Политика стратегического партнерства РФ и КНР
Российско-китайские отношения стратегического партнерства характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях.
Основные принципы российско-китайских отношений закреплены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном Президентом В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.
Контакты между главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер - встречи проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).В 2002 года состоялся официальный визит в КНР Президента Российской Федерации В.В.Путина. 26-30 мая 2003 г. прошел государственный визит в Россию нового Председателя КНР Ху Цзиньтао. Имеет место регулярное общение по "горячей" линии телефонной связи.
Действует механизм регулярных (раз в год) встреч глав правительств России и Китая.Между Белым домом и Госсоветом КНР также установлена "горячая" линия телефонной связи.
Налажено сотрудничество между центральными законодательными, судебными и практически всеми исполнительными органами власти. Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня.
Установлена, юридически оформлена и демаркирована российско-китайская граница на более чем 98% ее протяженности.
Успешно реализуются подписанные главами пяти государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское и Московское соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. На базе “Шанхайской пятерки” создана Шанхайская организация сотрудничества, соучредителем которой наравне с указанными странами стал и Узбекистан.
В последние годы существенно активизировалось торгово-экономическое сотрудничество. В соответствии с графиком идет строительство с российским участием АЭС "Тяньвань" в китайской провинции Цзянсу. Продолжается проработка перспективных нефтяных и газовых проектов, началось создание совместных технопарков.
В гуманитарной сфере намечены масштабные проекты сотрудничества, среди которых ежегодное проведение фестивалей культуры, создание совместных вузов и центров изучения русского и китайского языков, более тесное взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб, популяризацияв России лечебных методов традиционной китайской медицины, активизация на плановой основе туристических и спортивных обменов, сотрудничества СМИ.
Позиции России и КНР по принципиальным вопросам устройства миропорядка и по основным международным проблемам, в том числе таким региональным, как иракская и ситуация на Корейском полуострове, совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел, действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и департаментов.
Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах.
Имеется в виду, прежде всего, решение «в основном» территориального спора, что геополитически гарантирует долголетнюю дружбу между двумя государствами. «Дальновидная позиция и взаимопонимание, достигнутое Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают чрезвычайно успешное развитие отношений между двумя странами и способность сохранения им долгосрочной стабильности».
Одна из самых главных особенностей китайско-российских отношений заключается в том, что с самого начала в основание их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования. Когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано недвусмысленное разъяснение, что оба государства являются полностью независимыми и что больше не будет разделения на «старшего к младшего братьев». Еще большую ясность внесла китайская сторона: эти отношения существуют на 5 принципах мирного, страны не будут антагонистами, они не вступают в союз, становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процветания. Между странами были установлены партнерские отношения стратегического сотрудничества, они на основе равноправия укрепляли и расширяли сферу взаимодействия, В своих отношениях стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также проявляют внимание к безопасности партнера. В международной сфере они стремятся к здоровому развитию международных отношений, выступают с многочисленными инициативами в целях создания нового международного порядка.
Что касается сферы экономики, то здесь они активизируют сотрудничество и вместе с тем занимают позитивные позиции а отношении экономической глобализации. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией, их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.
Потенциал отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией не исчерпан, эти страны как постоянные члены Совета безопасности ООН и великие державы, обладающие глобальным влиянием, должны играть еще большую роль в международных делах. Ощущается необходимость их сотрудничества во многих вопросах в ходе развития ситуации после окончания холодной войны – 4 тыс. км. общей границы создают условия для тесного сотрудничества Китая и России в области экономики. В настоящее время между ними прогрессирует тенденция к росту политических связей, тогда как экономические отношения отстают от них. В последние годы китайско-российская торговля колеблется на уровне 5-6 млрд. долл., во внешней торговле России это составляет лишь 5%, а во внешней торговле КНР - лишь около 2%, что, разумеется, явно не соответствует хозяйственным возможностям обеих стран.
Правительства обеих стран предпринимают ряд мер, чтобы в этой области складывалась новая ситуация. Например, во время своего визита в Россию премьер Госсовета обсудил конкретные проекты сотрудничества во многих сферах, в том числе в использовании лесных ресурсов России, освоении энергетики, строительстве транспортной инфраструктуры, сотрудничестве в сфере трудовых ресурсов, а также в развитии торговли военной техникой и т.д. В целом было заключено более 10 проектов сотрудничества. Сейчас началась их реализация, и перспективы этого внушают оптимизм.
Если говорить об условиях, существующих в обеих странах, то Россия обладает достаточно хорошей индустриальной базой, стоит на передовом в мире научно-техническом уровне, располагает чрезвычайно богатыми природными ресурсами и высококачественными научно-техническими кадрами. Китай в результате политики реформ и открытости также располагает многими благоприятными возможностями для сотрудничества с другими государствами: с одной стороны, он имеет емкий рынок для зарубежных товаров, а с другой, возможности для экспорта целого ряда товаров и в первую очередь продукции легкой промышленности и бытовой электроники. Эта взаимодополняемость в области экономики создает необычайно благоприятные условия для расширения торговли и экономического взаимодействия между Китаем и Россией.
Центр тяжести китайско-российских отношений концентрируется в согласовании политики и обновлении мышления.
