР на данное время не завершены. Валюты 2-х стран в основном используются в приграничной торговле, в небольших объемах и не оказывают серьезного влияния на повышение или уменьшение товарооборота в целом.

Для исправления и выравнивания сложившейся ситуации в торговле между Россией и Китаем следует активизировать работу по следующим направлениям:

-крупные компании поставщики и потребители сырьевой продукции должны перейти на долгосрочные контрактные отношения, что позволить избежать влияния внешнеэкономической ситуации;

-приложить максимум усилий, чтобы не допустить роста протекционизма в торговле;

-поддержка со стороны правительств 2-х стран, так Россия пошла на снижение экспортных пошлин;

-финансирование, в том числе кредитная поддержка предпринимателей.

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что одновременно Россия и континентальный Китай стремятся расширить экономическое сотрудничество.

Следует отметить, что развитие экономических связей между Россией и Китаем отстает от темпов углубления их политического сотрудничества. Если во внешнеполитической сфере налицо постоянное движение по восходящей линии, то торгово-экономические связи в этот же период характеризовались непоследовательностью и даже хаотичностью.

Необходимо углублять и расширять российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия. Поэтому нужны новые прорывы в области политики, экономики, лесного комплекса, инвестиционного сотрудничества, культуры и концептуальных подходов.

Заключение

В результате проведенного исследования торгово-экономических отношений России и Китая можно сделать выводы, что торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период своего развития. В то же время именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие, от прочности которого во многом будет зависеть и будущее российско-китайских отношений в целом. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей.

В первой главе нами проанализировано история торгово-экономических отношений и политика стратегического партнерства.

Хотя за последние несколько лет межгосударственные отношения развиваются довольно успешно, теория «китайской угрозы» еще находит спрос среди части россиян. Народам двух стран не достает взаимопонимания, ощущается еще немало психологических негативных факторов, оставленных историей.

В настоящем отношения между Россией и Китаем строятся на взаимном уважении выбора путей общественного развития, невмешательстве во внутренние дела, соблюдении единства и территориальной целостности друг друга и развитии всестороннего сотрудничества.

Во второй главе проведен анализ и оценка экспорта и импорта, а также экономическое состояние между двумя странами.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в январе-феврале 2012 г. 39 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,8 раза. Уменьшение стоимости экспорта вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть.

Импорт товаров составил в январе 2011 года 8,7 млрд. долларов США и снизился по сравнению с январем 2010 года на 37,4 процента.

Спрос на некоторые товары из Китая растет и тем самым гарантирует рост объемов поставок в Россию. Что касается экспорта, Россия является основным поставщиком нефти, угля и леса т.д..Благодаря дешевому труду и низкому платежеспособности внутреннего спроса, торгово-экономические отношения России и Китая остаются стабильными.

В третьей главе определены перспективы и предложения развития российско-китайских торгово-экономических отношений.

Экономические и торговые отношения двух стран на практике заметно отстают от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия и взаимопонимания. Здесь сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. Между двумя странами создан механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Работает российско-китайская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подписанный Меморандум направлен на взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме отражены пожелания и намерения сторон.

В целом России для дальнейшего экономического сотрудничества и стабильного развития с Китаем необходимо решить:

-четко определить основные приоритеты в торгово-экономических и научно-технических связях с Китаем ( наукоемкие и иновационые отрасли) .

-сосредоточить усилия и средства на развитии таких перспективных направлений как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая.

-для стартового момента было бы желательно получить крупные инвестиции извне.

-продолжать расширять ассортимент поставляемой машинотехнической продукции, выводить на рынок новые, высокотехнологичные товары, сельскохозяйственную продукцию;

-организация государственного регулирования, в том числе кредитной поддержки предпринимателей.

-провести оптимизацию экспертных пошлин со стороны 2-х стран.

Торгово-экономическое сотрудничества представляет общепризнанный огромный потенциал. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, подписаны десятки соглашений различного уровня. Идет проработка ряда крупных проектов в области нефти и газа, транспорта, энергетики, гражданской авиации и т.д. Налаживаются прямые экономические связи между регионами двух стран. На территории России и Китая создаются несколько довольно больших совместных предприятий производственного характера.

Наши рекомендации