Для углубленного развития китайско-российских отношений необходимо укреплять согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с постоянными изменениями обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными державами. Развитие китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглашений, однако, в ходе реализации некоторых из них не были достигнуты поставленные цели, Это также затрагивает проблему политики и подходов.
В области стратегического сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия, согласование механизма развития отношений с многими странами. Новые моменты, выявившиеся в международных отношениях в последние годы, состоят в том, что между крупными державами постоянно корректируются отношения. В этом есть позитивная сторона, но есть н негативный фактор. Например, в общественном мнении России проявляется подозрительность и опасения, когда у КНР развиваются связи с другими государствами, особенно когда улучшаются китайско-американские отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности демонстрируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что развитие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую США стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.
Далее, общеизвестно, что для политики США в отношении Китая характерна двойственность: в ней есть и «контакты», и сдерживание. Политика Китая в отношении США с самого начала принципиальна, развитие Китаем отношений со всеми странами не наносит ущерба третьим странам. Реальная же ситуация заключается в том, что и Китай, и Россия являются объектами давления со стороны США, которые не откажутся от своих замыслов создать «однополюсный» мир и поэтому не позволят России восстановить бывший Советский Союз и стать подлинно мощной мировой державой. Разумеется, они точно так же не хотят видеть и Китай сильной державой. Курс США ясен: в достаточно продолжительный период времени в будущем они не могут допустить, чтобы в мире появились страны, способные бросить вызов их интересам. Поэтому перед лицом силовой политики и своевольных действий США Китаю и России остается лишь укреплять взаимное сотрудничество, отстаивать справедливость, укреплять взаимное доверие, двигать вперед многополярность в мире и процесс создания нового международного политического и экономического порядка. Только так китайско-российское стратегическое сотрудничество сможет играть растущую роль.
В экономической сфере правительства двух стран уже проявили большую активность, однако, по-прежнему лишь достижение еще большего взаимопонимания в наших подходах и политике даст возможность активнее мобилизовывать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения:
а) «Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не проявляется в должной мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором. Всем ясно, что Россия обладает невиданными природными ресурсами. Ее энергетические и лесные ресурсы н другие полезные ископаемые недостаточно освоены. Все эти богатства находятся в сибирских и дальневосточных районах, расположенных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей силы и возможностей освоения природных богатств. Это – чрезвычайно благоприятные условия для сотрудничества обеих сторон. В настоящее время в экономическом сотрудничестве западных стран с Китаем в очень большой степени используется многочисленная н дешевая китайская рабочая сила. Они вкладывают большие значительные прямые инвестиции в Китай, создавая там частные и смешанные предприятия. Это и есть форма сотрудничества, сочетающая финансовый капитал и рабочую силу. В результате резко растет торговля между КНР и западными странами, объем сделок становится все больше.
В то же время российская политика «охраны природных ресурсов» ограничивает экспорт сырьевых материалов. В результате экономическое сотрудничество Китая и России серьезно тормозится. В России даже опасаются, что экспорт в эту страну китайской рабочей силы может привести к переселению китайского населения на российскую территорию. С подобными настроениями трудно добиться того, чтобы взаимодополняемость в экономике двух сторон обрела должную роль. Такими же причинами объясняется и то обстоятельство, что выполнение многих заключенных соглашений о сотрудничестве встречается с очень большими трудностями.
б) Потенциал экономического сотрудничества приграничных районов и мест между Китаем и Россией, в том числе торговли между городами полностью не используется. Торговля и экономическое сотрудничество между приграничными районами двух стран получило довольно большое развитие, причем неожиданно высокими темпами. Стали быстро возникать многочисленные пункты пропуска на границе. Однако в политике Китая и России произошли подвижки. Россия ввела ограничения на экспорт сырьевых товаров. Аналогично и Китай, осуществляя макро регулирование в экономике, сократил государственное кредитование мест, предприятий и компаний. В этой связи приграничная торговля быстро пошла на убыль, а расцветающие пункты пропуска на границе стали хиреть. Значительным оказался ущерб для развития экономического сотрудничества. Это показывает, что обе стороны находятся в тисках политики. Отрадно, однако, что в последнее время в китайско-российской приграничной торговле вновь наблюдается подъем. Это показывает, что как только политические условия позволяют, эта торговля, а также экономическое сотрудничество мест раскрывает свой большой потенциал.
Что касается неправительственных обменов Китая с Россией, то они пока мало развиты и далеко отстают от отношений между правительствами. Народная дипломатия еще не занимает видного места, хотя каналы неправительственных обменов очень важны и дополняют правительственную дипломатию. Народам двух стран не достает взаимопонимания, ощущается еще немало психологических негативных факторов, оставленных историей.
В данной главе раскрывается общая информация о КНР и история партнерства с Россией. И хотя за последние несколько лет межгосударственные отношения развиваются довольно успешно, теория «китайской угрозы» еще находит спрос среди части россиян. Это тем более говорит в пользу необходимости значительного усиления неправительственных обменов. Ощущается острый дефицит контактов в области культуры, которые являются важной областью неправительственных обменов. Необходимо углублять и расширять китайско-российские отношения, многие их области еще ждут раскрытия. Поэтому нужны новые прорывы в области политики и концептуальных подходов.